В Алтайдынг Республиказы с заболоченных отрогов Кузнецкого Алатау. Часть I.

Nov 17, 2013 20:51


Маршрут: Северск-Новосибирск-Калмак-Курай-альплагерь Актру-ЮБТО-Чемал (о. Патмос)-Манжерок-Барнаул-Новосибирск-Северск.

Изъясняясь же по-русски: Августовское путешествие в республику Алтай из славного города Северска, что озаряет своим техногенным светом «сибирские Афины» - древний город Томск, который одной ногой стоит на отрогах Кузнецкого Алатау, а другой вязнет в великих болотах Западной Сибири. И туда, и туда, кстати, тоже надо будет съездить...

Прочитав на дроме массу повествований о путешествиях по Алтаю, включая несколько очень интересных, а также целую плеяду из разряда повторения многократно кем-то уже пройденного, понял, что не покорив на байке одну из трех вершин Белухи или не прорвавшись на фите через плато Укок к Пяти Святым Вершинам Табын-Богдо-Ола, чего-то нового и интересного для читателей дрома сообщить не смогу. Поэтому оставлю про запас возможность совершить и удивить, а постараюсь поделиться некой нюансировкой первой в своей жизни поездки на Алтай многодетной семьи. Так сказать, незамыленый взгляд новичков, как в деле автопутешествий, так и в деле вождения автомобиля.

Вкусив в начале лета 2013 года радости автопутешествия в Хакасский край и, встав перед дилеммой с пользой и радостью провести теперь и двухнедельный отпуск в начале августа, семейный совет недолго определялся с вариантами - Алтай. Три вечера посиделок в рунете на предмет куда съездить и на кого-что посмотреть быстро дали некое направление мысли к планированию маршрута и ритма поездки. Но все решил «случай». Имею в дальних знакомых семью бывших альпинистов. Буквально за сутки до выезда повезло получить от них подборку ценной практической информации по Алтаю для новичков. Маршрут был оперативно перекроен, перерасcчитан и отнормирован на 9-и дневное путешествие.

Итак, целью поездки стали две ключевые точки: ледник Малый Актру и ЮБТО, а также всё, что пролегало и протекало по дороге к ним.

День первый


По совету бывалых выезд из города Северска по направлению к Новосибирску был запланирован на 3 часа ночи, но осуществлен только в 4 часа утра. Сказались отсутствие сноровки и низкая строевая дисциплина семейства. Однако, это дало и свои положительные плоды. Буквально сразу за Курлеком мы попали в сильнейший туман, встроились в колонну таких же жаворонков и сообща двигались более ста километров со скоростью 60-80 км/час. Туман начал рассеиваться только с восходом дневного светила градусов на 20 от линии горизонта. Весь ожидаемый выигрыш от разгруженной трассы, скорости выше разрешенной и непроснувшегося Нска был помножен на ноль. Выехав в пять утра, мы прибыли бы в столицу Сибири примерно в то же самое время, но без мучительных вглядываний в «молоко» за лобовым стеклом. А выехав в три часа ночи, как изначально планировали, мы ещё бы дольше «плыли» в тумане.
Кстати, отдельно нужно сказать человеческое спасибо качеству дорог перед и после Нска. Вызывает добрую белую зависть. Томичи меня поймут. Вообще, к приятному удивлению дорога до границы Алтайского края далась легко. Несмотря на поздний выезд и задержку в пути мы не испытали ни малейшего затруднения в Нске, без очередей заправились, быстро вышли на Чуйский тракт и к раннему обеду уже были на границе Алтайского края.


На ней стоит весьма приличный дорожный комплекс, включающий помимо заправки, фонтана и летнего кафе полноценную гостиницу со всеми удобствами, большой столовой. Выпустили на час из машины на променад и баловство «дженерейшннекст», поели шашлыка и мороженного. Кстати, шашлык (по 180 руб.) весьма посредственный, но с действительно большим количеством мяса на шампуре. Выполнили в гостинице санпроцедуры (платные, но всё на достойном уровне) и вновь устремились к цели. Погода очень обнадеживала и радовала, было солнечно и очень жарко.


После пасмурного и сырого Томска даже такая жара воспринималась очень положительно - мы таки приехали в лето!

