Балканы. Часть пятая. Мостар - Тиват.

Mar 16, 2009 17:33

Ночь прошла быстро, пора было покидать Мостар и ехать дальше, в Черногорию.






На фото - пейзаж на пути.




Некоторое время ушло на то, чтобы развернуть автомобиль в узком переулке, который карабкался в гору под углом градусов в 30, и мы выехали на шоссе.




Кратчайший и наиболее удобный путь из Боснии в Черногорию пролегает по побережью Адриатического моря, через Хорватию. Но проезд через Хорватию потребовал бы от нас предварительного оформления визы, да и проехать через еще одну страну, ничего там не посетив из-за спешки, было бы обидно. Поэтому было решено поехать через горы.

Маршрут наш был таков: Мостар - Требинье - Ябука (переезд в Черногорию) - Грахово - Хан - Ризан - Пераст - Котор - Тиват. Между Ризаном и Тиватом мы двигались по побережью, где один населенный пункт перетекает в другой, я назвал лишь самые значимые. Следовательно, если вы отдыхали в Черногории где-то на Ризанско-Которском заливе, значит и мы там побывали :)

Трек можно посмотреть тут: http://gpsies.com/map.do?fileId=uefausdnpiilmovw .

Дорога от Мостара до Требинье почти не отличалась от дороги от Сараево до Мостара. Живописно, но уже привычно. Неожиданно на горе мы увидели какую-то полуразрушенную крепость.







Пока мы ее снимали, по небу над нами пролетел журавлиный клин в сопровождении каких-то птиц поменьше, похоже, чаек. Я и не знал, что журавли летают с эскортом!




Надо отметить, что погода не жаловала нас в течении всего путешествия. Легкая морось сменялась ледяным ливнем, а изредка и мокрым снегом, фотографии выше сделаны под сильным дождем. Однако любоваться природными красотами это почти не мешало.

Требинье оказался довольно большим, и очень приятным на вид городом, но времени на него почти не оставалось. Там мы свернули с большой трассы, которая шла на Хорватию, и стали карабкаться в горы. Мы уже стали забывать кошмар сербских дорог, но тут снова вспомнили о них. Хотя дорога в Боснии все равно была лучше, такая же по ширине, она обладала лучшим покрытием, а водители на ней более-менее соблюдали правила. Тем не менее, ехать по ней было тяжело, от крутых поворотов захватывало дух, а от резких перепадов высоты закладывало уши. Горы вокруг стали черными и мрачными: еще бы, ведь мы ехали в Черногорию.

На фото - поворот на 180 градусов недалеко от Ябуки. Продолжение дороги видно справа за кустами.




Так постепенно, снижая на крутых участках скорость до рекомендуемых знаками 30 км/ч, мы и доползли до границы. Таможенники в который уже раз были крайне нам удивлены. Но у Боснийцев удивление быстро сменилось волнением. Ознакомившись с документами на автомобиль, они заявили: "Эта возила не ваша!". Нам-то это было очевидно, ведь на машине и внутри, и снаружи, было множество отметок "Sixt", однако для таможенников стало сюрпризом. Они попросили нас оставаться внутри, унесли паспорта к себе в будку (через окно было видно, что они куда-то звонили). Тем не менее, через 10 минут паспорта нам вернули, пожелав счастливого пути.

На фото - демилитаризованная зона между Сербией и Черногорией. Дорога проходит в ущелье справа, а вокруг только горы и туман.




Остановившись между границами мы устроили небольшую фотосессию, и двинулись дальше.




Когда мы поехали дальше, из клубов тумана выплыли какие-то ветхие ларьки с вывеской Duty Free. Окна в них были заколочены, и мы там не останавливались. В Черногорию нас пустили без каких-либо проблем, поставив в паспорта самые яркие штампы за все время нашего путешествия.

Карта требовала свернуть с шоссе уже через пару километров, на первом повороте. Но дорога, которая отходила от основной, казалась труднопроезжей. К тому же, она явно была однополосной. Метрах в ста от ее начала примостился небольшой домик с вывеской "Гранична полиция". Я зашел туда, и потрясая атласом автодорог, спросил "Грахово?", указав пальцем куда-то в туман. Ответом мне были дружные кивки полицейских. Я вышел оттуда, сел в машину, и пока полиция не успела сообразить, что произошло, мы скрылись в тумане.




