Интересно бывает иногда: вот прочтёшь у своей френды
miss_hohotyn007 такой пост про колоду карт -
https://miss-hohotyn007.livejournal.com/1869986.html И вспомнишь прекрасное...да хотя бы вот этот бал 1903 года, где цари Романовы показали себя настоящими реконструкторами. Да-да, они оделись в костюмы XVII века - допетровской эпохи царя Алексея Михайловича ( Тишайшего). Почему была выбрана именно эта эпоха? А в честь памятной даты - 290-летия правления дома Романовых. Бал проходил в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге в два этапа - 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года . Все костюмы были созданы по дизайну художника Сергея Соломко и с привлечением специалистов по этому историческому периоду.
И хотя принято считать, что это костюмированное шоу было у них последним балом, утверждаю, что всё-таки нет: последним будет следующий, который проведут 19 января 1904 года, и о котором есть уже прекрасная статья
bettybarklay -
https://bettybarklay.livejournal.com/164746.html ( с которой мы как раз разговорились о шлейфах и возможности танцев в таких нарядах)
Почему мне хочется посвятить своё внимание костюмированному балу? Да потому, что мы и сами проводим костюмированные балы, но эпоха другая - Средневековье)) И поэтому тем интереснее вспомнить про романовскую реконструкцию допетровских времён.
Итак, начнём, наверное, с самого царя-батюшки Николая Второго.
Царь Николай Александрович предстал перед знатью в выходном платье царя Алексея Михайловича Романова - в кафтане и опашне из золотой парчи, в царской шапке и с жезлом (ныне хранится в Оружейной палате). Сшил костюм для Николая театральный костюмер Императорских театров Иван Осипович Каффи, ему ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.
Императрица Александра Федоровна была одета как царица Мария Ильинична Милославская.
Примечательны лица на фотографиях. Надо заметить, что Аликс в этом наряде выглядит изрядно несчастной ( "меня заставили надеть всю эту мишуру!"), и даже не улыбается, хотя наряд ей подходит. А вот Николай, напротив, полон энтузиазма.
Казалось бы, у царской короны любой импении всегда имелись подлинные предметы прошлых эпох. И на этом балу их использовали. Для бала из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII века.Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу.
При этом, заметим, костюмы были все новые, а подлинные предметы использовались как дополнения этих костюмов.Так, в качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII века.
На снимке - Великая княгиня Мария Павловна ( старшая: Мекленбург-Шверинская)
Дворцовый комендант, генерал-майор Свиты, Владимир Николаевич Воейков оставил воспоминание о бале:: «Впечатление получилось сказочное - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».
Княгиня Зинаида Юсупова в русском платье с мужем Феликсом Сумароковым-Эльстоном.
Фрейлина императрицы, княжна Елизавета Оболенская
Графиня Елизавета Мусина-Пушкина в женском боярском наряде
Костюмы допетровской эпохи были у всех 390 гостей бала. Придворные дамы прибыли на бал в сарафанах и кокошниках, кавалеры - в костюмах бояр, стрельцов или сокольничих. Правда, если приглядеться, видна стилизация костюмов под допетровскую эпоху. Например, на княгине Юсуповой - слишком приталенное для XVII века платье. У Феликса Сумарокова-Эльстон костюм сокольничего.
Женские ксотюмы с этого бала. ( слева направо):
1.)Графиня София Александровна Ферзен, урождённая княжна Долгорукая.
2) Великая княжна Ксения Александровна
3) Фрейлина Наталья Звегинцева
4)Фрейлина графиня Елизавета Шереметева.
Теперь пару слов о мужских костюмах на том балу. Мужчины нарядились туда сокольничьими царя Алексея Михайловича:
Корнет лейб-гвардии Конного полка А. А. Колюбакин в наряде сокольничего
Великий князь Михаил Александрович в костюме царевича XVII века
Были среди них даже доспехи - например, вот костюм воеводы князя Пожарского, который надел на себя барон Феофил Мейендорф. Не знаю, была ли та кольчуга металлической, или - стилизованной под металл)))
Костюм воеводы показал Феофил Мейендорф
Костюм боярина на князе Константине Горчакове
Вас, наверное, удивляет, что фотографии частью чёрно-белые ( как тогда и было принято), частью раскрашенные. Дело в том, что чёрно-белые - это подлинные снимки с того бала, а раскрашены они Ольгой Ширниной, фотоколористом из Москвы. Но разумеется, посмотреть интересно и то, и другое.
Между прочим, тот памятный бал вошёл в историю, отчасти благодаря сохранившимся фотографиям.Лучшие петербургские фотомастера запечатлели гостей, а снимки вышли в специальном «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце», который распространился среди участников мероприятия.
Вот тут -
https://humus.livejournal.com/6157577.html - подробно об этой книге и ей страницах.
https://humus.livejournal.com/6170049.htmlЗачем Николай Второй устроил костюмированный бал? Царь рассматривал тот бал как шаг к возрождению обрядов и одежд московского двора. Но, как известно, дальнейшие события тому не благоприятствовали. Сначала Русско-японская война, затем революция 1905 года, которую Ленин назовёт генеральной репетицией событий 1917 года, и наконец, отречение царя Николая II от престола.
После бал-маскарада в Санкт-Петербурге начался так называемый «русский бум», повысился интерес к национальным русским традициям в высшем обществе России.
Знаете, что меня больше всего интересует? Да, верно...как они в таких костюмах танцевали ? ( про доспехи Мейендорфа я вообще молчу). Это ведь даже не церемониальный шлейф, который можно отвязать!
Ну ОК, Николай Второй и Аликс сидели на тронах, ну а остальные? Как следует из хроник, празднество длилось два дня. В первый день пировали и танцевали, а во второй прошёл маскарад. Так вот: где фотографии танцев, хотя бы одного?
Теоретически, они могли не фотографировать танцы, потому что фототехника была несовершенной, и танцы получались смазанными. Но ведь и кинохроники тоже с этого бала тоже не сохранилось))
Учитывая тяжесть этих тканей, количество жемчуга, расшитых барм и прочих украшений, наряды явно были нелёгкие, и - маленький нюанс, при дворе Алексея Михайловича дамы в таких платьях особо не танцевали: дамские танцы привнесёт в Россию его сын, Пётр Первый, и наряд тут же изменится))
Я нашла лишь один кадр княгини Юсуповой, который худо-бедно напоминает танец с платочком, он ниже. А так - напоминает всё постановочную фотосессию в костюмах а-ля рюс))
Источник:
https://bigpicture.ru/kostyumirovannyj-bal-1903-goda-samyj-izvestnyj-maskarad-poslednego-imperatora-rossii/ #остаёмсязимовать