Уэльбек М. "Г.Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса" (1)

Apr 25, 2006 20:36

Уэльбек М. "Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса" / Пер. с фр. И. Вайсбура. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006

Предисловие

Когда я начинал писать это эссе (наверное, где-то к концу 1988 года), я находился в таком же положении, как многие десятки тысяч читателей. Обнаружив рассказы Лавкрафта в 16-летнем возрасте, я тут же ушел с головой во все его сочинения, имевшиеся по-французски(*). Позднее - с убывающим интересом - я ознакомился с продолжателями мифа Ктулху, равно как и с авторами, с которыми Лафкрафт чувствовал близость (Дансейни, Роберт Говард, Кларк Эштон Смит). Время от времени, довольно часто, я возвращался к "старшим текстам" Лавкрафта; они продолжали иметь для меня странную притягательность, противоречащую моим остальным литературным вкусам; я абсолютно ничего не знал о его жизни.
С отступом времени мне кажется, что я написал эту книгу как своего рода первый роман. Роман с одним-единственным персонажем (самим Г. Ф. Лавкрафтом); роман с тем ограничительным требованием , что все факты, все процитированные тексты должны приводиться точно; но, в своем роде, все же роман. Первое, чем я был поражен, узнавая Лавкрафта, это его абсолютный материализм. В противоположность множеству почитателей и комментаторов, он никогда не считал свои мифы, свои теогонии, свои "древние расы" ничем кроме как чистым творением воображения. Другой источник моего большого удивления - это его маниакальный расизм. Никогда, читая его описания тварей из ночного кошмара, я бы не подумал, что пишу для них дают человече-ские существа из реальности. Анализ расизма в литературе с полвека сосредоточен на Селине; случай Лавкрафта между тем более интересный и более характерный. Интеллектуальные построения, аналитический разбор вырождения и упадка играют у него роль весьма и весьма второстепенную. Творец фантастического, и один из самых великих, он с грубой прямотой возводит расизм к его первоистоку, истоку самому глубокому: страху. Его собственная жизнь может служить примером в этом отношении. Джентльмен из провинции, убежденный в превосходстве своих англосак-сонских корней, к другим расам он испыты-вает всего лишь отстраненное пренебреже-ние. Время, прожитое им в бедных рабочих кварталах Нью-Йорка, все изменит. Эти инородные твари делаются конкурентами, ближни-ми, врагами, стоящими выше его, вероятно, в области грубой силы. Тогда-то, в заходящем все дальше исступлении мазохизма и ужаса, и начинаются призывы к побоищу.
Перенос, выходит, полный. Вообще немногие из писателей, включая наиболее утвердившихся в литературе воображения, делают такмалоуступок реальному. Лично я не пошел, явным образом, за Лавкрафтом в его отвращении к реализму любого вида, в его гадливом неприятии любого предмета, имеющего от-ношение к деньгам или сексу; но я, может, многие годы спустя извлек пользу из тех стро-чек, где хвалил его за то, что он "взорвал рамки традиционного повествования", систематически используя термины и научные понятия. Его оригинальность, в чем бы она ни состоя-ла, казалась мне как никогда грандиозной. Я писал в свое время, что в Лавкрафте есть нечто такое, что "не вполне литература". Впоследствии я получил тому странное подтверждение. Во время, в которое я надписывал автографы, раз за разом ко мне подходили молодые люди и просили подписать эту книгу. Лавкрафта они обнаружили посредством игр, ролевых и компьютерных. Они его не читали и даже не собирались этого делать. Тем не менее, что любопытно, они хотели - по ту сторону литературного текста - больше узнать о самом человеке и о том, каким способом он построил свой мир.
Эта необычайная мощь создателя Вселенной, эта провидческая способность, вероятно, слишком поразили меня в свое время и помешали мне (единственное мое сожаление!) отдать должную дань стилю Лавкрафта. Стиль его письма на самом деле проявляется не только в гипертрофичности и горячке бреда; иногда у него бывает и совершенно исключительные тонкость, прозрачная глубина. Так обстоит дело, в частности, с новеллой "Тот, кто нашептывает во мраке", кото-рую я опускаю в своем эссе и в которой встречаются абзацы, к примеру, как этот:
"Был, притом, некий странно успокоительный штрих космической красоты в гипнотизме ландшафта, где нездешне мы подымались и опускались. Время терялось позади в лабиринтах, и вокруг нас цветущими волнами распростиралась лишь сти-хия волшебной страны и заново обретенное очарование ушедших столетий-купы древних деревьев, луговины, не тронутые увяданьем, окаймленные яркими соцветиями осени, и далеко вразброс одна от другой темнеющие небольшие усадьбы, укромно умостившиеся среди великанских деревьев под отвесными обрывами, заросшими духовитым можжевелом и луговым мятликом. Даже солнечный свет принимал обаяние неотмирности, как если бы некая особая атмосфера или восхищенность окуты-вали всю эту область. Ничего подобного я прежде не видел, если не считать волшебных панорам, ино-гда составляющих дальний план у итальянских примитивистов. Содома и Леонардо провидели такие пространства, но лишь вдали и в сводчатые прозоры ренессансных аркад. Теперь мы собствен-ной своею особой внедрялись в средоточъе картины, и в той некромантии я находил, казалось, ту вещь, которую я то ли знал от рождения, то ли получил по наследству и которую я вечно и тщетно искал".
Здесь мы присутствуем в момент, когда крайняя острота чувственного восприятия очень близко подходит к тому, чтобы вызвать изменение в философском восприятии мира; иначе говоря, здесь мы - в присутствии поэзии.

Мишель Уэльбек, 1998
Previous post Next post
Up