Израиль и Газа. История, начатая издалека.

Jan 04, 2009 23:02

На написание сего труда меня сподвигли вопросы интересующихся ситуацией в Газе людей в любимой группе на одноклассниках. На просьбу изложить события с израильской точки зрения я не мог не откликнуться. Впрочем, нижеизложенное - скорее не израильская, а лично моя точка зрения, на которую не могли не наложить отпечаток мои собственные политические симпатии. Таким образом, попрошу относиться к тексту ниже как к набору тезисов, а не как к законченной истории. Тем более, что информацию об упоминаемых мной событиях несложно найти в посторонних источниках - для создания собственного мнения, было бы желание пользоваться поисковыми системами.

Я вполне могу ошибаться по мелочам в именах и датах. В мою бытность учеником израильской школы у меня по истории всегда был трояк, граничащий с двойкой (по советской системе оценок). Опять же, всем интересующимся я намереваюсь показать, куда смотреть. А дальше - смотрите сами. И не ловите меня на мелких неточностях. Итак, поехали...

1. Основание Израиля
Было бы неверным считать, что история израильско-палестинского противостояния началась в 1948 году, с образованием государства Израиль. Достаточно лишь упомянуть о еврейских погромах в 1923, 1929 и 1936 годах, чтобы опровергнуть это довольно распространенное мнение. Таким образом, для описания истоков конфликта, мне придется отправиться в небольшой, примерно в столетие, исторический экскурс.

Сотню лет с небольшим земля, на которой находится современный Израиль, была «безвидна и пуста». В этой связи очень любят цитировать Марка Твена с его “Innocents Abroad”. Дабы не нарушать эту традицию, процитирую М.Твена и я: Of all the lands there are for dismal scenery, I think Palestine must be the prince. The hills are barren, they are dull of color, they are unpicturesque in shape. The valleys are unsightly deserts fringed with a feeble vegetation that has an expression about it of being sorrowful and despondent. The Dead Sea and the Sea of Galilee sleep in the midst of a vast stretch of hill and plain wherein the eye rests upon no pleasant tint, no striking object, no soft picture dreaming in a purple haze or mottled with the shadows of the clouds. Every outline is harsh, every feature is distinct, there is no perspective -- distance works no enchantment here. It is a hopeless, dreary, heart-broken land. […] Palestine is desolate and unlovely. And why should it be otherwise? Can the curse of the Deity beautify a land? Palestine is no more of this work-day world. It is sacred to poetry and tradition -- it is dream-land.

Эти строки были написаны американским писателем в 1867 году. Для любителей независимых свидетельств - вот оно и есть.
Впрочем, цитировать Твена таким образом - не совсем корректно. Не будем забывать, что для многих иудеев и христиан данная местность была Святой Землей. В тех же описаниях путешествий, Марк Твен описывает, как он гостил у радушных монахов во время своего путешествия. Тем не менее, демографическая справка об Иерусалиме гласит следующее:

В 1844 году, то есть примерно за четверть века до путешествий Марка Твена, в Иерусалиме проживало приблизительно 7.000 иудеев, 5.000 мусульман и 4.000 христиан. К 1876 году эти цифры соответсвенно увеличились до 12.000, 7.500 и 5.500 соответственно. К сожалению, статистика, ведомая Османской Империей, не различала христиан по конфессии.

Одновременно с событиями (а точнее -с отсутствием оных) на Святой Земле, в Европе организовалось новое движение - Сионизм. Основоположником нового движения принято считать некоего Теодора Герцля, который изволил написать книгу «Еврейское Государство». Труд получился занудным и утопичным одновременно. Поверьте на слово, я пытался его читать. Основной идеей творения Герцля было мнение о том, что евреи преследуются по всему миру только из-за того, что у них нет собственного государства. Мол, образуется где-нибудь многострадальный еврейский народ - и сразу все станет шоколадно и круче некуда. Идея, надо отметить, нашла своих эпигонов.

В результате, Герцль и его сторонники начали проводить так называемые «Всемирные сионистские конгрессы», на которых они тщательно мечтали о том, как все евреи дружно организуют собственное государство. Необходимо отметить, что идея подобного государства нашла некоторый отклик в сердцах членов правительства Англии. Так, еще в 1899 году англичане предложили евреям дружно собраться и отправиться в Уганду - осваивать плодородные африканские земли. Однако сионистский конгресс похерил эту идею, заявив, что меньшее, чем Палестина их не устраивает.

Отмечу, что сионисты занимались не только болтологией. Под руководжством сионистов был основан «Фонд Земли Израиля», куда все желающие могли пожертвовать свои денежки. Копилки фонда распространились по синагогам всего мира, чтобы каждая бедная вдова могла закинуть туда свою лепту. Вдовы, правда, не шибко горели желанием жертвовать. И вообще, идея сионистов не нашла отклика в душах рядовых еврейских обывателей: «Нам и тут хорошо!» - говорили они - «а так, скажут нам: валите в свой Израиль! И что? Неужели валить в эти пустыни и болота?». У финансовых магнатов (читай - барона Ротшильда) идея обрела чуть большую популярность. По крайней мере, они жертвовали на это дело весьма внушительные суммы.
Деньги, пожертованные рядовыми евреями и бароном Ротшильдом пошли на одно-единственное дело: скупку земель в Израиле.

