Приветствую. Имеется давнишний текст - размышление на тему… который все никак не складывается. Текст не совсем закончен и редактирован, поэтому буду выкладывать частями, возможно не по порядку, под настроение. Кому интересно следите. Тексты/записи будут нумероваться в названии по порядку публикации, внутри текста нумерация своя!
Именование православной часовни и ее «посвящение». Изначально, суть вопроса заключалась в следующем:
- имела ли вот конкретно такая, либо подобная часовня-столб «посвящение во имя…» на момент постройки, освящения /если таковое было/; какое у нее могло быть название, и какое назначение, цель установки? пы.сы. Да и вообще, часовня ли это?
Пояснение:
- «посвящение»- указание (п.с. думаю термин подобран не корректно) во имя кого, чего освящена часовня; для примера - часовня придорожная Св. Николая имеет «посвящение» - освящена во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Всё остальное: часовня Никольская на трассе, часовня придорожная близ деревни эН-ской, и т.д. в любом виде - мирское, обиходное, либо «официальное» название самого строения.
- вопрос изначально относился не столько к современным часовням, сколько к тем, что были установлены в 18 -19 и начале 20 века. А в итоге всё получилось вот так... [маленькая особенность перед прочтением] Приветствую. Большая часть того, что написано ниже, является моим собственным мнением, если не указана ссылка на источник. Данное мнение сложилось в результате попыток общения и переписки со священнослужителями, историками, архитекторами, а так же поисков информации во всевозможных источниках, соответствующих данной тематике. Данный текст написан только для упорядочения выводов по результатам поисков и продолжения возможного заинтересованного диалога. К тому же часть выводов так и не получила ни подтверждения, ни опровержения. По сему, полное копирование данного текста, а частичное подавно, для публикации в других источниках и информационных средствах без согласования с автором запрещено. Контактов для связи указано предостаточно.
Если Вы читаете текст дальше, значит - согласны с указанными условиями. Нудное предисловие, можно не читать.
Подобные или похожие вопросы стали возникать довольно давно. Потихоньку спрашивал, интересовался подобными столбиками… К слову сказать, подобные «культовые архитектурные постройки» и за часовни не всегда считаются. Тем не менее, некоторым из подобных часовен-столбов даже удалось получить статус «памятника, объекта культурного наследия» какого-нибудь значения, а архитекторы прекрасно определяют такое сооружение как часовню-столб (столб часовенный). В ответ на вопросы поступала довольно однообразная информация, а на сайтах, имеющаяся информация совсем не полная, или печатается в виде мнения конкретного человека на конкретные события. А когда у меня состоялась следующая беседа, стало совсем смешно… вернее совсем не смешно. Имеется часовня-столб, сохранилась одна на краю деревеньки, видно, что порой люди приходят. Минкульт даже в реестр включил и табличку приделал.
... Спрашиваю местных, как зовется - "А просто часовник, батюшка соседский освятил и хорошо". Когда и зачем появилась, никто не помнит - помолиться. Показываю фото специалистам, а те - " Это часовенный столб в честь Вознесения Господня!... вон там, на часовне, икона соответствующая имеется».
В итоге разослал не один десяток запросов по православным сайтам, епархиям, семинариям, священнослужителям, историкам, которые, как я полагал, вполне могли бы подсказать чего полезного и дельного, либо послать в нужном направлении. Результат, мягко говоря, даже не утешительный. Вероятно, большинство вовсе не понимало о чем речь, и в чем смысл и для чего задаются такие вопросы, или просто не некогда. Но я всяко старался и пытался, а сам по себе вроде простой вопрос, разрастался до множества наводящих и сопутствующих…. [если интересно, краткий перечень задаваемых вопросов] 1. «Посвящение во имя …» как таковое его наличие, при освящении храма или часовни - это традиция или правило? 2.Что такое «посвящение в честь…» по сути, с точки зрения церковных правил, либо традиций? Вероятно, для храма в церкви (престол, алтарь), самой церкви, часовни это различные термины. 3. В каких случаях «посвящение» дается, происходит, присваивается, а в каких нет? 4. Как происходит выбор посвящения? Возможно, в разные времена происходит по-разному? Знаю, что правящий архиерей определяет. Но как шутят некоторые батюшки «Любой иерей на своем приходе сам себе «архиерей» … 5. Обыкновенно используемые термины в именовании/посвящении «во имя» и «в честь» имеют одинаковое значение? Как правильнее? 