Золотое кольцо - 1. Часть 2. Юрьев-Польский.

Aug 25, 2009 16:22

Юрьев-Польский сразу не произвел на нас впечатления. Отличить город от оставшихся позади деревень было невозможно. Низкие домики и разваливающееся здание почты не вселяли оптимизма относительно грядущих впечатлений. Но неподалеку была замечена еще одна заброшенная церковь, и мы остановились ее осмотреть.

К нашему сожалению, внутрь попасть нам не удалось, все проемы были надежно заколочены досками. Тем не менее, мы подробно осмотрели окрестности, и двинулись дальше. Даже если бы в Юрьеве-Польском не нашлось бы ничего более интересного, это не стало бы поводом для огорчения, ведь впереди у нас лежал еще долгий путь.

Но когда мы проехали дальше, стало ясно, что это все-таки город. Вокруг виднелось множество церквей, да и движение вокруг как-то оживилось.

Мы оставили автомобиль на импровизированной парковке у входа на какую-то фабрику, и отправились прогуляться к храмам, видневшимся неподалеку. Оказалось, что в той стороне, куда мы пошли, по диагонали, совсем рядом друг с другом, стоят 3 церкви.

Ближайшим в этом ряду оказался Георгиевский собор. Он выглядт очень необычно, сразу привлекая внимание. Как я узнал позднее, форма его не естественна. Будучи построен еще в 13 веке, к 15 он обветшал и впоследствии разрушился. Он был восстановлен в теперешнем виде московскими археологами, и при этом осталось много лишних камней.

Но все-таки, собор производит сильное впечатление. Особенно велико оно от каменных фресок, которыми он сплошь покрыт снаружи. К сожалению, реставраторы не смогли восстановить исходную схему их расположения, и местами фрески стыкуются плохо. Тем не менее, столь древний образчик декоративного искусства очень интересен.

Рядом с Георгиевским собором находится интересная церковь из красного кирпича. Она сразу бросается в глаза отсутствием купола, да и узоры из кирпичей на стенах тоже смотрятся необычно.

Далее в том же направлении находится монастырь. От места парковки его не было видно, и он стал на нашем пути приятной неожиданностью. На территории монастыря, судя по вывеске на воротах, находилось много разных выставок, но так как мы пришли туда незадолго до закрытия, купить билеты на них не удалось. Территорию монастыря можно увидеть на интерактивной панораме по следующей ссылке. Не забудьте покрутить и поприближать.

Территория монастыря оказалась приятной и благоустроенной. С ухоженными дорожками, чистыми лавочками и цветниками.

Присмотритесь к панораме, ссылку на которую я дал выше. Обратите внимание на скучающего человека в камуфляже и кепке. Когда мы с радостным видом фотографировали все вогруг (я в буквальном смысле крутился на одном месте, чтобы сделать панораму), он подошел к нам, и спросил: "Ребята, хотите на колокольню подняться?". Что за вопрос? Конечно, хотим! Он достал из кармана большую связку ключей, подвел нас к низкой дверце колокольни, и, отперев ее, предупредил густым, окающим басом: "только в колокола не звонить!".

Мы поднялиь по крутой витой лестнице, прошли мимо запертой двери с вывеской, гласившей что-то вроде "типичная келья типичного монаха", и вышли на площадку. Увиденное заставило вздрогнуть: у окна стоял какой-то человек, замахнувшись на нас рукой. Однако, сразу стало ясно, что это лишь фанерный силуэт звонаря в полный рост. На маленькой площадке находилась скудная музейная экспозиция. Помимо фанерного звонаря, из заслуживающего внимания там был лишь макет Юрьев-Польского деревянного кремля. Сделав несколько фотографий мы пошли дальше наверх, к колоколам.

Колокольня оказалась не только музеем, но и действующей звонницей. Я хотел сделать панораму и там, но массивные стены с не очень-то широкими проемами этому помешали. Тем не менее, несколько фотографий я все же сделал.

Здесь видно расположенный на территории монастыря сад лекарственных растений, такие сады, имеющие более образовательную, нежели лекарственно-прикладную функцию - частое украшение музейных монастырей. За садиком, за пределами монастырской стены, виден памятник основателю этого города (и еще некоторых других городов) - Юрию Долгорукому.

В башне справа, со спутниковой тарелкой, по видимому, живет местный владыка. "Ишь, гости к владыке приехали",- сказал пустивший нас на колокольню человек, указывая туда, когда мы спустились вниз. В той же стороне дальше находится главная площадь города.

Когда мы спустились, он запер башню. Хотелось дать ему денег (тем более, что при входе в монастырь посещение колокольни было указано как платная услуга), но деньги остались в машине. Пришлось ограничиться одним "Спасибо". На него он серьезно ответил: "спаси Бог", и вернулся под арку. Мы немного прошлись по небольшой территории монастыря, увидев по пути импровизированную выставку наличников, и пошли обратно к машине. Хотелось перепарковать ее поближе к центральной площади, чтобы дальше осматривать город оттуда.

Найти место удалось с трудом, хоть вокруг на дорогах и было свободно, повсюду висели знаки, запрещающие остановку и обозначающие начало пешеходных улиц, а правила нарушать не хотелось. В итоге, машина оказалась лишь немногим ближе от площади, чем перед этим, но с противоположной ее стороны.

Было уже темновато, и фотоаппарат с собой я не взял, тем более, что на первый взгляд и снимать было особо нечего. На пешеходной улице крутилась карусель с одиноким ребенком. Прогуливалось несколько местных жителей. Магазины были уже закрыты.

Первым заведением общественного питания в этом городе нам попалось кафе справа от площади. Там нам удалось сытно и дешево поужинать. Но от светового дня осталось совсем немного, а нам еще предстояло найти место для ночлега. Поэтому мы покинули Юрьев-Польский и отправились в сторону Суздаля.

Мы долго не могли найти у трассы подходящего места для палатки. Хотелось съехать на машине куда-нибудь с дороги, чтобы ее не было видно проезжающим мимо. Кроме того, хотелось встать подальше от деревень, чтобы не встречаться лишний раз с аборигенами. Но по дороге деревни чередовались с полями. Перелески были отделены от дороги оврагами, а сунувшись по одной укатанной колее в кусты я вынужден был дать задний ход после скрежета днища о камни.

До суздаля было пройдено почти три четверти пути, когда в последние светлые минуты (солнце было уже за горизонтом), мы увидели ровную грунтовку, уходящую в поле. Мы поехали по ней, и решили встать прямо там, в паре сотен метров от трассы. Дорога выглядела накатанной, но не слишком активной. Место было ровное, сухое и без комаров. Окрестные деревни были на приличном удалении и хорошо просматривались, а высокая трава скрывала палатку и машину. Палатку мы разбили прямо на дороге, в том месте, где она локально сильно расширялась, и спокойно проспали всю ночь.

Посмотреть снятую утром панораму места нашего ночлега можно здесь: http://tsovin.ru/panofield_out.swf .

На следующий день нам предстояло посещение Суздаля, Владимира и дорога домой.