Балканы. Часть седьмая. Тиват - Жабляк.

Mar 25, 2009 11:52

Почти весь следующий день мы провели в машине. Долгий путь был обусловлен не только большим расстоянием (более 250 км), но и низким качеством дороги, очень плохой погодой, а также несоответствием имеющихся карт действительности.

На фото - фрагмент дороги, одно из нечастых расширений. Слева находится обрыв, домик стоит вплотную к отвесной скале.





Рассказывая о дне, проведенном на Адриатическом море, я совершенно забыл написать о главном (в каком-то смысле): о купании в этом самом море.




Наша гостиница располагалась в двух шагах от воды, но сезон стоял не купальный, температура воздуха составляла +9, температуру же воды мы не знали. Мы вышли из гостиницы одетыми, ничем не выдавая своих намерений, разве что, я был в тапках. Раздевались уже у воды.




Хотя пляж был пустынным, несколько прохожих нас все-таки заметили, и остановились посмотреть на то, что будет дальше. Когда мы заходили в воду, кто-то из прохожих спросил меня по сербски, как вода? Я ответил, что свежая, и этим полностью убил в зрителях весь интерес к происходящему. А, рус, рус, забормотали они, и стали расходиться по своим делам. Мы окунулись в воду, проплыли понемногу, и стали быстро одеваться. Надо сказать, я ожидал, что вода будет холоднее, и готовился к заплыву примерно как к купанию на крещенье ( http://wilduser.livejournal.com/40942.html ). На самом деле, вода действительно оказалась скорее свежей, чем холодной, и можно было бы поплавать там подольше, но было уже поздно, я отнес lelik224 в гостиницу, и свое путешествие мы продолжили уже на следующий день.

Поездка в тот день проходила по маршруту Тиват - Будва - Свети Стефан - Вирпазар - Подгорица - Никшич - Шавник - Жабляк. Трек можно посмотреть тут: http://gpsies.com/map.do?fileId=qogbhfdgcgerlzzs .

Будва уже была осмотрена днем ранее, и следующей точкой у нас на пути был Свети Стефан, отель-остров.




На самом деле, это место хоть и красивое, но довольно скучное. Подробнее о нем можно прочитать тут: http://wikitravel.org/en/Sveti_Stefan .К тому же, сам остров сейчас закрыт на реконструкцию, и попасть туда нельзя. Тем не менее, мы перешли по мосту, отделяющему его от материка и постояли немного у ворот. Мы не встретили в его окрестностях ни единого человека, возможно, потому, что на пляже особо нечего делать под ледяным проливным дождем.

Еще некоторое время мы ехали по побережью, но скоро с ним пришлось распрощаться, дорога уводила нас вглубь страны. Преодолев перевал, мы оказались на берегу Скадарского озера.




Озеро это самое большое на Балканах, и одно из самых больших в Европе, почти 400 квадратных километров. В населенных пунктах вдоль дороги жители продают свежую рыбу. Некоторые рыбины почти в человеческий рост.

На фото - рыбак на озере. На том берегу - Албания.




Конечно, проезжая мимо такого рыбного места, мы не могли не пообедать (несмотря на ранний час). Озеро мы преодолели по мосту в узкой его части, и остановились у придорожного ресторанчика. Меню там удивляло: цены были нормальными для небольшого ресторанчика, но порции потрясали своим циклопическим размером. Вес мясных блюд был указан в 1-1,5 килограмма. Я заказал одно из самых легких блюд, жегулю на жару (жареного угря), который потянул на 300 грамм, и едва смог его осилить. Ни в тот день, ни поутру следующего, есть уже не хотелось :)

Вскоре после озера мы подъехали к Подгорице, столице Черногории. Путь впереди лежал неблизкий, а путеводитель отрекомендовал столицу как маленький и неинтересный город, поэтому только лишь заехав на окраину, мы свернули на второстепенное шоссе, и продолжили наш путь. Дорога по этому шоссе очень напоминала дорогу второго дня в Сербии, и сулила некоторые приключения: в GPS ее не было вовсе, а в бумажном атласе часть ее была обозначена пунктиром.

На пути у нас лежала известная достопримечательность Черногории: монастырь Острог, вырубленный в скале. Но находился он не у дороги, а несколько в стороне, и мы съехали на горную тропинку, продолжив движение по указателям. Тропинка карабкалась в гору, и вдруг спряталась в тумане.




Мы крались в тумане около 5 километров, периодически разъезжаясь с встречными машинами. Ожидать, когда из-за тумана перед нами выскочат фары несущегося куда-то серба, было волнительно. Конечно, подобное развлечение на горной дороге уже было нам знакомо по отрезку Мостар - Тиват, но густой туман придавал ощущениям дополнительной остроты. Мы остановились на первом большом разъезде, чтобы отдохнуть, а также пройтись вперед, и выяснить, далеко ли до монастыря. На этом фото можно увидеть наш автомобиль. А можно и не увидеть.




В тумане шел дождь. Вокруг было ни души. Через сотню метров попался покинутый дом (если приглядеться, справа на нем можно увидеть флаг России).




Еще несколько сотен не принесли ничего, кроме тумана.




Было принято решение ехать обратно, не доезжая до острога, так как он явно неблизко, а столь широкой площадки, которая позволит нам развернуться, дальше может и не попасться. Уже в Москве я сравнил наш трек со спутниковой картой, и вычислил, что до монастыря оставалось около 7 километров, при этом, дорога дальше была еще хуже и сложнее той, по которой мы успели проехать.

Фото сделано после спуска, уже после выезда из тумана, но еще до возвращения на шоссе. Светлые катышки на заднем плане - овцы.




