Сегодня мы с Махой посетили дворец придворного кремлёвского скульптора Зураба Церетели, что разместился на улице Пречистенке, с целью посмотреть выставку "Трансформация искусства", посмотреть её, посмеяться... К сожалению, мы дали Маху маху: выставка вчера проработала последний день и благополучно закрылась. Тем не менее, мы погуляли по шикарному особняку 18 века, наполненному творениями Церетели (в дальнейшем просто - Маэстро), и посмеялись-таки вдоволь.
Огромный старинный дом в центре Москвы буквально забит "пёрлами", вышедшими из под рук Маэстро; возникает такое ощущение, что в день он писал (ваял, варил, высекал) по два-три великих произведения. Одних картин, выполненных как в цветной эмали по металлу, так и на традиционном холсте там столько, что не во всякий художественный музей сия галерея уместилась бы; не говоря о скульптурах, скульптурных группах и барельефах. Впрочем, если не устрашиться и не пасть ниц сразу, то эффект от изобилия картин несколько проходит, поскольку, на мой взгляд, 100% из представленного - полный отстой и гнуснейшая халтура. Гнуснейшая, потому что если художник человек, называющий себя художником не может писать хорошие картины, то ему можно только посочувствовать, но вот если он сознательно поставляет и продаёт дерьмо, пользуясь связями и расположением к себе власть имущих, не жалеющих казённых денег на покупку картин и возведение очередных стометровых уродцев, то тут уже появляется дурной запашок.
Конечно, кое-что интересное и даже в чём-то красивое там было, но это не дотягивало даже до 1% из представленного изобилия.
Например, вот этот цыганский табор, изготовленный из бронзы:
(Загадка: Найдите на этой странной картине среди веселящихся и танцующих людей оборотня.)
Среди скульптур лидирующее положение занимают изображения сильных мира сего: президентов, губернаторов, уголовных авторитетов, лидеров религиозных концессий, актёров театра и кино. Словом, всех, кому можно подольстить и получить за это немалую денежку. Даже новый римский папа Бенедикт не был обойдён вниманием Маэстро:
По мотивам известного "Ростокинского дворника".
"Кремлёвский дворник или Тов. Лужков очищает землю от нечисти":
Ещё один Лужков, гоняющийся за мухами:
Единственно, что действительно в этом музее было очень приятно, это - полнейшая тишина и отсутствие людей. Можно сказать, что там не было никого вообще. Кроме нас, по трёхэтажному лабиринту залов и коридоров бродило ещё человек пять (может быть - десять); иногда с кем-то их них мы пересекались, но потом вновь тянулись пустые безлюдные залы с картинами и болванами.
Типичный образец тамошней живописи:
«Женщина, страдающая сколиозом»
Множество миниатюрных копий безумных проектов наподобие царапающего небо штыка с ангелочками в московском Парке Победы или кошмарной колонны на площади Никитских Ворот. Оказывается, не в одной Москве стоят эти мегагигантские фаллосы; в огромном количестве расбросаны они по русским городам. Возле каждой из моделек стоит табличка с названием, местонахождением и обязательным указанием высоты постройки: эта - 80 метров, эта - 100, эта - 120 или все 150, словно высота и размер - это главное достоинство произведения.
Всем известна история Петра Первого
, ныне стоящего над Москвой-рекой. Изначально он не был Петром, его звали Колумб. Когда Америка готовилась к празднованию 500-летия своего открытия, Маэстро с одобрения Горбачёва быстренько изваял гигантского Колумба, стоящего за рулём корабля, после чего сей монумент собрались подарить американскому народу в дар от советского. Как известно, всех, прибывающих в США, сперва ещё в океане гостеприимно встречает Статуя Свободы с факелом над головой и дружелюбно повёрнутая лицом к прибывающим кораблям.
Планировалось, что Колумб, установленный ещё дальше от берега, будет развёрнут к прибывающему флоту задом, а к американским берегам - лицом и как бы плыть навстречу Статуе Свободы.
Даже падкие на подарки американцы ужаснулись, представив себе эту картину и вежливо под каким-то предлогом отказались от нашего подарка, в очередной раз показав свой хищный лик американского империализма и нанеся своим отказом тяжёлую обиду Маэстро. Ну, а что делать с Колумбом?
Кто-то другой плюнул бы и, стерпя неудачу, разобрал бы его и взялся бы за что-то новое. Но не таковы были Маэстро и московские власти. Не пропадать же уже поделенным деньгам, выписанным из городской казны на возведение памятника? Не долго думая, они меняют у памятника голову и возводят его над Москвой-рекой, объявив Петром Первым. И неважно, что фигурой вышел он зело строен и тонконог телесно. Неважно, что облачён он в костюм испанского конкистадора конца 15 века. Решено, что это Пётр - значит быть посему!