6. Как происходит, присваивается именование /посвящение храма при его освящении? Вопрос совсем не корректный, не знаю, как правильно сформулировать. Для понимания еще несколько примеров: - В старинных описаниях/изданиях, при описании церкви часто встречается, сначала перечисление престолов с посвящениями /бывает и без указания, который из них главный/, а уже потом наименование самой церкви в целом, не всегда, но обычно по главному престолу, уже как обиходное именование церкви, а порой вовсе без именования. - Встречаются и другие именования храмов, напрямую не связанные с посвящением престола. Либо какие ещё бывают варианты посвящения/именования храма? А возможно в различных регионах это по-разному происходило? 7. Как происходит наименование/посвящение часовни? По часовням вопрос аналогичный. Знаю, что отсутствует алтарь и престол. Каким образом дается посвящение? Либо, и в каких случаях это происходит, а в каких нет? А если просто - «Водосвятная часовня» - это же не посвящение, скорее вид часовни, либо ее назначение? Вопрос по часовням, как таковым. Тут я немного уточню, часовни могут быть установлены по различным причинам и с различными целями: - установка часовни посвящена - памятному событию, и тд… это понимаю так - у часовни может быть именование «в честь»..; - у часовни нет алтаря и престола , следовательно, освящение происходит по «простому» чину, но именуется в честь иконы либо святого - вот этот момент интересует. 8. По поводу часовен - склепов усыпальниц, памятных, поминальных и т.д. на источниках и родниках, в том числе, на первый взгляд все ясно, цель установки логична, назначение не вызывает особых вопросов. Не совсем понятно, должно ли быть посвящение/именование таких часовен? Думаю в именовании во многих случаях вполне уместно упомянуть и Святого. Сейчас появилось достаточно часовен на автомагистралях, в частности и большинство вполне имеют соответствующее именование «в честь», но не просто «часовня». Цель установки таких придорожных часовен вырисовывается и озвучивается вполне конкретная. В большей степени интересует как именовались старинные часовнями-столбы, у дороги и на окраинах. Часовни-столбы, чачауники, часовники на околице, у дороги, да и в полях и на родниках тоже… С ними получается немного иначе. Отдельно вопросы именно по часовням-столбам, тем, что удалось сохраниться с досоветстих пор на старых дорогах, в полях, но по большей части по бывшим околицам сел и деревень. На вопрос о назначении, отцы обычно говорят - помолиться перед дорогой. Помолится путнику либо прохожему - да, но думаю, это не совсем то назначение. Помолился дома перед образами, потом проходя мимо храма, потом на околице возле часовенки… так можно и не уйти ни куда, просите за такую шутку. На мой взгляд, таковые часовни-столбы ставились с несколько иными целями. 9. Какова цель установки, назначение именно часовни-столба? насколько вижу, устанавливались не во всех, даже православных селах, где были храмы. По крайней мере, об установке часовен-столбов в старинных описания пишут крайне редко. 10. В каких местах ставились, либо должны устанавливаться, такие часовни-столбы? Почему где-то устанавливались, а где-то нет? 11. Данные часовни-столбы наверняка освящались. Освящение таких часовен происходит отдельно как таковое - освящение часовни, либо в рамках какого другого обряда? Либо использовались при проведении обряда, молебна? Раз услышал мнение, мол часовни на околице устанавливались при освящении деревни/села. Просто знак, как при освящении жилья/дома/квартиры. Такое существовало - освещение населенного пункта целиком? 12. Необходимо ли «имя наречение», посвящение в честь святого, либо иконы таких часовен-столбов?. 13. Если посвящения не происходило, то по каким причинам? Либо наоборот… причина того, что часовня имеет посвящение? 14. Должны ли были делаться соответствующие записи в каких-нибудь приходских документах, о посвящении, постройке, как о храмах и крупных часовнях? В описях такого не встречал и не слышал, в крайнем случае, попадается термин - «временная часовня» без именования/посвящения. 15. Какой должна быть конструкция часовни-столба? Часовня-столб на оголовке имеет несколько граней, обычно до четырех, куда вероятно ставились иконы, лампады. 16. Куда и какие иконы должны/необходимо по уставу/ ставиться и как они должны располагаться и ориентироваться по сторонам? Из тех, что попадается даже в одном месте/селе/деревне, волне могут иметь различную конструкцию и исполнение, а вероятно и назначение. 17. С какими целями могли быть установлены часовни в селах и деревнях на их окраинах, в полях? Не ясно имели ли они именно посвящение, либо должно ли быть у этих часовен конкретное посвящение? 19.Существовал ли обряд, треба на освящение целого населенного пункта?
