Хью Лонг (3)

Jun 23, 2009 21:15

II. Сенатор США

Политические взгляды Хью Лонга. Ключевым положением программы, с которой Хью Лонг выступил на общенациональном уровне, было прогрессивное налогообложение сверхсостояний.

Лонг считал, что, с одной стороны, в США создано достаточно богатств для обеспечения комфортной жизни всем американцам, а с другой стороны, из-за дефектов законодательства эти богатства бесчестными способами -монополизацией производства, хищнической эксплуатацией природных ресурсов, финансовыми спекуляциями - оказались сосредоточенными в руках небольшой группы мультимиллионеров и миллиардеров, вследствие чего многие оказались лишенными не только комфорта, но даже нормальной еды и одежды.

Лонг также обращал внимание на социальную опасность чрезмерной концентрации богатств. Эгоизм крупных финансистов разрушает экономику, примером чего является Великая Депрессия. "В чём причина депрессии? В том. что несколько лиц захватили все богатства страны". Обладатели сверхсостояний стремятся установить контроль над правительством, что ведёт к превращению страны из демократии в олигархию. "США не смогут оставаться республикой, если значительная часть национального достояния будет продолжать находиться в руках 600 семейств". Сконцентрированное богатство пытается заполучить контроль и над газетами, что имеет следствием исчезновение реально независимой прессы. "Финансовые воротилы начинают определять редакционную политику почти всех публикаций в США... они позволяют нам получать только такую информацию, которую считают нужной нам знать". В общем, согласно Лонгу, "разрешать людям аккумулировать богатство можно только до того предела, пока оно не начнёт представлять угрозу нашему обществу и благополучию других".

Для обеспечения нормальной жизни большинства граждан, для лучшего управления экономикой, для сохранения демократического строя страны, для гарантирования свободы слова, следует ограничить личные состояния - устранить, с помощью налоговых мер, последствия дефектов законов и политико-экономического устройства государства. Прогрессивное налогообложение сверхприбылей и сверхсостояний приведёт к более равномерному распределению между гражданами страны созданного ими национального богатства, к ликвидации финансовой олигархии, к возвращению экономической, а, следовательно, и политической власти в стране американскому народу -"возвращению Америки американцам".

Во внешней политике Лонг был противником расширения участия Америки в европейских делах. Он утверждал, что вовлечение США в Первую мировую войну были продиктовано интересами финансовой олигархии, а вовсе не "борьбой за свободу". "В действительности мы воевали, чтобы сделать мир более безопасным для тиранов и диктаторов. Деспотизм, деградация, отчаяние в мире - это результат заговора, организованного банком Англии, чья алчность спровоцировала войну, превращая мясников войны в миллиардеров". Лонг также был против участия США в Лиге наций, в Международном суде и других проектов "интернационализации Америки".

Хью Лонг и Франклин Рузвельт. Хью Лонг был избран в сенат США в 1930 году, в самый разгар Великой Депрессии. Республиканская администрация, правившая в стране с 1921 года, оказалась неспособной справиться с кризисом. В Демократической партии перед очередными президентскими выборами 1932 года наибольшей поддержкой стал пользоваться блок, возглавляемый губернатором штата Нью-Йорк Ф. Рузвельтом, дававший широкие популистские обещания простому народу, но по существу являвшийся проводником интересов финансовой олигархии. После своего прихода к власти, администрация Рузвельта начала реализовывать программу, получившую название "Новый курс" (New Deal). Эта программа предполагала гораздо большее, чем практиковалось раньше в США, участие федерального правительства в экономических делах страны: планирование производства, регулирование цен, расширение объёма общественных работ, гарантирование вкладов в банки и так далее.