Дорога на Грахово стала для нас первым по настоящему тяжелым испытанием. Дорога едва лепилась к горе, совершала крутые повороты и местами осыпалась. На карте ее не было. На треке видно, насколько она оказалась извилистой. Она видна на гуглоснимках, но снимки эти не передают главного, того что дорога лепится к узкому карнизу, где с одной стороны стена - а с другой пропасть, и все это в тумане. А еще там была настоящая зима, со снегом.

Дорога оказалась довольно оживленной. Нам то и дело попадались встречные машины. Чтобы разъехаться с ними, приходилось пятиться задом до ближайшего расширения, затем прижиматься к стене (либо свешиваться парой колес в пропасть) во время разъезда. Один раз нам встретился грузовик. Во время сложной последовательности маневров вперед-назад, от его борта до нашего зеркала было менее 5 миллиметров, но все закончилось благополучно.

Потом дорога неожиданно кончилась. вернее, кончился асфальт, а дорога превратилась в колеи в мерзлой глине. На том участке в горы агрессивно вгрызались самосвалы, и разминаться приходилось уже не с легковушками, а с большегрузными самосвалами с обломками скал в кузовах. Видимо, когда-нибудь там будет нормальная дорога.

И вот, через некоторое время мы спустились в заснеженную долину. Там и располагался населенный пункт Грахово.

Представьте: долина, со всех сторон окруженная горами. Горы теряются в тумане. Вокруг мрачно, холодно, и идет дождь. Долину из края в край пересекает узкая дорога, а в центре стоит мрачная церковь с кладбищем. Это - Грахово.




Правда, где-то на краю долины были и дома, но в тумане их было не видно.

Вскоре после церкви из тумана выплыл знак ограничения скорости: не более 80 километров в час. Через пару километров началась хорошая дорога. Подъем в гору был быстр и крут, нам надоело осторожно ползти по узкой дороге. Пару раз на новеньком горном шоссе попадались упавшие сверху камни размером с половину автомобиля, но мы объезжали их не сбавляя скорости. И вот за перевалом показался Ризан.




Черногория

Черногория - одна из самых молодых стран региона. Свою независимость она получила только в 2006, и когда мы планировали маршрут, думали, что она является частью Сербии.

Черногория - страна, знаменитая среди русских своими пляжными курортами. Что касается валюты, то мы всерьез опасались, что после боснийской конвертируемой мараки там неожиданно окажутся какие-нибудь собственные, уникальные черные горные мраки. Но опасения не оправдались: в Черногории ходит обычное евро (несмотря на то, что страна в евросоюз не входит, и даже использует эту валюту без разрешения оного). Формально первым Черногорским городом для нас стал Грахово, но он уж очень был похож на нечто из загробного мира. А вот Ризан - вполне типичный Черногорский курортный городок.

На фото - набережная Ризана.




Пальмы! После заснеженный вершин, с которых мы спустились, они смотрелись особенно необычно. Мы зашли в прибрежный ресторанчик пообедать. Было видно, что как обращаться с туристами там знают. С одной стороны - приятно, с другой - бежать за вами с чаевыми, крича вслед, чт овы забыли деньги, официант там не станет. Да и ощущения первопроходца теряются.

На фото - живописные острова в заливе.




Наш путь пролегал по побережью, практически вокруг всего залива. Следующая остановка была в Перасте, симпатичном городе, откуда в сезон ходит катер на острова. Но мы были там не в сезон, и поехали дальше.

На фото - Пераст.




Дорога проходила по уступу скалы, на уровень ниже прибрежных городков, и спустилась вниз только у Котора. Котор - самый крупный город в тех местах, его "старый город" включен в список мирового наследия Юнеско, ему мы уделили много времени на следующий день, и о нем я напишу позже. А пока нам надо было выбрать, ехать ли в Тиват по побережью, или сделать крюк, прокатившись по новенькому полуторакилометровому Которо-Тиватскому тоннелю? Было выбрано побережье, о чем мы потом пожалели. Несмотря на то, что в атласе дорога помечена как шоссе, она там однополосная, и мало чем отличается от дороги в Грахово. Только в Грахово были по сторонам скала и пропасть, а в Тивате - дома и море.




Нам сравнительно быстро удалось разыскать в Тивате забронированную гостиницу, забросить туда вещи, и пойти гулять по городу.

На фото - наша гостиница.




Я не ждал многого от курортного города в несезон, и увиденное было даже лучше моих ожиданий. Тиват не был похож на вымерший город, только лишь на обычный малонаселенный город под проливным дождем.







После прогулки быстро стемнело. Мы поужинали в гостиничном ресторане и отправились в номер спать. В Тивате нам предстояло провести еще один день, и этот день должен был стать первым без длительных переездов.

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html
Previous post Next post
Up