Гоша, он же Гога: мысли об этом герое

May 16, 2024 14:51





В последнее время стала модной тенденция критиковать героев советских фильмов с применением терминов современной психологии. Например, вот вам Гоша он же Гога, слесарь-интеллигент из фильма «Москва слезам не верит». Режиссёр Меньшов лепил из него образ настоящего мужика, который всегда и всё решает сам. Но сегодня к Гоше крепко прилепилось прозвище - «абьюзер». Мол, Гоша со своим характером абьюзит всех: строит руководящего сотрудника Катерины Сашу, которая это терпит, не пускает её дочку Александру на свидание, и т.д. И припечатывают: «А следующим актом он будет бить Катерину». Но...почему?



Если честно, я этого не понимаю. Почему, интересно, и кем обычное грубоватое мужское поведение трактуется как абьюз? И почему же Катя так горько рыдает об ушедшем от неё и потерявшемся «абьюзере»?



С самого начала, если посмотреть факты про этот фильм: Баталов Гошу играть не хотел. Когда Владимир Меньшов увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с участием Алексея Баталова, то понял, что тот и должен играть Гошу. Однако артист отказался. В отчаянии режиссер хотел встать в кадр сам. Но Баталов перечитал сценарий и неожиданно передумал. Свое решение позже он объяснил так: «Я увидел, что Гоша - это не тот регламентированный государством рабочий, который уже сто раз бывал на экране. Это абсолютно другой человек, и мне стало интересно попробовать его сыграть».



И по мне - ему это вполне удалось. Гоша грубоват, местами бесцеремонен, но по своему честен и мужественен. Понравилась ему Катерина в электричке, показалась мастером на заводе. как и он сам. И он не так далёк от истины, потому что Катерина стала директором только что, лоска никакого нет, а так - обычная девушка, в прошлом мастер-наладчик станков. Она и выглядит ему под стать.

Так, кстати, я заметила, что у меня с большинством женщин взгляды расходятся. Они почему-то жалеют Катерину, которая весь фильм рыдает - а мне её ни капельки не жалко. Мне вообще не нравится Катерина как героиня! Этот типаж печальной девушки с глазами оленёнка Бэмби, который косячит, потом молчит и страдает, по мне, здорово раздражает. Мы всю дорогу в её лице видим классическую женщину-жертву. Например- жестокости Рудольфа с его мамашей, которые прельстились «профессорской квартирой». И вот Катерина выслушивает от Рудольфа и его мамаши-Ханаевой, что «ты обманула». Мать его говорит про «аферы с профессорскими квартирами». Так вот простой вопрос, на который мне никто не может ответить: Почему Катя не отвечает Рудику, что нет никакой аферы с квартирами? И что она на законных основаниях находится в доме своего родного дяди Лёши? ( Что в отличие от Людмилы, Катя даже по фамилии Тихомирова, и учитывая, что у дяди нет наследников, та квартира может достаться и ей самой). Почему, наконец, просто не кинет ему обвинение, что он - охотник до чужих квартир? А ведь в отличие от Людмилы, которая вообще не Тихомирова, она вправе сказать такое.

Вариант номер два - Кате уже 40 лет, «в сорок лет жизнь только начинается», и у неё появляется любовник Володя - которого играет Олег Табаков. Всё логично, Катя незамужняя дама, а Володя изменяет жене. Классика жанра!



Катя с ним встречается, ездит к нему в квартиру - и что, она до сих пор не знает, что он женат? Почему же она так горестно рыдает, когда приходит тёща, и Володя боится выдать себя? Будь девушке 20 лет ( но Кате даже и на момент съёмок фильма уже 37, а в той сцене - 40), будь она наивной дурочкой, которую обманул злой женатик - это бы вызвало сочувствие. Но здесь - извините, не вызывает. Катя с её цветочками и грустью в лифте выглядит  отменной инфантилкой. Хотя и  чисто внешне выглядит неплохо: заметим, что на роль Катерины Меньшов хотел взять  и планировал Маргариту Терехову ( вот кто точно бы плохо сыграл эту жертву!), но та снималась в «Трёх мушкетёрах», и он предложил роль жене Вере Алентовой. И хотя у Веры тоже посильнее характер, чем у Катерины, отдадим должное её внешности: когда Терехова сыграла 23-хлетнюю Миледи, это у многих вызвало недоумение. А тут 37-летняя Алентова играет 20-летнюю Катерину - и ничего:



И, наконец, переходим к Гоше. Вот он - действительно старше 40 лет, каковым должен быть по роли. И актера решили омолодить, а пластические операции тогда не приветствовались. Режиссер принес на съемки накладку, в которой однажды снимался сам. Реквизит подошел Баталову идеально.