Кое-что в "Новом курсе" Рузвельта - например, организация крупных общественных работ - напоминало, на первый взгляд, программу, которую уже реализовывал в своём штате сенатор от Луизианы, Однако как социальные группы, на которые они ориентировались, так и конечные цели обеих проектов, предлагаемое или подразумеваемое ими устройство американского общества, кардинально различались. Программа Хью Лонга выражала непосредственные интересы фермеров, мелких бизнесменов, "средних американцев". Им нужны были дороги и мосты - он организовывал строительство дорог и мостов. Они хотели меньше платить за услуги и налоги - он добивался снижения тарифов на общественные услуги и дифференцирования налогов в зависимости от размеров состояния. Интересов крупного бизнеса штата и местной олигархии - как они понимали свои интересы - программа Лонга не выражала. Наоборот, Лонг постоянно говорил о социальной опасности концентрации больших богатств в руках немногих, а позже, уже на национальном уровне, даже предложил "разделить наше богатство" - фактически конфисковать в пользу государства сверхсостояния и сверхдоходы. Программа же Рузвельта соединяла в себе краткосрочные интересы "средних американцев", требовавших скорейшего преодоления экономического кризиса, и долгосрочные интересы финансовой олигархии, желавшей умножения своих богатств и организации более эффективного управления экономикой с помощью мощного аппарата государства. Американцы настаивали на принятии мер, которые покончили бы с безработицей, неустойчивостью банков, социальной напряжённостью - Рузвельт предпринимал такие меры. Но одновременно крупные корпорации и банки желали переложить свои громадные долги на общество, путём получения долгосрочных правительственных кредитов - Рузвельт выполнял эти пожелания. (Альтернативой была национализация, например, закрывавшихся банков - с таким предложением к Рузвельту обращались, сразу после его вступления в должность, сенаторы Лафоллет и Костиган. Разумеется, безрезультатно.) Финансовая олигархия желала расширения, упрочения и стабилизации своей власти, универсализации, обезличивания и глобализации экономики, большего политического влияния на внутренние и мировые дела - Рузвельт выполнял и эти пожелания: усиление государственного управления экономикой сопровождалось назначением на ведущие правительственные посты представителей финансовой олигархии . (Конечно, представители финансовой олигархии входили в правительственные структуры и раньше, но теперь, с повышением роли государства в экономике, они получили гораздо больше рычагов воздействия на банковскую систему и промышленность страны.)

"Концентрация богатства в руках немногих" Рузвельта, в отличие от Лонга, не только не беспокоила, наоборот - он старался это богатство ещё больше сконцентрировать, притом в разных формах, финансовых, политических, организационных, информационных; а также обеспечить ему более эффективную управляемость - поскольку сам Рузвельт как раз и являлся представителем этих "немногих". Политика Рузвельта, внутренняя и внешняя, состояла из последовательных шагов, которые через некоторое время привели Америку к роли "всемирного банкира" и "мирового полицейского".

Однако одновременно с этим американское государство, из гаранта определённого набора политических прав своих граждан и их объединений, осуществляемого демократически избираемыми представителями народа, превратилось в гигантскую социально-экономическую машину, управляемую никем не избираемой и не контролируемой финансовой олигархией. Машину, в которой "средние американцы", сохраняя формально свои политические свободы, фактически оказались "винтиками", притом связанными кредитами, долгами, пропагандой- промыванием мозгов и другими путами зависимости от своих "несменяемых правителей". Это было прямо противоположно целям и идеалам и самого Лонга, и тех кругов американского народа, которые он представлял. Идеалом Лонга была независимость граждан и мелкого бизнеса от крупных корпораций, а лозунгом, отражавшим этот идеал -"каждый человек сам себе король". Рузвельт был четыре раза избран на пост президента США и прославлен медиа олигархии как "выдающийся государственный деятель", что в определённой степени символизировало соответствие его политики "духу времени", строительству транснациональной пирамиды "нового мирового порядка". Лонг был убит и ославлен теми же медиа как "демагог и диктатор", что в определённой степени символизировало судьбу независимого - от кредитов и займов, корпораций и олигархий, политиканов и СМИ - и личности человека, и личного мелкого бизнеса в Америке XX века.

Формальное сходство социальных программ Лонга и Рузвельта в краткосрочных целях и их содержательное расхождение в долгосрочных; различие социальных групп, интересы которых они выражали, предопределило и их политические взаимоотношения - от недолгой поддержки Лонгом Рузвельта во время президентских выборов 1932 года и на начальном этапе "Нового курса", до быстрого охлаждения и даже взаимной враждебности позже.
Первые дни в сенате. Каждый только что избранный конгрессмен стремится некоторым образом представиться коллегам, заявить о своей политической позиции, принципах, которых он придерживается; найти возможных единомышленников и понять, кто будет его противниками.

25 января 1932 года Хью Лонг принёс присягу и занял место в сенате США. Уже в первых выступлениях он обозначил себя как представителя "средних американцев" и критика эгоистических тенденций большого бизнеса, крупных банков и корпораций. Это была, собственно, его позиция во время губернаторства в Луизиане, только распространённая теперь на общенациональный уровень.

В своих выступлениях в сенате весной 1932 года Лонг предложил перераспределить богатства страны. Он утверждал, что, с одной стороны, в США создано достаточное количество богатств для обеспечения каждому американцу комфортабельного стандарта жизни, но, с другой стороны, эти богатства сконцентрированы в руках немногих мультимиллионеров: 5% населения владеют 85% национального достояния. Лонг подчёркивал социальную опасность чрезмерной концентрации богатств, иллюстрируя это на примере Великой Депрессии, которую он считал результатом диспропорции в распределении национального богатства. Никому не должно быть позволено, говорил Лонг, иметь в личной собственности более чем 100-300 величины среднего состояния американцев. Лонг утверждал, что без устранения диспропорций в распределении национального богатства не только не преодолеть депрессию, но и не избежать социального взрыва, подобного тому, который произошёл в России.

