Очень многое в жизни вызывает у нас отклик. В большинстве случаев, при получении новой информации, по ту сторону сознания возникает вопрос - "А как я считаю?", "Как я к этому отношусь?" и так далее. Почти всегда, когда мы слышим новое, мы комментируем это.
Часто - это всего лишь внутренний голос и размышления, но бывет и так что ответ посылается собеседнику - вербальными и невербальными средствами.
Примечательно то, что в большинстве случаев комментарии НЕ являются позновательной активностью, а служат для поднятия авторитета говорящего / востановления справедливости(исходя из своего понимания, что такое справедливость) и так далее.
Выдавая комментарии, человек, обычно НИЧЕГО не приобретает.
Он ВЫДАЕТ, при этом чаще всего, его целью является признание собеседниками его мнения. Грубо говоря, сделать мир похожим на себя.
Ясно, что для обучения и развития, такое поведение чаще всего бывает как минимум бесполезным. (отдача, а не приобретение). А иногда - даже деструктивно по отношению к установленной цели обучения (трата времени группы).
В таких случаях, бывает полезен инструмент
вопрос о цели. Вчера он в очередной раз прошел тестовые испытания.
Участник обучения начал высказывать свое отношение к предмету, частично связанному с целью обучения.
Как диагностировать такой случай? Все очень просто - просто комментирующие что-то люди не задают вопросов! Они словно рассказывают историю, которая часто бывает наполнена оценками.
И тогда я спросил о его цели:
"Ты хочешь спросить или просто поделиться?"
По вербальным и невербальным индикаторам я увидел, как подскочило напряжение у него и остальных участников.
"Скорее просто поделиться" - ответил участник и завершил свой рассказ.
***
Я считаю, что вопрос о цели - сильный инструмент, связанный с подъемом напряжения у собеседника. И как с любым сильным инструментом, с ним важно обращаться аккуратно.
Если переборщить с подъемом напряжения (спросить грозно / спросить уже возбужденного участника и т.д.) можно получить
агрессора или обиженного.
Я рекомендую вам использовать инструмент
1. на первых этапах (второй бессмысленный, не помогающий достичь цели, комментарий) и
2. максимально мягко.