Золотое Кольцо-2. Часть 2. Ростов Великий - Борисоглебский.

Dec 14, 2009 00:19

Ранним утром мы позавтракали в гостинице Ростова Великого, где провели ночь, и отправились дальше. Вопреки опасениям, за ночь с машиной ничего не произошло. Следующим населенным пунктом, запланированным к посещению, на нашем пути стал Борисоглебский.

В России есть несколько населенных пунктов с таким названием, и тот, который мы посетили - один из самых маленьких. Поселок построен вокруг Борисоглебского монастыря, который, несмотря на свои немаленькие размеры и интересную историю, посещается туристами значительно меньше, чем монастыри Ростова, Владимира и других городов, где мы уже побывали.

Поселок, в отличии от большинства попадавшихся нам на пути, оказался на удивление живым. Нам не встретилось там находящихся в запустении домов, заросших борщевиком огородов, и других признаков урбанизации. От Ростова Борисоглебский расположен совсем не далеко, и мы имели возможность наблюдать его жизнь с самого утра, когда мы доехали туда было около 9. Свою экскурсию по поселку мы прошли по маршруту находящегося там геокеша, поэтому смогли увидеть все его достопримечательности.

Монастырь находится не в лучшем состоянии, сравните вид надвратной часовни на фотографии выше, сделаной мной, с фотографией ниже, сделаной Прокудиным-Горским более 100 лет назад.

Хотя историю про князей-мучеников Бориса и Глеба проходят в школе, на уроках истории, особо почитаемыми святыми они не являются. В Москве есть лишь одна маленькая церковь, посвященная им, да и та новодельная. Она находится рядом со станцией метро Арбатская, и построена неподалеку от места нахождения одноименной церкви, разрушеной во время перепланировки района. А тут целый монастырь.

В настоящее время, хотя на территории монастыря и находится пара действующих церквей, он является, скорее, музеем, чем культовым сооружением. Музеи были еще закрыты, и до их открытия мы успели обойти всю его территорию.

Территория оказалась довольно уютной и умеренно ухоженой.

В середине монастыря расположена интересная колокольня с часами.

Одним из шагов в поиске геокеша явилось посещение памятника Пересвету работы Церетели. Удивило не только то, что прославленный скульптор добрался и до этого тихого поселка, но и то, что при создании памятника он обошелся без присущей ему монументальности.

Мы вернулись к надвратной церкви, которая полностью отдана под помещения музея как раз к его открытию, и явились первыми его посетителями. За время нашего нахождения в Борисоглебском других туристов мы там не встретили. Музейный ассортимент состоит там из небольшой выставки картин местных художников, прогулки по монастырской стене и подъема на смотровую площадку одной из башен, а также краеведческого музея, расположеного в отдельном здании на территории с выставками "фауна родного края" и "осветительные приборы". На фото ниже - надвратная церковь, вход в музей слева.

Как я узнал позже, случайно найдя в сети сайт поселка, там проживает аномально большое число художников. Убедитесь сами: http://borisogleb.info/index.php?nma=artist&fla=index . Но еще в музее я про себя отметил, что находящиеся там полотна написаны действительно хорошо. Правда, картин там очень немного, на фото ниже примерно четверть от всей экспозиции. Кстати, на сайте поселка можно найти много интересной информации о нем и о монастыре, вокруг которого он построен.

Миновав перекрытый несколькими досками мрачный проем, из которого веяло сыростью, по видимому, ведущий в подвалы монастыря, мы направились к башне по галерее монастырской стены.

Подъем на смотровую площадку проходил по головоломному лабиринту хрупких на вид деревянных лестниц. Я сделал несколько кадров, пытаясь его запечатлеть, но передать его общий вид у меня так и не получилось. Во время подъема из работников музея за нами никто не наблюдал, кроме, разве что, многочисленных гнездящихся на внутренних уступах башни голубей.

Со смотровой площадки удалось осмотреть окрестности поселка, еще раз убедившись в том, что он довольно обжитой.

С башни открывался обзорный вид и на территорию монастыря.

Полазив немного по лестницам башни, мы вернулись обратно ко входу в музей. Оставив одну из работниц читать утреннюю газету, мы взяли вторую, и пошли к зданию краеведческой экспозиции. Работница открыла для нас музей, включила свет, запустила магнитофон с записью звуков природы, и встала в дверях, наблюдая за нами.

Небольшая комнатка музея оказалась довольно представительной по охвату фауны. Там были и медведь, и волки, и лиса. К сожалению, выяснилось, что право фотографировать там требовалось покупать отдельно, поэтому я успел сделать лишь пару фотографий. Внимание мое привлекло чучело бобра. Порывшись в сети, я так и не смог выяснить, являются ли ехидная ухмылка и пальцы веером естественными для бобров, или это лишь каприз таксидермиста.

В столь же небольшом помещении с экспозицией осветительных приборов, мы полюбовались на старинные подсвечники, масляные лампы, фарфоровые подставки для спичек и другие артефакты доэлектрической эпохи. Много времени это не заняло, мы распрощались с работницей музея и направились искать контейнер геокеша по вычисленным координатам, для чего потребовалось проехать несколько километров назад, в сторону Ростова.

Погуляв между гигантских муравейников мы быстро нашли контейнер. Необходимо отметить, что во время прошлой поездки мы долго искали подходящее место для палатки около Юрьева-Польского, нашли не лучшее, и с трудом, а вот между Ростовым и Борисоглебским таких мест, легко достижимых на моей машине, оказалось до обидного много.

Однако, ночевка была уже позади и мы направились в Углич.