Об Оле Рыжовой замолвлю я слово!

Mar 29, 2024 09:52





Есть в нашем чеклисте необычная тема и придумал её  наш Медвед mishemplushem : он просил высказаться о персонаже рязановской комедии «Служебный роман» Ольге Рыжовой, которую прекрасно сыграла Светлана Немоляева. Действительно, что только ни пишут о ней женщины в своей ненависти: и хищница она, дескать, и бесстыжая любовница, и даже сталкерша, так как преследует своей любовью другого героя той же комедии - Юрия Самохвалова.

А мне эту Рыжову в фильме всегда было жалко. Нет, я  вовсе не была на неё похожа, наоборот, полная ей противоположность  ( если чувствовала чьё-то безразличие, уходила сразу). Жалко её было потому, что по сути, она встретила на работе своего бывшего ухажёра - которого, может, втайне продолжала любить. Если вам интересен мой разбор, он под катом.



С самого начала если: Рыжова не хищница. Она когда-то встречалась с Юрой, потом они расстались: вот то, что мы узнаём из фильма. Что они «ездили целоваться в Кунцево», она говорит ему сама, но больше мы не знаем ничего: что заставило Юру бросить Олю?



Могу только предположить, исходя из характера героя: карьеризм. Оля, судя по виду - вряд ли богатая наследница, а Юра в отличие от Оли сделал карьеру, и в то предприятие, где она работает простым сотрудником, приходит уже заместителем директора Калугиной. Ко всему, он побывал в Швейцарии, всем раздаривает сувениры, у него дорогое  по советским меркам авто - «Волга». Не исключено, что он удачно женился на дочери какого-то партийного начальника, что его так продвигают по карьерной лестнице.

А Оля? И тогда, и тем более теперь ему не ровня. Она простой сотрудник на предприятии, где Самохвалов начальник, живёт она где-то в Подмосковье, судя по тому, что её показывают бредущей на электричку. Секретарша Верочка с подружкой Алёной обсуждают её, называя «блондинка с авоськами» - то есть ей ещё и приходится таскать из Москвы и сумки с продуктами. Помогает ли ей муж Алексей ( из фильма мы узнаём только его имя) - неизвестно, но на момент развития сюжета он  в санатории  в Есентуках после операции с язвой. При этом путёвку дали с его работы: в советское время очень любили разлучать супругов такими путёвками по санаториям - чтобы не отдыхали вместе и почаще завязывали служебные романы. Стоит ли удивляться, что при виде блестящего, хорошо сохранившегося Юры 40-летняя  Оля влюбляется вновь? Ведь как ни крути, Юра для неё - социальный лифт))



С чего она решила, что Юра любит её по прежнему? Самохвалов приглашает её в гости вместе с другими сотрудниками. Танцует с ней, говорит о прошлом, многозначительно выдаёт: «Я помню всё». Стоит ли удивляться, что Оля опять поддаётся старой любви? Она же не знает, какие слова говорит Самохвалов Новосельцеву о ней. Он о ней отозвался: « Что с людьми делает время? Ты помнишь, какой она была?»



Рыжову многие обвиняют, что она, дескать, разрушительница семей и «женщина-любовница». Мне так не кажется: Оля, судя по тому, что она болтает про салат «Оливье», который приготовила жена Юры ( помните? «Твоя жена неправильно этот салат готовит: я кладу ещё тёртое яблочко»), скорее метит в жёны Самохвалова, раз собирается добавлять яблочко в салат «Оливье», где это яблочко излишнее. Но тут ей не светит ни разу, и даже роль любовницы ей не сыграть: ведь во время танца Самохвалов, обнимая Ольгу, говорит в основном про коллег по работе: кто такой Бубликов? А кто такой Баровских? Женщина более внимательная сразу поняла бы это и насторожилась, но Рыжова «поплыла». И вот от этого происходят все её дальнейшие действия, которые сейчас некоторые люди трактуют как «сталкинг».



Рыжова, как вы помните, всё время встречается Юрию на пути: то на лестнице встретится, то к машине подходит, и всё время намекает на встречу. Её можно понять: они встречались в молодости, и сейчас Юра вроде бы проявил к ней тот же интерес. И - что самое ужасное, ни тогда, ни сейчас Юра не говорит ей конкретное «нет». «Оленька, но ты же всё понимаешь», «Оленька, ну ты же у меня умница» - таким образом он пытается её отвадить. Рыжова вроде и понимает это, и говорит ему: «Когда женщине говорят, что она умница, это значит, что она круглая дура?» - но не отходит.

