"Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы..."
(М. Багдановiч. Слуцкiя Ткачыхi)
Наверное, многие в курсе или догадываются, что такое челнок, шпуля и что ткань состоит из основы и утка. А вот знающих, что такое ремизы, галева или бердо, подозреваю, намного меньше ;) Я вам немножко расскажу и чуть-чуть покажу.
на самом деле здесь не будет ничего о подпольном цехе и вьетнамских гастарбайтерах несчастных ткачихах, у которых "тчэ, забыўшыся, рука заміж персідскага узора цьвяток радзімы васілька" . Все происходило по взаимному согласию :)
А началось с того, что Оксана-
malencia, она же учредитель
Heartiness - белорусского производителя слингов, а также шарфов, палантинов, платков и пр. ручного ткачества, предложила мне посетить мастер-класс. На настоящих ткацких станках. Я вообще люблю вещи сделанные руками и еще больше люблю сама руками что-то создавать. Какой-то нереальный кайф получаю от того, что результат труда можно потрогать! Поэтому на предложение согласилась, не раздумывая.
Мастер-класс планировалось провести в 2 этапа. Но так как "начинающие ткачихи" имеют очень несовершеннолетних детей и оставить их надолго без присмотра не могли, то встреч было 3.
Пройдя холодные коридоры камвольного комбината, я попала в комнату с ткацкими станками.
На одном из которых мастер Татьяна работала вот с такой градацией
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033365.jpg)
красотенюшка!
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033366.jpg)
А второй станок стоял одинокий и печальный
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033367.jpg)
потому что пустой, никаких ниточек на нем не было
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033368.jpg)
педали-поножи никто не нажимал
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033370.jpg)
На первом "уроке", мы должны были сновать основу.
Вначале Оксана рассказала про плотность полотна и нитей, и как рассчитать, сколько нитей должно быть в основе, и какой они должны быть длины с запасом... В принципе, все понятно, но я не записывала, поэтому ничего не воспроизведу )))
Познакомились с моталкой
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033371.jpg)
Нужно было перемотать на каждую шпулю с бобины определенный одинаковый метраж. Это не я гоняю приборчик по салазкам, а Саша
berenika_b )
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033372.jpg)
Вот вы пересчитайте, сколько их здесь
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033369.jpg)
Если бы основа была не однотонная, а градация, к примеру, пришлось бы для каждого цвета нитки, только меньшей длины, наматывать на это количество шпуль. Но нам "повезло", все ниточки серенькие :)
Потом все шпули закрепили и каждую ниточку продели в металлические крючки, на фото видно
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033373.jpg)
Дальше нужно было брать все нити от каждой катушки и наматывать пасму по 22 метра на вал.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033374.jpg)
Есть только инстаграмная фотка, где я, вроде бы крайнюю нить пускаю на счетчик перед намоткой. А выдумали мы как метры отсчитывали? ;))
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/large/214033364.jpg)
Намотали основу на вал и поняли, что на первый день достаточно.
В следующий раз предстояла более кропотливая работа. Нужно было протянуть нити в ремизы. Это такие рамки, между которыми находятся металлические проволочки (не обязательно металлические, могут быть и нитяные, но в данном случае металлические). Эти проволочки называются галева. Каждое галево в центре имеет "глазок" (как оказалось, глазки называются мальоны), через который пробирается одна нить. Тут важно учитывать, какой рисунок будет у полотна и соблюдать очередность продевания нитей в галева разных ремиз. Бггг, запутались? А думаете, нам было легко?
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033375.jpg)
Но и это еще не все. После прохождения ряда ремиз нити должны быть протянуты в бердо. А бердо - это такой гребень в данном случае из металлических пластинок, а может быть из деревянных. Мы с помощью крючка протягивали по две нити между каждой пластинкой.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033376.jpg)
Временно связанные пасмы
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033377.jpg)
После нужно было создать натяжение основы. И натяжение должно быть равномерным, от этого зависит качество готового полотна.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033378.jpg)
Видно, какие нити натянуты, а какие еще нет
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033379.jpg)
Каждая пасма привязывается к полотну, которое намотано на вал.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033381.jpg)
Можно подумать, что за нас все сделала Надежда - ткачиха, руки которой видны на фотографии, но мы честно-честно сидели считали каждую ниточку и протягивали ее тонкими крючками в галева и в бердо
Ну все, можно брать шпулю с нитью утка (кстати, тут тоже свои особенности намотки), заправлять в челнок и начинать.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033380.jpg)
Но на этом вторую часть закончили.
А третья была самая волшебная, потому что мы наконец-то ткали!
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030842.jpg)
И ткали на цветной основе
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030843.jpg)
В такие красивые сети и попасть приятно )
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030844.jpg)
Зев между ремизами в обычном и поднятом положении, сюда пропускается челнок с утком, а потом нить прибивается бердом
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030845.jpg)
и получается полотно с определенным рисунком. Здесь видно что часть с белым утком, а часть с синим
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030846.jpg)
Опять-таки не моя рука, а Лены-
sanalis, которая любезно поделилась фотографиями первых двух частей МК :)
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030847.jpg)
А вот и я уже села за станок
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030848.jpg)
Какое-то время потребовалось, чтобы приноровиться и соблюдать очередность: надавить поножи, чтобы открылся зев, пропустить челнок, прибить нить...
Зато потом я наловчилась и, подглядывая одним глазом в схему, но не смотря на ноги, довольно шустро давила на педали в разных комбинациях. Педалей, если вы помните, тут 4, конечно, для профессионалов-органистов ерунда, но начинающие ткачи могут иногда сбиваться. А еще я не сразу с достаточной силой прибивала нить, были опасения - вдруг, если сильно ударишь, что-нибудь порвется.
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033383.jpg)
Вот момент: расслабилась и накосячила - запустила челнок, не "отжав" бердо
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030850.jpg)
и Татьяна (между прочим работала
на Слуцких поясах) показывает, как исправлять ситуацию
Моменты ткачества. Честное слово, очень здорово! Сидишь, ногами жмешь, руки работают, ремизы поднимаются-опускаются, челнок летает туда-сюда (ну не всегда прям летает, если недостаточно сильно "дернуть за веревочку", может не долететь до противороложного края, но это уже приходит с опытом), потом смотришь - ого, сколько наткалось! :)
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214033382.jpg)
Рисунок при близком рассмотрении
![](http://photo.qip.ru/photo/wildkat/294662/xlarge/214030852.jpg)
Мне понравилось, ткала бы и ткала ;) Но станок такой дома не поставишь - слишком громко стучит. И основу сновать очень долго и не так весело. "Зато потом!.." ©. Правда Оксана предложила рассмотреть мою кандидатуру на должность третьей ткачихи, если вдруг чего :) Так что можно записать себе в резюме дополнительный "навык и умение".
P.S. Пока писала пост, Аленка ходила за спиной и в итоге сказала: "ладно, мама, я согласна, давай домой станочек маленький купим, я тоже ткать буду" )))