По наводке
shperk, который в Google+
Anatoly Shperk, посмотрел статьи
Сергея Большакова. Колебался, стоит ли что-то предложить вашему вниманию, пока не прочитал эту
статью:
В разных местах многие заинтересованные читатели вежливо намекали мне, что критиковать каждый может, а что ты сам готов предложить в качестве альтернативы?
В общем-то, они правы.
Позитивная программа должна быть. И для начала должны быть сформулированы принципы.
И первое, о чём стоит сказать, это принцип неопределённости.
Никто из нас не знает, что будет через год. Я сейчас даже не о крахе мировой валютной системы, столкновении с крупным метеоритом или какой-нибудь новой пандемии.
Мы не знаем, случатся ли катастрофические пожары, погибнет ли урожай, упадут ли вдвое цены на нефть.
Мы не знаем, разведёмся ли мы со своим супругом, родится ли у нас ребёнок, заведём ли мы щенка, будет ли у нас работа и какая.
Однако мы (государство, родители, учителя) вроде бы хорошо знаем, что пригодится нашим детям через 10-20-50 лет, а что не пригодиться.
Это представление устарело. И устарела система, построенная на этом представлении. На представлении определённости.
Принцип уникальности.
В том, что каждый человек уникален вроде бы не сомневается никто. Но с завидным упрямством мы отказываем человеку в уникальности его жизненного пути. При этом на 100 примеров превращения вчерашнего неудачника в звезду мы едва найдём один, когда успех был бы запрограммирован.
Интересен факт, что об уникальности человека и уникальности его пути лучше всего знает сам человек.
И это не зависит от возраста. Ни его родители, ни учителя или какие-то специалисты не могут оценить ситуацию верно, потому что базируются на уже известных знаниях, на ранее полученном опыте, куда эта уникальность ещё не вписана.
Принцип естественности.
В фундаменте базового образования должны лежать базовые потребности. Соблюдение этого принципа позволит избежать разочарований, депрессии и аномии.
Покажу его на примере письменности и чтения.
Ни писать, ни читать человеку не свойственно. Это - костыль для памяти. Знаменитый теоретик стихосложения Холшевников около 30 лет назад показал мне насколько мы разучились слушать, научившись писать и читать.
У человека есть тело и это не транспорт для головы.
Знание своего тела, его развитие не менее важно, чем развитие души и интеллекта. Танец ничем не уступает языкознанию. Более того, они связаны между собой гораздо хитрее, чем это приходит в голову министерским чиновникам и экспертам.
Это не значит, что читать и писать не нужно.
Это значит лишь то, что нельзя целенаправленно и методично «проскакивать» знания, умения и навыки более низких уровней, в пользу высших.
Особняком стоит ещё один принцип, который легко спутать с первым.
Принцип приключения (права на ошибку). Вся наша жизнь сегодня выстроена таким образом, что ошибку простить нельзя. Мы склонны наказывать за ошибки. Мы вроде бы готовы их простить себе (друзьям, родственникам), но при этом знаем, что нам их не простят другие. А значит, нам их надо скрыть.
Нарушение данного принципа влечёт за собой отказ от творчества и построение мира лжи.
Это костный и искажённый мир. Это мир конфликта, приписок и трусости. Это мир круговой поруки, общей безответственности. Мир кривых зеркал.
Предпоследний абзац это к нашему разговору об отметках. Отметки (оценки) исключают право на ошибку, но включают страх ошибиться. А без "Метода проб и ошибок", как бы это ни хотели ТРИЗовцы, в жизни не обойтись;-)