Прошло полгода с тех пор, как я
решил изменить форму причастности к буддизму с интуитивного симпатизанта до системного, хоть и не фанатичного адепта. Конкретные цели изменения я тогда вывел из Суперцели (Просветления); не сразу, а путем долгих размышлений. Вкратце, вот они:
Избавиться, насколько возможно,
(1) - от страха;
(2) - от суеты.
(3) Стать властным над своими привычками.
(4) Обрести синкретизм восприятия и стать мудрее.
(Была и еще одна, более высокопарная цель, о которой я скромно умолчу. Разборки с ней еще не закончены и не будут закончены до конца.)
Результаты под катом.
1) В сравнении с тем, что было, практически лишен крупных страхов. Время от времени всё еще возникают мелкие страхи за близких.
2) Полностью избавлен от суеты, которая не следует из недостаточной власти над своими привычками.
3) Большой наблюдаемый прогресс и всё еще большие проблемы. Самый трудный пункт.
Наблюдаемость прогресса, например, в практическом отказе от сладостей (и не тянет). За счет этого смог существенно повысить физические нагрузки и отдачу от них - и, как следствие, тонус. Сейчас выхожу на уровень формы, который имел примерно семь лет назад.
Большие проблемы в том, что некоторые нерациональные привычки мной еще властвуют, причем каждодневно. Пока еще не знаю, что с ними делать; общего решения нет.
4) Синкретизм восприятия повысился, но проявляется от случая к случаю. Стал лучше чувствовать, что думают те или иные люди. Стал лучше и проще, более цельно выражать свои мысли. Стал лучше, более цельно, ощущать свой организм и взаимоотношения с людьми на работе. Пожалуй, всё. Нет, не всё: приобрел привычку притормаживать перед любой проблемой, по-буддийски фокусируясь на ней со всех сторон. К сожалению, власти над этой привычкой не приобрел (скорее, наоборот). Насчет мудрости... наверное, если за "обычные" полгода есть прогресс, то он примерно таков же, как и за "системно-буддистские". Другой вопрос, что не каждые "обычные" полгода прогресс чувствовался. Ну ладно, это, наверное, со стороны видней.
5) Другие достижения: стал мягче в обыденном общении - потребность в спонтанной агрессии уменьшилась. Однако в конфликтах стал более жестким и изощренным. Устранил часть долгоиграющих конфликтов на работе с позиции силы.
6) С потерей части страхов потерял часть драйва в некоторых направлениях деятельности.
Что делать дальше? При здравом размышлении подумал почувствовал, что победа над привычками лежит вне плоскости буддизма, доступного мне в первоисточниках. Кроме того, потеря драйва ощущается, как значительная. Я наивно полагал, что она вызвана усталостью. Однако отпуск подходит к концу, усталость уходит, а драйв возвращаться не собирается.
Пока вижу парадоксальное продолжение Пути - перейти из системного буддизма обратно в интуитивный. Дзеном такие переходы косвенно одобряются - "Не будь апологетом и даже сторонником учения о Пустоте!" (Син Дзин Мин). Но точку опоры взамен Дзен явным образом не дает.
Что же, попробуем без нее.