Шутки Воланда или О проникновенiи диавольскаго романа въ неокрепшiе умы

Nov 08, 2016 22:33




овершая давеча вечернюю прогулку в районе старого Арбата, испытал я в одном из тамошних двориков изрядное душевное потрясение. В сгущающемся сумраке со стены одного из домов взирало на меня громадное человеческое лицо величиной с дом.




Лицо было столь же велико, сколь и страшно, как это свойственно всем великанам. Не сразу удалось распознать в этом лице лицо известного писателя Михала Афанасьича Булгакова, автора таких книг, как многих хороших книг, но в первую очередь, - спорного с научной и атеистической точки зрения романа про Мастера и Маргариту.

Похож или нет? Сравните с оригинальным автопортретом, собственноручно написанным популярным писателем на стене у себя в подъезде на третьем этаже. На портрете он справа.




Это фото было сделано 10 лет назад, когда весь булгаковский дом сверху донизу был многослойно разрисован и расписан сотнями тысяч рук поклонников великого писателя и его произведения. С тех пор дом отремонтировали, закрасили и вообще привели в порядок, но, в отличие от прочего безвозвратно утерянного разномастного граффити, в т.ч. - и моих автографов, портрет проступил сквозь краску и, невредимый, вновь стал пристально и как бы испытывающе глядеть на всех мимо него идущих. После того, как это повторилось в шестой раз, портрет перестали закрашивать и оставили в покое. Он и доныне находится на том же месте и все, одолевшие кодовый замок на подъезде, могут лицезреть его воочию.

Но я отвлёкся. Над головой писателя изображён не менее знаменитый Кот-Бегемот соразмерной величины.




Дальше - больше. Не пройдя и пары кварталов, в одном из закоулков на Сивцевом Овражке обнаружил я странный барельеф, столь примитивный, что его можно было бы принять за дебютную работу каких нибудь прогуливающих школу двоечников.




Видимо, автор произведения тоже сомневался в узнаваемости воссозданного им персонажа, поскольку рядом он дописал красиво, как умел, пояснение - "Аннушка". Да-да, та самая Аннушка из того же романа, дура с Садовой, которая разлила машинное масло на железнодорожные пути, а паровоз потом сошёл с рельсов и задавил хорошего человека.




Вообще, не очень понятно, что Аннушка там делает. Известно ведь из того же романа, что в ведомственном доме на Сивцевом Овражке жила литературная Маргарита Николаевна, как и её реальный прототип, а Аннушка жила в том самом, "нехорошем" булгаковском доме недалеко от Патриарших прудов, откуда до Арбата довольно прилично топать. Я вообще сомневаюсь, ходила ли Аннушка когда-либо куда-то дальше керосиновой лавки на Патриарших.

Тем не менее, привешенная рядом табличка бескомпромиссно и конкретно подтверждает - да, Аннушка, да, та самая.




На табличке, кстати, есть опечатка - вместо "прокуратор" написано "куратор", но не в этом суть дела.
Суть дела в том, что пройдя ещё чуть далее и выйдя, собственно, на Арбат, был найден ещё один булгаковский персонаж - Полиграф Шариков. Тоже - с письменным пояснением, видимо, один автор ваял. На фото Шариков слева; справа изображён какой-то другой музыкант со странным струнным щипковым инструментом. История не сохранила его имени; есть предположение, что он играл в одном ансамбле с Шариковым в кабаке "Стоп-сигнал".




Это - из обнаруженных случайно новых произведений в течение одного вечера; сколько их всего в городе - неизвестно.
Достаточно вспомнить большую уличную картинную галерею на ул.Советской Армии: три величественных настенных фрески, тоже неизвестным, но талантливым художником искусно начертанных на стенах электрощитового домика - "Иностранный консультант и его спутники уходят от Ивана Бездомного", "Бегемот - это заяц" и "Булгаков подманивает голубей пакетом из под нарезного батона".










В последнюю картину наполовину впендюрена настоящая городская скамейка, присев на которую, любой желающий может сфотографироваться на память рядом с бессмертным писателем. Другая половина скамейки, вероятно, находится по ту сторону стены, внутри электроподстанции, и там отдыхают электрики. Городская легенда гласит, что на внутренних стенах оной постройки написаны ещё четыре картины: "Понтий Пилат размышляет о достоверности истины в саду при свете Луны", "Маргарита бьёт окна в доме писателей", "Бездомный и Мастер в палате №6" и последняя - "На балу у сатаны", и именно из неё, по легенде, торчит другая половина скамейки. Правда это или нет - только электрики знают.
Там же неподалёку некоторое время назад стояла бронзовая скульптурная группа, изображавшая Воланда и его свиту, но я этой скульптуры уже тогда на застал, и поэтому фотки её у меня нет. Говорят, что её сволокли на территорию местного отделения тогда ещё милиции и установили там. Так что доступа к ней теперь простым людям нет; только преступники и прочие сотрудники МВД могут получать эстетическое наслаждение от созерцания данного произведения.

В утешение жителям города чуть позже из звонкой бронзы были отлиты отдельно взятые Панаев и Скабичевский и установлены у входа в интерактивный булгаковский музей (и театр по совместительству). Ну, этих-то все знают.




Где-то на Молчановке катается на автомобиле водитель-грач, но об этом все молчат.




На самих же Патриарших только после того несчастного случая с Мишей Берлиозом чиновники спохватились и наконец-то поставили знак, запрещающий горожанам разговаривать как с представителями нечистой силы, так и подозрительными незнакомцами вообще.




Это при том, что воспитательная ценность данного знака весьма спорна, учитывая, что Воланд посещает Москву от силы раз лет в пятьсот. Да, мы не отрицаем - были демоны, но они самоликвидировались.
Что не помешало властям минувшей осенью на тех же Патриарших устроить целое световое шоу, посвящённое вышеупомянутому несчастному случаю, и даже пустить через пруд виртуальный трамвай, лишь чудом не порезавший никого ещё.




Казалось бы - ну, Булгаков, ну, Воланд... Люди солидные и уважаемые, но зачем столько? Медленно народ наш что-то делает, но зато, если раскачается, то - сделает с душой, с размахом и с перевыполнением плана. Конечно, с одной стороны, это - довольно интересно и занятно. Но, с другой стороны, как совершенно правильно написал в "Литературной газете" тов.Латунский, не пора ли проявить твёрдую идеологическую волю и со всей классовой строгостью как следует приструнить всю это пилатовщину и булгаковщину?
На этом у меня всё.


культура-мультура, статуизм, чертовщина, шоу и зрелищща, Булгаков, рельсы, шайтан, мой город, Арбат, живопись, Патриаршие пруды, чтение - вот лучшее учение!, граффити, лица смерти, знак, мистика

Previous post Next post
Up