Почему в Хогвартсе учиться интересно а в обычной школе скучно? (10 отличий)

Aug 24, 2011 01:18


Снимая передачу "Давай наука" и создавая учебные конструкторы я всегда интересовался путями сделать процесс изучения научных знаний и технический умений интересным, а не таким каким мы все его помним. Недавний просмотр фильмов про  Гарри Поттера заставил задуматься - почему детям из фильма учиться в школе волшебства на порядок интереснее, чем просто детям в просто школе, даже если учитель старается?

Итак, вот найденные отличия и наметки путей их преодоления...

1. Законы  магического мира, созданного фантазией Джулиан Роулинг не похожи на законы физики нашего мира. Вместо этого они в точности подобны законам компьютерного виртуального пространства. Я имею в виду, что заклинания и операции с волшебной палочкой не сами по себе являются источником энергии, материалов и информации, нужных для осуществления волшебных действий, а как бы интерфейсом при помощи которого волшебник обращается к некой невидимой программируемой среде.  В мирах магов и компьютерщиков такая среда есть, а в реальном мире ее нет. Возможно это вопрос времени, так как "умный туман" из вездесущих нанороботов вполне мог бы обеспечить работу волшебных палочек и заклинаний, в том числе и всех, присутствующих в фильме.

Что общего между магической реальностью, компьютерной памятью и сетью нанороботов? Это удобство пользователя, то что основную работу за него выполняет среда, а от него требуется умение составить заклинание (программный скрипт) и грамотно применить его по ситуации. Любые предметы таким миров могут быть созданы колдовством (программированием). Поэтому новичок используя простые действия может творить впечатляющие, красивые и полезные вещи.

В материальном мире все не так. Ничего полезного или хотя бы красивого после не то что первых уроков, а и всего школьного курса физики, химии, биологии, математики (как ни странно и информатики) человек творить не готов. Банальная задача починки электропроводки или водопроводного крана ставит многих взрослых в тупик. Все это знают, потому и шансы на удержание естественного здорового внимания учеников на этих предметах равны нулю. Поэтому, пока до вездесущих нанороботов далеко, надо подумать что же такое красивого и полезного можно учиться делать в школе на этих предметах? Нашу мысль придется ограничить также и следующим пунктом.

2. Знания можно немедленно и с существенной пользой применять в повседневной жизни. Здесь ключевое слово -  "немедленно". Физику начинают учить в шестом классе, а в таком возрасте мало кому родители разрешат трогать электропроводку. Значит надо найти что-то такое, что можно применять и не только для серьезных дел, но и для игры. Компьютерщикам опять-таки проще. Но необходимо распространить этот принцип шире.

3. Эксперименты проводятся в большом масштабе. Левитация, создание пламени и искр, спецэффекты, взрывы - все это не такое уж волшебное, а примечательно своим маштабом. Конечно по сравнению с драконом искорка электрофорной машины блекнет. Но если сводить класс на экскурсию туда где есть стокиловаттные источники электроэнергии и устроить в минимально безопасной близости разряд размером с того же дракона, то впечатление вряд ли будет намного слабее.  Не менее занимательны и мощные лазеры, взрывы, магниты, плавильные печи, градирни и т.п. не говоря уже о том что есть в живой и неживой природе. Если бы ученики Хогвартса изучали магию в теории или на примере маленьких искорок то они бы приуныли так же как и мы.



4. Индивидуальный комплекс универсального экспериментального и технологического оборудования всегда есть у каждого с собой, готовый к применению в виде волшебной палочки и волшебной чудо-среды. К проблеме индивидуального универсального технологического оборудования мы попробовали в свое время подойти при помощи конструктора "Кулибин" и трехмерного принтера, что вышло не слишком удачно, но концептуально вроде правильно. К проблеме индивидуального экспериментального оборудования - с помощью электронного конструктора. Все это однако очень и очень далеко от волшебной палочки. Однако саму палочку, скажем для учителя физики, в наше время вполне можно сделать.

Распознавать речь могут сейчас даже телефоны. Стандартная микросхема гослосового набора номера может быть запрограммирована на распознавание пары десятков "заклинаний". Взмах палочкой может распознавать такая же дешевая микросхема акселерометра. Сама же палочка может содержать компактные аккумуляторы и источники различных физических явлений, конструктивно расположенные в ее корпусе. Пожалуй она будет больше похожа на волшебную дубинку но не в этом суть. В конце концов и с посохами волшебники ходят. В состав палочки могли бы входить:

* Полупроводниковый лазер мощностью несколько ватт что достаточно для оптических экспериментов, прожигания тонких пластиков, воздушных шаров, бумаги, зажигания спичек и т.п.
* Магнитострикционный излучатель ультразвука (и просто направленного мощного звука)
* Мощный электромагнит
* Источник высокого постоянного напряжения (как в электрошокере)
* Источник высокого переменного напряжения (как в катушке Теслы)
* Газовая горелка
* Фонарь
* и т.п.

В общем чтобы учитель на практике мог показывать как и для чего могут остроумно применяться физические явления не тратя по полдня на подготовку эксперимента.