Пунктир начинался у города Никшич. Как оказалось, в реальности это означало следующее: свежепостроенная магистраль, уходящая прямо, была закрыта бетонными блоками, а поток машин уходил с шоссе направо, в хитросплетение городских улиц.

Конечно, нам следовало бы остановиться на первой попавшейся заправке, и попробовать купить более подробный атлас (в нашем Никшич был лишь точкой на трассе, а в GPS его не было вовсе), но мы решили попробовать разобраться так. Некоторое время мы покружили по городу, стараясь, чтобы траектория в GPS вела примерно куда нам надо, а потом выехали на разбитый проселок. Необходимость подробной карты стала отчетливо ощущаться, но заправки нам не попадались, а скоро перестали попадаться и дома. Через несколько километров я заметил у дороги какое-то кафе, и отправился узнавать, где же мы все-таки, и куда едем. Как ни странно, оказалось, что едем мы куда надо, и практически прямо, хотя, из-за языкового барьера сомнения оставались. Нам сказали, что нам нужен следующий поворот направо, и мы, после знакомства с югославскими дорогами, не удивились, когда следующим поворотом оказались две колеи в грязи, идущие почти вертикально вверх в гору. Однако, мы рассудили, что этот поворот лучше пропустить. Следующим поворотом оказалось обычное старое шоссе, которое петляло в горах. Это шоссе оказалось самой пустынной дорогой за всю нашу поездку, что навевало чувство тревоги, и наполняло происходящее сюрреальностью. Ощущение разрыва с реальностью добавляли указатели с названиями населенных пунктов у съездов, в начале мы проехали через Крушевице, а потом и через Прагу. Только трег GPS, который вел нас к цели позволял верить, что мы все еще на земле, причем, в строго определенном ее месте.




Постепенно мы поднимались все выше в горы. Как-то неожиданно все вокруг оказалось завалено сугробами. Ощущение пляжного курорта, где мы были еще утром, осталось позади, а купание в море накануне казалось уже чем-то из прошлой жизни.

С высоты стала открывать панорама живописных долин. Жаль, что большинство их осталось необснято, ведь остановиться можно было только в малом числе мест, а при съемке из окна, стоило лишь мне опустить стекло - панорама сменялась унылыми кустами.




И вот, мы приехали в Шавник. До Шавника мы не видели ни одной встречной машины, зато после их было очень много. Из чего было сделано заключение: все любят Шавник!




Городок оказался очень уютным, тесно втиснувшимся между гор. А еще в Шавнике была заправка.




Нам казалось, что мы уже высоко в горах, но после Шавника дорога стала идти в гору еще круче.




Километров 20 мы ехали, петляя по горам, но не приближаясь к конечной точке. И вот мы въехали в зиму. И так неширокая горная дорога превратилась в вычищенную в снегу полосу, по которой едва можно было ехать, а разъехаться было крайне сложно. Один раз мы чуть не застряли там. Когда крутой серпантин пошел с гор вниз, красться по нему сил уже не оставалось. Мы съезжали с гор на головокружительных 30 километрах в час, едва вписываясь в повороты, и громко гудя перед ними, чтобы едущие навстречу могли нас пропустить. Надеюсь, лавину мы не спустили. На фото - дорога после преодоления серпантина. Она приподнята над окружающей местностью, поэтому снег кажется неглубоким. На самом деле он там по пояс.




Еще там дуют жуткие ветры. При выходе из машины едва не валит с ног. На фото - плато на пути в Жабляк.




Жабляк был первым местом, где у нас не была зарезервирована гостиница. Все, что мы знали о жилье там - это то, то там есть отель "Полонинка". Он попался нам на пути, и там мы решили остановиться. Отель оказался хорошим и уютным, но от него так и веяло стариной. Каждая деталь в номере и в лобби будто была перенесена из восьмидесятых. Я и забыл уже, когда в последний раз видел телефон с дисковым набором номера!




Жабляк - лыжный курорт, и из всех возможностей провести там досуг первым приходит в голову покататься на лыжах. Однако, у нас не было ни лыж, ни особых навыков катания, а день клонился к вечеру. Поиск склона и прокат снаряжения затянулись бы до ночи, а если учесть, что на горных лыжах я никогда прежде не стоял, извлечь из этого много удовольствия врядли бы получилось. Поэтому мы решили искать другие достопримечательности.

Мы знали, что Жабляк находится в природном парке Дурмитор, и там должно быть много интересного. Главной достопримечательностью окрестностей Жабляка путеводители называют ледяную пещеру, и мне очень хотелось ее увидеть еще с Тивата. Однако, в гостинице нам сказали, что дороги завалены снегом, и отправляться туда не стоит. Поэтому вместо пещеры мы решили сходить к Черному озеру, которое, как нам было анонсировано, обладает неземной красотой.




По дороге к озеру мы углубились в парк, где встретили прогуливающуюся парочку среднего возраста. Црно жезеро?,- спросил я у них, но они ответили, что понимают по русски :) . Оказалось, они долгое время работали в России, а сейчас живут в своем коттедже в парке. Так же у них есть дома или квартиры почти в каждом городе, где мы побывали: в Нови Саде, Мостаре, Петроваце и т. д. Живут же люди...




Когда мы только вошли в парк, за нами увязалась какая-то игривая собака. Она ластилась к нам, и не отставала всю дорогу.




Когда мы дошли до озера, было уже темно. Дул сильный ветер, похолодало, и собака стала замерзать. Поэтому мы повернули обратно. Но можем констатировать: черное озеро - действительно черное. Во всяком случае, ночью.




Когда мы возвращались обратно, к гостинице, у дороги зажгли фонари. Собака отстала от нас только в городе, свернувшись калачиком у продуктового магазина. Мы купили ей банку паштета, и отправились в гостиницу. На следующий день у нас был запланирован переезд в Вышеград.




Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html
Previous post Next post
Up