В то время никто не мог помешать бедным евреям приехать в Османскую империю и купить кусок земли. Забавным был тот факт, что евреи приезжали из восточной Европы (и царская Россия - не последняя в числе этих стран), а деньги на это мероприятие выделяли евреи из Европы западной. Но! Все - в рамках турецкого законодательства!

Кстати, в одном из отчетов сионистского конгресса, почтенная публика отчиталась о своей аудиенции с турецким султаном - на тему расширения и углубления практики скупки земель.

А потом случилось нечто не совсем предвиденное: семь пулек в Сараево сыграли свою историческую роль, поразив прямо в сердце эрцгерцога Фердинанда. Разгорелась первая мировая война.

Вопросы хода самой войны и случившейся на ее фоне Октябрьской Революции я обойду стороной: эти вопросы не входят в рамки моего повествования. Главным, с точки зрения дальнейшей судьбы Израиля, событием стал распад Османской империи и захват Ближнего Востока армиями Франции и Великобритании. Дальше, как это принято в большой политике, англичане с французами начали делить награбленное. В результате франции достались территории современных Сирии и Ливана, а Англии - территория современных Израиля, Иордании и Египта.

Надо отметить, что Палестина - как называли эту землю тогда - состояла на тот момент из территорий Израиля и Иордании, как единого целого.
Эту территорию имел ввиду некий Артур Бальфур, глава МИД Великобритании, пообещавший создать «еврейский национальный дом» на отобранной у турков земле. Не буду спорить: возможно, у англичан были свои интересы в дальнейшем разделе территорий с французами. По крайней мере, странам-победителям далеко не сразу удалось придти к соглашению о будущем Ближнего Востока. Интересно другое: в 1920 году Англия получила мандат от Лиги Наций (организация, в дальнейшем переросшая в ООН) на управление Палестиной. Там, помимо всего прочего, упоминалась данная декларация, в качестве основы для дальнейшей внутренней политики.

Казалось бы, будущее стало безоблачным и многообещающим. Евреи, попавшие в Израиль из Восточной Европы, а также коренные жители развивали регион на деньги, полученные от западных меценатов. Помаленьку начала появляться инфраструктура, а пески и болота потихоньку превращались в площади, несколько более пригодные для сельского хозяйства. Эта интересная особенность начала привлекать арабских мигрантов с территории современных Египта и Иордании. Потому что незачем жить плохо, если можно жить лучше. В результате демографический балланс начал изменяться в сторону арабов. Миграцию внутри новоприобретенной английской колонии, естественно, никто не ограничивал: у всех были дела поважнее.

Мельком отмечу так называемые «Белые Книги». После получения мандата на управление Палестиной, английское правительство выпустило 6 так называемых «Белых книг». Каждая из них являлась стратегией управления на подмандатной территории, пытаясь учитывать изменяющиеся реалии. Например, одна из этих книг разделила территорию Палестины на Иорданию и то, что осталось после разделения: что называется, наведение демографического балланса в действии.

Положение евреев на территории современного Израиля ухудшалось: каждая последующая «Белая книга» ограничивала первоначально предоставленные им права в пользу стемительно растущего арабского населения. Так это все и продолжалось до 1948 года, когда мандат Великобритании на управление обсуждаемой территорией подошел к концу. Тем, что произойдет после окончания мандата занялась как раз сформировавшаяся к тому времени ООН.
По плану ООН, территорию современного Израиля предполагалось разделить на три части: арабскую, еврейскую и Иерусалим - который должен был отойти под международный контроль. Лидеры сионистов, с бывшим тогда в большом почете Бен-Гурионом, решили брать что дают и пока дают - будучи наученными горьким опытом, что потом обычно дают меньше: если речь идет не о давании по морде. Существуют всевозможные мнения о том, что, ввиду особой удачливости тех, кто рисовал карту разделения, евреи напали бы на арабов сами - только немного погодя. Но история не знает сослагательного наклонения, а потому нетерпеливые полководцы армий Ирака, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии и Египта не стали ждать вообще, и напали в момент провозглашения независимости государства Израиль.

При нападении, армии арабских государств попросили мирных арабских жителей куда-нибудь подеваться - на время ведения боевых действий. Чтобы, мол, не путались под ногами и не создавали лишние потери среди мирного населения. Некоторые из жителей последовали совету и переселились кто куда. Так возникла проблема палестинских беженцев.

Первая израильская война считается самой тяжелой. Далеко не последнюю роль в этой войне, кстати, сыграли поставки оружия из Чехословакии (читай - с подачи СССР). В ходе упорных боев (простите за штамп), Израилю удалось отстоять независимость, а заодно захватить территории, предназначавшиеся изначально для арабского государства. Временно сбежавшим гражданам арабской национальности, после такого исхода войны, уже не удалось вернуться в свои дома. Таким образом, проблема палестинских беженцев закрепилась.

...продолжение следует
Previous post Next post
Up