5. Прямая связь между применением знания и полезным результатом. У волшебников там как - узнал заклинание  - прочитал его - и вот тебе пирожок. У школьников не так - узнал закон физики - забыл его - вырос - закончил институт - устроился на работу - вкалываешь или воруешь - получаешь деньги - купил пирожок.  Мотивации к трепетному отношению к знаниям, согласитесь, гораздо меньше. Кроме того, принцип разделяй (труд и его продукт) и властвуй (посредством капитала) отнимает свободу применения знания, а без свободы нет игры (в широком смысле) - наиболее эффективной формы обучения. Это связано с разделением труда и предыдущим пунктом  - отсутствием подручных инструментов для применения знаний и отсутствием понимания как их применять к конкретным жизненным ситуациям.

6. Отсутствие контроля над последствиями применения знания и отсюда его нравственная размытость. Волшебник всегда обязательно добрый или злой и это сразу видно начиная от стиля одежды до собственно дел которыми он занимаестя. А вот сказать злой  или добрый про инженера или математика мы можем применительно к его отношениям с коллегами и семьей, но не применительно к его профессиональной деятельности. Опять таки это связано с частной собственностью на средства производства, точнее с огромностью и дорогвизной этих средств при нынешнем уровне техники, так что не каждый (а по сути почти никто) не может пользоваться ими в свое удовольствие. Ученый и инженер сегодня редко явлется творцом, а все чаще исполнителем конкретного или предполагаемого спроса. Все большей добродетелью изобретателя считается маркетинг, поиск платежеспособного спроса. В отличие от этого в мире Гарри Поттера, несмотря на наличие денег, царит так сказать коммунизм - каждый сам по своим способностям справляется со своими  потребностями, в норме никто никого не эксплуатирует и не напрягает и только последние злодеи пытаются привнести в их мир крупицы нашей повседневности. Но и те делают зло ради зла а не ради денег, а герои тоже делают добро не ради денег. А попробуете в этом мире сделать что-то не ради денег... например вывести растение утилизующее токсичные отходы и выпустить в природу. Или наоборот, сделать ужасного зловредного робота. Так вот окажется что для этого надо так много денег что сначала надо потратить минимум полжизни на их зарабатывание без гарантии результата. А работая мы может и применяем какие-то знания, может даже по специальности - но что получится и кому и как оно будет служить - совершенно вне нашей власти. В этом плане герои книг Жюль Верна куда ближе к волшебникам чем современные инноваторы несмотря на весь прогресс технологии.

7. Прямая интеграция с духовно-нравственной сферой. Мир Гарри Поттера полон предметами, взаимодействующими не только с телом, но и с душой человека - меч, который не увидит человек склонный ко злу, заклинание работающее со светлыми воспоминаниями, здания помогающие добрым против злых и т.п. Тот мир пронизан этим. У нас же наука и техника считается чем-то по определению бездушным, хотя все понимают что значит "вложить душу" в какое либо произведение. Можно не знать историю и военное дело, но посмотреть на эти два танка и увидеть разный дух, двигавший их создателями.



Тот кто пытался всерьез создать какую-нибудь инновацию знает что такие неосязаемые вещи как вдохновение, гармония, дух, интуиция, совесть играют значительно большую роль в успехе проекта, чем станки, эрудиция или финансы. Ничему этому не учат с тех пор как произошло отделение Церкви от государства, а зря.

8. Подход "от видимого к невидимому" - будущие чародеи сначала знакомятся с видимыми проявлениями какого-либо явления или существа, а затем уже будучи впечатлены и заинтригованы, без какого-либо самопринуждения впитывают знания о внутренних причинах, закономерностях и прочих абстрактных атрибутах объекта, которые имеют для себя надежную опору в памяти в лице этого самого яркого объекта. В школе конечно не так. Сначала рассказывают формулы и непонятные закорючки, потом спустя много времени подвесят грузик и что-то там возможно померят. Помните, что самое трудное и муторное на лабораторной работе? Понять какой именно вывод из этого эксперимента ждет от нас учитель! Что говорит о том что это было все что угодно, но не эксперимент. Возможно пути к исправлению ситуации подсказывает следующий пункт.

9. Интерактивность. Чтобы ученики вспомнили заклинание по борьбе с темными силами, преподаватель выпускает толпу активных вредных существ из клетки. Ничего им не остается как попытаться перестать паниковать выполнять учебное задание, а к следующему уроку при такой методике явно постарается подготовиться и самый ленивый.




В плане интерактивности, мир физики, химии и биологии ничуть не уступает магическому миру. Однако, здесь важен следующий, и возможно самый главный момент.

10. Личный пример.  Директор и учителя Хогвартса применяли магию на каждом шагу на виду у всех и с большой пользой для дела. Можно ли сказать такое об обычной школе? В кабинете химии для включения проектора окна завешивают банальными шторами, а не затемняют электрохромным покрытием. В кабинете биологии не растут вкусные фрукты. В кабинете физики нет левитирующих ламп, а подражать тому, кто не пользуется своим умением - означает буквально: не пользоваться этим умением. Что дети успешно и делают.

Такие вот дела. Будем думать, как быть, что делать.

ТРИЗ, эксперимент

Previous post Next post
Up