Кстати, в сценарии были сцены, которые вырезали, а они бы сделали Рыжову ещё более назойливой. Например,  Оля предлагала Юрию бросить эту надоевшую работу и уехать в тур по разным городам - только вдвоем, ведь им больше никто не нужен. Самохвалов в ответ отшучивался: «Оленька, мы уже в том возрасте, когда тряски нам противопоказаны».



И вот тут странный момент: почему? Почему она так навязчива? Быть может, Оле кажется, что Юра просто нерешительный тип, и в молодости тоже так и не решился сделать ей предложение? И она упустила таким макаром своё счастье? Если он, уходя, говорил те же глупости типа: «Оленька, милый мой человечек, обстоятельства  сейчас сильнее нас» вместо «Прости, Ольга, я тебя разлюбил» - такие женщины, как Рыжова, могут годы мечтать о том, чтобы обстоятельства поменялись, и они, наконец, были бы вместе. Хотя сначала Рыжова даже не сразу понимает, какого «Юрку» назначили на место заместителя директора, узнавая это от Новосельцева.



То же могу сказать о его «оправдашках» на лестнице: он всё время не говорит прямо, что годы прошли и былые чувства - вместе с ними. Что он, к примеру, любит жену ( если любит, конечно), или что он не намерен заводить с Рыжовой служебный роман, ибо - «таковы мои принципы». Нет, он всё время ускользает, как угорь, и говорит обтекаемые вещи. Мало того, даёт понять, что ему это тоже всё непросто даётся, говорит «не мучай ни меня, ни себя», Рыжова, естественно, оживляется: стало быть, он любит её!

И тут начинаются её письма к нему а-ля Татьяна Ларина. Совершенно непонятно, зачем она пишет ему и передаёт через сплетницу Верочку. Может, как раз затем, что втайне хочет, чтобы Верочка разболтала об этом всем подряд: подтвердив этот «роман».  У старателей такое называется - застолбить.



Дальше следует кофта «в жутких розочках», которая, видимо, должна покорить Юру и кстати, совершенно не красит Немоляеву. Но поглядим-ка на первый кадр, там она одета вполне модно даже на современный взгляд. Кофта с розочками просто подчёркивает возраст и будто бы говорит о неуместности сего наряда на строгом статистическом предприятии. Хотя не спорю, в 70-е годы такие вязаные эксперименты вполне приветствовались.

Юрий Самохвалов во многом неправ,  и в демонстрации своего якобы расположения к Рыжовой, и в последующем её наказании за «непонимание контекста ухаживаний». Ясен перец, она ему надоела, встречая его на лестнице и развлекая секретаршу письмами о своей любви. Но вместо того, чтобы отдать письма Рыжовой пусть и в присутствии самой Верочки ( ведь это был бы лучший выход), он выбирает другой путь: опозорить Ольгу. И он вызывает Шуру из месткома, отдав ей письма для разбора. Зачем? Что заставляет его совершить подобную жестокость к несчастной замечтавшейся Оленьке? Я не знаю...



И да, я не одна жалею Рыжову, а делаю это вместе с режиссёром Эльдаром Рязановым. Прежде всего, потому, что он выбрал на роль Ольги Рыжовой интеллигентную милую, очень обаятельную Светлану Немоляеву. Не хищницу и не разлучницу.

Свое отношение к Оленьке Рязанов выразил в одном очень значимом эпизоде.



Помните, когда героиня Немоляевой, опозоренная насмешками коллег, раздавленная предательством любимого, бредет со своим зонтиком сквозь вокзальную толпу на электричку? И за кадром звучит пронзительное, за душу берущее стихотворение Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой...»

Мне до сих пор делается страшно за неё, когда сама Немоляева читает стих: «Одна, одна среди стыда стою с опавшими плечами» и ещё -«Герой!  Как боязно тебе, не бойся - я тебя не выдам». Читает прекрасно, со спокойной интонацией, но с таким драматическим подтекстом, что - мороз по коже.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

Рыжову потому и жалко: она одна видит в подлеце Самохвалове идеального принца своей молодости. Но теперь-то уж точно узнает ему цену, и ни его «Волга», ни квартира, ни Швейцария больше не повысят её ни на йоту. 

Фильм, Задумчивое, #веснаестьвесна, Кино

Previous post Next post
Up