Катя знакомится с ним в электричке, в тот момент, когда он помогает бабуле поднести самовар. Самый выигрышный фон для мужчины - помощник, и Катю не остановят даже грязные башмаки Гоши. Эти двое нравятся друг другу. Гоша провожает Катю на такси, сказав, что если денег не хватит, он «пешком дойдёт».  Помогает ей потом донести пакеты до дома, готовит ужин.



Знакомится с её дочерью Александрой, призывая ту помочь ему в готовке ужина. Это, что ли, «абьюз»? Ну так Саша вполне могла отказаться.



Кстати, на удивление - Гоша  ( Алексей Баталов) воздействовал на Сашу ( Наталью Вавилову ) и в жизни. Владимир Меньшов хотел снять в роли дочери Кати именно её. Но тут воспротивились ее родители. Отец Вавиловой был дипломатом и хотел, чтобы дочь получила нормальное образование, сделала хорошую карьеру, а не забивала себе голову всякой ерундой. Поменять свое решение его убедил Алексей Баталов. Известный артист просто явился к Вавиловым домой и пообщался с ними за семейным столом.



Дальше Гоша спасает Сашу, вернее, её кавалера Никиту, которого избивают дружки её бывшего парни Володьки. Опять же непонятно, где абьюз Катерины или Саши? Там есть, правда, момент, где Гоша не отпускает Сашу вслед за Никитой: вот это можно хоть как-то притянуть к моменту «насилия над личностью». Но дальше с помощью своего друга он расправляется с парнями-хулиганами.  Между прочим, из-за той драки Баталов реально оказался в больнице. Роли хулиганов исполняли настоящие спортсмены-самбисты. Один из них не рассчитал силу удара и случайно повредил Баталову кадык.



Вот всё, что можно принять за «абьюз» - это Гошино странное поведение, когда услышав о том, что Катя директор, он развернулся и ушёл. Но и тут всё понятно: Гоша и в процессе ухаживания за Катей говорит, что «женщина не должна быть выше мужчины по положению. Этого я нахлебался - вот». Всё, что мы узнаём о нём, что он был женат, что жена его бывшая - «прекрасная женщина. Сейчас вышла за другого - счастлива». И что у него «практически нет недостатков».



Я, как минимум, вижу один недостаток: Гоша не уверен в себе. Причём настолько не уверен, что боится женского превосходства над собой. Так что Диоклетиан, который предпочитает «выращивать капусту» вместо управления римской империей, из него аховый. Возможно, пребывание в среде академиков и профессоров, когда ты слесарь, постоянно мучает Гошу, который в этом не признаётся. Но по мне, это как-то не портит героя, а делает его настоящим.



И его слова, что он намерен всё и всегда решать сам «на том простом основании, что я - мужчина», не кажутся мне ужасными, да и абьюзом не кажутся. Это выплеск Гоши на Катеринино замечание начальственным тоном, что «на будущее прошу тебя так больше не делать». Он видит в ней такую же начальницу, как его бывшая, и сразу пресекает этот тон.



Будет ли Гоша счастлив с Катей? Как мне кажется - да. Она его так долго ждала...до 40 лет. Он даст этой инфантильной женщине, которая умеет либо строить подчинённых, либо прогибаться под очередного поклонника- основу и силу. Она же даст ему чувство дома и семьи. Семьи, проблемы которой он уже успешно начал решать. Во всяком случае, он больше смазливого Рудольфа подходит этой простоватой и вместе с тем трогательной героине.

Почему вообще я упомянула об этом герое? Да всё отвечаю на вопрос из марафона, заданный mishemplushem - чем мне симпатичен Гоша. ( К слову, и на второй его вопрос «Какое слово или словосочетание раздражает вас в последнее время» мог бы послужить этот пост. Потому что я не люблю словечки типа «абьюз», «буллинг», и «токсичные отношения») Да в целом, вот этим всем и симпатичен. Своей настоящестью. Почему-то мне кажется, что именно его образ помог фильму «Москва слезам не верит» получить Оскар. Потому что противопоставляют Катиным слезам именно его мужскую натуру.

Фильм, Задумчивое, #веснаестьвесна, Кино

Previous post Next post
Up