По поводу транспортировки детворы от 4 до 12 лет на дальние расстояния. Проверено на людях, так сказать:

1) Не давать чадам рано ложиться накануне поездки. Лучше, наверно, вообще ограничиться для них 4-5 часами сна. Свою норму они добирают, заснув через 15-20 минут с начала движения, при этом увеличивается запас времени, когда находиться без физической активности им станет невмоготу, а потом, конечно же, захочется поесть, в туалет и что-нибудь ещё.

2) Сильно помогает наличие всевозможных детских аудиокнижек, но только не видео прибамбасов, а также телефонов, что напичканы играми. Испортить зрение при чтении или смотрении в экран в движущемся автомобиле - дело нехитрое и быстрое, а вот вернуть его к прежнему состоянию, на самом деле, почти невозможно. Уж лучше пусть барагозят.

3) Всевозможные игры в слова и пр. быстро надоедают и, честно говоря, быстро утомляют. На них надеяться не стоит.

4) Детям лучше снять большую часть верхней одежды, обязательно разуться и снять носки.

5) Принцип «Ничего с ними не сделается - и так доедут» использовать не стоит. Хотя, действительно, доедут:) Но достаточно быстро начинаются отрицательные явления. В первую очередь, конфликты между детьми. По опыту поездки в Хакасию, это сильно портит впечатление от отдыха и взрослым, и детям.

6) В туалет принудительно и обязательно хотя бы раз в три-четыре часа! «Не хочется» отметается, как явный признак запланированной диверсии в пути, причем, в самый неподходящий момент.

После отдыха проехали по трассе пару часов. Начались первые трудности. Меня явно начало клонить в сон от ровной и прямой трассы. Отчасти помогла припасенная бутылка с кока-колой, но временами все равно весьма сильно накрывало. Даже пару раз зверски ущипнул себя любимого. Помогает плохо. Благо такое состояние скоро отпустило. Хорошо помогает активное, эмоциональное обсуждение какой-либо темы с пассажирами. Вторая проблема: возникли сложности с обгоном. Силенок двухлитрового движка под весом груженой машины явно не хватало на оперативные обгоны на высокой скорости. Все ускорения давались тяжело, с большой напругой и с длительными выжиданиями гарантированного окна на встречке.

Проскочили Бийск, остановившись лишь у магазина на выезде и на заправке. Старался заправляться, как минимум, с половины бака в крупных населенных пунктах и на известных брендах. Уже по завершению поездки оцениваю количество остановок, как недопустимо минимальное. В определенных частях маршрута не отпускал баранку по 6-7 часов кряду. Обманывает общее нормальное состояние, но стоит только остановиться и выйти из машины, как чувствуешь, насколько же ты на самом деле устал.

Республика Алтай встретила нас..., как и не уезжали из Томска, пасмурно и сыро, только тепло и гнуса нет.


Катунь.Как раз на этом берегу, практически на въезде в республику некое популярное место с монументом, где мы увидели большое количество свадебных кортежей и молодоженов в разной степени подпития, что в порядке живой очереди запускали голубей и выполняли прочие обязательные атрибуты.


Практически все машины были с номерами Алтайского края, а не республики. Перед въездом в республику проехали мимо крупной, с многими участниками аварии такого свадебного кортежа, который уже возвращался с данного памятного места, вроде без жертв.

Кстати, пьют много. На Чекитаманском перевале разговорились с торговкой, у неё дочь поступила в институт в Томске, поговорили о том, о сем, вспомнили про увиденные свадебные кортежи, узнали, что с алтайскими казахами алтайцы не дружат, т.к. те жадные и пр., но регулярно ездят в Казахстан покупать водку на свадьбы и прочие торжества, потому что она там стоит 30 руб за бутылку, а коньяк 90 руб. Покупают много. Слушал и было грустно, что и тут зеленый змий, важная часть социума и вообще vodkaconnectingpeople... Ну, да ладно.


Ночевать остановились в Камлаке, в одном из гостевых домов, прямо на берегу речушки Сема. Весьма комфортабельный и продуманный комплекс. Сговорились с хозяйкой занять небольшую комнатушку на ночь, отдав за пятерых 1100 руб. Заодно запланировали ночевку через неделю на обратном пути. Данная усадьба состоит из нескольких домов, бани, крытой веранды, она же кухня с микроволновкой, чайником и плиткой, имеется настоящая детская песочница и даже бассейн. При «заходе» в горный Алтай и «выходе» из него оказалось очень удобно не ставить палатку и пр., а просто отдохнуть после долгой дороги. Не смог удержаться от пользования благами цивилизации и загнал в ледяную воду бассейна среднего, чтобы спалось крепче )



Прочие отдыхающие гостевого дома, видимо, с утра никуда не собирались ехать. Просто отдыхали в комфортабельных условиях (некоторые номера стоили до 2 тыс руб в сутки). Слонялись по дворику, смотрели на дворик с балкона второго этажа, смотрели с дворика на балкон второго этажа, эпизодически выпивали ... и явно скучали. Вот что за цимус в таком отдыхе?