29 апреля 1932 года Лонг внёс резолюцию, предлагающую сенатскому комитету по финансам принять поправку к законопроекту о бюджете, требующую, чтобы годовой доход любого лица не превышал 1 млн. долларов, и чтобы суммарные дарения, включая наследство, любому лицу в течение жизни не превышали 5 млн. долларов.

Таким образом, Лонг, с самого начала своей деятельности в Вашингтоне, стал пропагандировать тезис, который он неоднократно высказывал и в Луизиане: "чрезмерная концентрации богатств в руках любых лиц и организаций несправедлива и социально опасна", а потому должны быть предприняты законодательные и правительственные меры, направленные на ограничение и децентрализацию богатств.

Сторонников своей программы Лонг нашёл среди членов т.н. "прогрессивного блока" сената - Джорджа Норриса из Небраски, Бэр-тона Уилера из Монтаны, Уильяма Бора из Айдахо, Роберта Лафолле-та из Висконсина и нескольких других депутатов, представлявших аграрные штаты и Прогрессивную партию. (О Прогрессивной партии см. примечание выше. К её программе были близки представители т.н. "прогрессивного блока" в сенате и депутаты от аграрных штатов.)

Однако большинство коллег, как демократов, так и республиканцев, отнеслись к предложениям сенатора от Луизианы отрицательно. Негативные отклики на его выступления прозвучали и в прессе. Ему навешивали ярлыки "радикал", "коммунист", "демагог", "диктатор". "Чикаго трибюн" поместила карикатуру на Лонга, изобразив его держащим большевистский флаг.

Вскоре Лонг распространил критику республиканского правительства Гувера, неспособного справиться с кризисом, на своих партийных коллег, демократов, в частности и в особенности на лидера демократов в сенате Джозефа Робинсона из Арканзаса. В мае 1932 года он заявил, что демократы так же обслуживают крупных финансистов, как и республиканцы, только демократы обслуживают Бернарда Баруха, а республиканцы - Юджина Майера. В целом сенатор от Луизианы пришёл к заключению о несущественности партийных различий между руководителями и демократов и республиканцев в их отношении к народу: "Единственная разница, которую я обнаружил между демократическими и республиканскими лидерами заключается в том, что одни хотят снимать шкуру с нас, начиная с лодыжек и вверх, а другие желают снимать её, начиная с шеи и вниз".

Выборы 1932 года. Основным политическим вопросом 1932 года в США были выборы нового президента страны. В демократической партии усилилась группа, поддерживавшая губернатора штата Нью-Йорк Франклина Делано Рузвельта, дальнего родственника бывшего президента США Теодора Рузвельта.

Хью Лонг поначалу отрицательно отнёсся к предложениям по выдвижению Рузвельта кандидатом в президенты. Как южанину-демократу, ему не нравился представитель Нью-Йорка, автоматически связанный с крупными банками и корпорациями. Убедили его присоединиться к поддержке Рузвельта представители "прогрессивного блока" в сенате: У. Норрис и Б. Уилер (Б. Уилеру пришлось раскаяться в своей поддержке Ф. Рузвельта и агитации за него, когда тот взял курс на отказ от нейтралитета и вступление США во Вторую мировую войну.). На съезде Демократической партии в Атланте Лонг объявил, что делегация Луизианы будет поддерживать кандидатуру Ф. Рузвельта. В октябре 1932 года состоялась его первая встреча с Рузвельтом. Он обсудил с кандидатом в президенты идею "перераспределения богатств", а также попросил, чтобы министры финансов и юстиции будущего кабинета были назначены по согласованию с "прогрессивным блоком". По словам Лонга, Рузвельт ответил, что "это является и его целью" ("The only thing I ever asked the candidate before his election was that in the Attorney General's Department, and in the Treasury of the Unites States, the man in charge would not be people other then those satisfactory о the progressive element which had caused his nomination in Chicago. The President assured me that that was his objective", Congress. Rec, 1933, May 26.)

В 1932 году Лонг принял участие в предвыборной кампании своей коллеги Гатти Каравэй из Арканзаса, назначенной в ноябре 1931 года губернатором штата в сенат США после смерти её мужа, сенатора от Арканзаса Тэдди Каравэя. Гатти Каравэй решила добиваться избрания в сенат на следующий срок, хотя её шансы на победу оценивались невысоко. Помимо прочего, в сенат США женщины раньше не избирались. Лонг решил посодействовать коллеге, близкой ему по политическим взглядам, и попутно повысить свою известность в стране. Он предпринял недельный тур по Арканзасу, агитируя за избрание Каравэй, а заодно пропагандируя идею "ограничения богатств". Кампания оказалась успешной; Гатти Каравэй стала первой женщиной, избранной в сенат США, и участие в её избирательной кампании подняло общенациональную известность Лонга.

история, США, Хью Лонг

Previous post Next post
Up