В результате поисков информации сложилось некоторое понимание. А для того, чтобы подобраться к сути вопроса, имела ли часовня-столб «свое посвящение», начну совсем издалёка, но все по порядку.
1. Что такое освящение.
В широком смысле освящение - это посвящение чего-либо (предмета, здания и пр.) или человека служению Богу. (1) Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все благие свои начинания призыванием помощи Божией и благословения… (2) Чин освящения очищает … и сообщает им церковное признание и благодатную силу Духа Святого. (5) Это действие Божией благодати. Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. (3) Освящение - это богослужебный обряд, таинство совершаемое священнослужителем. Обряды как таковые, условно можно разделить на несколько типов, пригодится позже: - Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви. Эти обряды проводятся регулярно, по расписанию, календарю. - Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, каждение, постановка свечи. - Обряды, освящающие житейские нужды (человеки, предметы, деяния) православных. То есть, те обряды, что требами зовутся - разовые обряды, по потребности.
2. Что такое храм.
Все православные сооружения и призваны одному - творению человеком молитвы во славу Господа, не считая сопутствующего назначения. Канонически существуют два типа молитвенных зданий - "церковь/храм" и "часовня". Всё остальное - вариации того или другого (лично), все в зависимости от пожеланий, нужд и воображения «устроителя» сооружения. Сам по себе термин «храм» трактуется довольно широко. Во многих религиях так называется святыня, призванная для выполнения обрядов верующими. Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») - архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) - (дом) Господа. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. (6) Xрам - культовое сооружение. (7) Храм место высоких духовных ценностей. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение - храм науки, искусства и подобное. Можно вспомнить историю возникновения храмов: - «В обычном жилом доме, но в особой "горнице большой, устланной, готовой" (Мк. 14:15; Лк. 22:12) была приготовлена, то есть особым образом устроена, и состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. При этом Господь заповедал творить сие, то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание. В этом зачаток и храма христианского, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств, и всего христианского богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы и сейчас видим в наших православных храмах. (5) - «В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия». (6) Приде́л - (греч.: παρεκκλήσιο: от παρεκκλήo - "утешение", или от παρά + εκκλήσια - "около" + "церковь") - придельная церковь, дополнительный алтарь с престолом. (8) Придел - дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем. (7) А ещё можно вспомнить выражения, используемые в статистических описаниях, изданиях епархий, например 18-19 веков - «главный храм холодный с тёплым приделом», «придельный храм», и т.д. Для православных, термин «храм» имеет два основных значения: - строение, сооружение /церковь, часовня/ в целом для совершения богослужений; - особым образом устроенная территория, пространство в помещении, сооружении для совершения особых, главных богослужений и таинств; устройство предполагает наличие престола и места для прихожан и священника. Именно последнее значение и будет определяющим, для данного текста.
На сегодня достаточно, продолжение будет. источники и ссылки по тексту /на момент поисков все ссылки работали/:
1 www.pravmir.ru/vopros-otvet/chto-takoe-osvyashhenie/ 2 www.pravoslavie.ru/2325.html 3 www.pravmir.ru/dlya-chego-my-osvyashhaem-svoi-doma-i-kvartiry/#1 4 Тихон (Шевкунов) Архимандрит «Несвятые святые» и другие рассказы. 5 lib.pravmir.ru/library/readbook/2162 6 www.pravmir.ru/hram-tserkov/ 7 Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. 8 drevo-info.ru/articles/1178.html 9 azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/chasovnya/1/image/fotor1690/ 10 drevo-info.ru/articles/1335.html 11 www.pravmir.ru/zachem-stroyat-chasovni/ 12 ikanaev.ru/dis/church41.html 13 Настольная книга священнослужителя, т. 1, изд. Московской Патриархии. 14 МДС 31-9.2003 Православные храмы том 1, Идея и образ. 15 МДС 31-9.2003 Православные храмы том 2 Православные храмы и комплексы. Пособие к проектированию и строительству (к СП 31-103-99) 16 www.istra-ltc.ru/book/chasovni-v-russkom.htm 17 www.istra-ltc.ru/book/o-chasovnyah.htm 18 www.pravmir.ru/udobno-kak-doma-5-myisley-o-tom-kakim-dolzhen-byit-sovremennyiy-hram/ 19 azbyka.ru/antimins 20 www.pravenc.ru/text/115730.html 21 Елдашев А.М. Казанские часовни (XVI - XX вв.) 22 ustav.livejournal.com/727074.html 23 http://skoryzh.com/o_chasovnyah