День второй


Шесть утра, за секунду до побудки ...


Подъем в шесть, выезд в семь. Наконец-то начинаются настоящие горы, и продолжает радовать своей ухоженностью Чуйский тракт, правда, с непривычным изобилием предупреждающих и запрещающих дорожных знаков.
Достаточно быстро добрались и так же быстро забрались на Семинский перевал. Даже слишком быстро. Машина шла на оборотах 3,5-4, и от быстрого подъема появился явный дискомфорт в ушах.


Следом поднялся отечественный автопром, который нас за время подъема почти нагнал. От приложенного усердия на перевале у уже заглушенной машины сзади в районе глушителя струился дымок, и что-то явно тлело. Пассажиры авто собрались на консилиум, но как-то бездейственно и молча рассматривали явление, мы же, т.к. торопились, не стали дожидаться вынесения диагноза наблюдаемому, а быстро затарившись сувениркой, покатили вниз с перевала.

Следующим этапом перемахнули Чике-Таман, где ещё подзарядились мелочными покупками, выпили чая на травах, и сфотографировались. Покатили далее. Пока пили чай, пожилая торговка-алтайка поинтересовалась: «Это все ваши дети?». Мы пошутили, дескать, да, пока все свои, едем, стараемся не подбирать по дороге. Вместе посмеялись, но далее по маршруту такие вопросы от алтайцев звучали не раз. Из всех алтайцев, с кем довелось пообщаться, у большинства в прямом смысле семьи многодетные, а славяне ими воспринимаются, как люди с одним, максимум двумя детьми.

Итак, отшутившись, двинулись дальше. Погода начинала всё сильнее портиться, и на перевале мы даже подмерзли.


Спустившись с перевала, мы уже не наблюдали такого плотного трафика по тракту, баз по дороге встречалось все меньше, т.е. потихоньку мы выбирались из туристической толкучки а-ля Сочи и приближались к вожделенной тишине, покою и семейному уединению.

С нетерпением ожидался повод расчехлить зеркалку, а не продолжать щелкать на телефон. Кстати, храбрых рафтеров напротив, чем дальше, тем становилось все больше и больше. В водах Катуни, конечно, а не на тракте. В одном месте мы наблюдали даже возникновение какай-то пробки по ходу сплава нескольких групп. Рассмотреть подробности происходящего на ходу не успели.



Место слияния Чуи и Катуни. Кстати, гораздо лучшее место для фотографий, если необходимо более явно запечатлеть слияние рек, находится метров на триста правее точки съемки данной панорамы. А тут извольте видеть только красивый изгиб Катуни и только в НЛУ мутный ручеек Чуи в мощном потоке старшей сестры.


Во второй половине дня докатили до Курайской степи. Погода так и не захотела наладиться. Дул сильный, весьма сильный, но теплый ветер.



Полюбовавшись степными просторами и белками на горизонте, поехали искать мост через реку Чую где-то в районе деревушки Кызыл-Таш (при въезде в пос. Курай свернуть направо). Искать не пришлось, ехали по паутине грунтовых дорог просто по направлению и выехали к мосту. Таким же способом ориентирования двинулись в сторону Перевалки. Но не доехали... Где-то на середине дороги у речушки Тюте мы остановились у большой лужи, у которой стояли абориген с Уазиком и турист с праворукой пузотеркой. Подъехали как раз в разгар рассказа местного жителя, как тяжело преодолеть вот эту лужу, как дальше по дороге все плохо, какие там камни и ямы. По ходу рассказа у лужи появилась Газель, круто забрала направо и, высоко подпрыгивая и покачиваясь, просто объехала водную преграду. Хозяин японца, поняв, что ни в лужу, ни по кочкам ему не хочется, развернул своего коня восвояси, мы же остались беседовать с хранителем препятствия.

Ещё сидя за компьютером в удобном кресле дома, я прочитал о ежегодном ухудшении качества дороги от Перевалки к альплагерю, помнил и слова бывалых альпинистов, что на этой Перевалке машину всё-равно придется оставить и нанять извоз на серьезной технике. Поразмыслив, а зачем вообще трястись до Перевалки на своей неженке, обсудили бизнес-предложение алтайца «эх прокатить» сразу до альплагеря, там нас подождать и снова «прокатить эх» к месту, где он нам в данный момент предлагает свои услуги. Сторговались на 5 тысяч за пятерых, с выездом к месту в 9 утра следующего дня. Тут же нам любезно было предложено остановиться на огороженной поляне у Тюте, всего за 100 рублей с машины и 150 рублей за палатку. Скоро грезился вечер и «куда-либо» и «что-либо» уже не хотелось, поэтому лихо пропрыгали за Уазиком вокруг артефакт-лужи к месту ночевки на берегу реки, где первый раз за поездку расчехлили палатку и развернули бивачную инфраструктуру. Повторилась диспозиция у озера Шунет в Хакассии, когда мы отдыхали на базе в приятном уединении и тишине. Это ценно...



Быстро приготовили суровый ужин автотуристов, использовав газовую плитку, но всё же для атмосферы развели костер.

День третий


Проснувшись, оперативно поели, демонтировали базу и как раз успели к девяти утра, когда подъехал уже не вчерашний собеседник, а, как оказалось, его отец.
Оставили машину у аила и по просьбе сына хозяина «базы» отключили датчик удара автосигнализации, т.к. в грозу машины нередко начинали орать и продолжали этим заниматься вплоть до возращения хозяина, вынимая душу и мозг у хозяев и гостей «базы».



Он ещё не знает, что ждет его через несколько минут! )

Ну что сказать, мы действительно не ожидали, что поездка в альплагерь будет настолько экстремальной. Жаль, что при движении «в ту сторону» даже мысли не возникло снять дорогу на сотовый, тем более, что держаться приходилось не только двумя руками, но даже обеими ногами. На обратном пути пытался снять, но самая жесть не заснята потому, что сотовый оказался забит предыдущими видеозаписями и пока их выборочно отсматривал и стирал, подпрыгивая, самая жесть завершилась. Тем не менее, что-то записалось до и после самого смака оффроуда.

Итак, не приходилось мне до этой поездки: почти опрокидываться, чуть-чуть не переворачиваться и даже просто становиться «на попа», поэтому ощущения были достаточно острые, особенно у детворы. Младшой, несмотря на возраст, как-то очень четко, вполне по-взрослому сформулировал, что он хочет в «хомячек» (это наш Туксон) и желательно вот прямо-таки сейчас, а в целом, пора бы уже и домой... и тоже срочно, можно сказать - уже сильно опаздываем! :)

Основная беда дороги от Перевалки к альплагерю - это дождь и 31-ые, что разбили дорогу в совершенную жесть. По словам нашего водителя, когда-то можно было даже на Жигулях кое-как, но прокрасться, а теперь даже УАЗикам это сделать стало крайне тяжело. Да, УАЗ - чудо-конь! Дорога это доказала. То, как мотало, кренило машину... Один раз мы полноценно легли бы набок, но спасла глубокая колея, она не дала нам совсем лечь, и машина, скребя низом дверей по брустверу, кое-как выгребла. Количество ударов в днище посчитать и не берусь. Один раз удар был такой силы, что водитель, преодолев препятствие, даже вылез посмотреть, что же это такое было и что оно машине оторвало... В одном месте (зовется у них болотом) водитель нас высадил и полез в обход этой громадной лужи, не с первой попытки сумев взобраться на пригорок.

Ежегодный рост сложности вот таких аттракционов закономерно ведет к росту цен у перевозчиков. Кстати, напомню, нам обошлась экскурсия туда и обратно, от речки Тюте в 5 тыс. рублей. С Перевалки же наших знакомых тремя днями позже провезли туда-сюда за 4300 ... Т.е. местный нас провез вдвое большее расстояние за чуть большие деньги. Смекайте ... Честно говоря, поездку к альплагерю можно со всей серьёзностью отнести ещё к одной достопримечательности и даже стоит скататься на Актру как на американские горки:). Благополучно завершив аттракцион и выбравшись из чудо-коня на волю, быстро осмотрелись, экипировались по погоде и двинули на Малый Актру.

семья, Алтай, путешеествие, империя

Previous post Next post
Up