Но идея с Колумбом не пропала - уж слишком она хороша и соблазнительна: как сегодня при посещении музея стало известно, огромный ещё на четверть более высокий, чем его московский прототип церетелевский Колумб будет-таки возведён у американских берегов! Не приняла Северная Америка - примет Южная!
"Но радостная весть
Заставила нас сесть..." ("Ноль")
Заключён договор с одной из южноамериканских стран о возведении у тамошних берегов памятника Колумбу высотой 125 метров (на фото - он справа)
Что делает Колумб у берегов Южной Америки, пожалуй, ещё большая загадка, чем то, что делает на Москве-реке Пётр I. Известно, что Пётр люто ненавидел Москву, слишком сильно на его детскую психику повлияло первое восстание стрельцов, да и последующие московские бунты и волнения очень его пугали. Даже Санкт-Петербург был построен не столько как морская крепость, сколько, как платформа для перенесения на неё столицы из ненавистной Москвы.
Там ему и место было бы. Впрочем, несколько Петров I работы Маэстро там уже есть, куда ещё одного - да ещё такого огромного?
Но ещё большая загадка - это московский памятник генералу де Голлю, которых было изначально задумано три, но одного всё-таки (левого) у гостиницы Космос поставили. Не большого - всего метров 10 высотой. Какое отношение к Москве имеет де Голль - одним лишь Лужкову и Церетели ведомо.
Ещё, как минимум, одним гигантом Маэстро, судя по всему, планирует осчастливить Грецию. Создано два прототипа легендарного Колосса Родосского, один из них - на фото, другой - почти такой же, только огненную чашу он держит обеими руками, высоко воздетыми над головой.
Трагически погибшая принцесса Диана и два ортодоксальных сиониста на картине за ней:
Потрясающая своим драматизмом скульптурная группа - "Деревянные дети - жертвы старого Карлы", посвящённая судьбам бедного Буратино из Италии и его друзей.
Гигантский слизень заслуживает отдельного исследования биологов. Также вопрос для науки вызывает трёхколёсный велосипед без педалей - это ли не издевательство над детской психикой? Страшная тайна тяжёлого детства открывается перед нами в этой скромной композиции: у Церетели никогда не было велосипеда. Опять-таки, не совсем ясно с размерами данного пыточного устройства: это велосипед такой маленький, или Буратино такой большой?
Но - чур!! Пройдя за очередные двери, мы замерли, на миг ослеплённые дневным светом! Неужели мы оказались на улице под открытым небом, где падает снег и дуют холодные ветры? Ведь мы замёрзнем. Вся верхняя одежда осталась далеко в гардеробе, а из бронзовых деревьев нам не развести даже костра. К счастью, это оказалась не улица. Это оказался огромный застеклённый павильон где-то во внутреннем дворе усадьбы, площадью с полгектара и стеклянной же крышей высотой не менее двадцати метров. Все стены и углы павильона были заставлены барельефами и высокими статуями, не уместившимися в нормальных залах. Барельефы были расписаны мрачными сюжетами и покрыты зловещими заклятиями на грузинском языке. Всё было пропитано атмосферой страдания и смерти, в воздухе буквально веяло чёрной магией.
Посередине этого зала стояло странное округлое сооружение, по виду напоминавшее изъеденное червями огромное яблоко. Мне это напомнило сцену из старого фильма "Ангар 18", шедшего в советском кинопрокате в восьмидесятые годы.
Двигаясь вокруг этого объекта, мы неожиданно обнаружили зияющий тёмный вход с табличкой, категорически запрещающей вести внутри какую-либо фотосъёмку. Уже одно это не могло не заинтриговать. Вошли внутрь... Самое точное, что можно тут сказать, это - мы испытали настоящее потрясение от увиденного внутри. Это был настоящий языческий храм, тумный, с зияющими огнями, звёздами над головой и поражающими картинами, словно оживающими во тьме.
Куда там готам, баптистам или каким-нибудь дьяволопоклонникам - силища исходящая от стен внутри была такая, что буквально пронизывала мозг. Вряд ли это от таланта Церетели; скорее всего, прибегнув к древним символам, он случайно оживил некие заложенные в них силы, которые бесконтрольно функционируют сами по себе и ждут своего часа.
Фрагменты потолка, отчасти передающие представление о том, какие картины разворачивались над нашей головой. Не на статичном фото, а в неровном колеблющемся свете и полумраке внутри всё смотрится совсем иначе.
Фотоснимки - кликабельны
Изображения - безусловно, являются отражениями буйной фантазии автора и - одновременно - диагнозом.
Отдельные, особо ужасные, фрагменты небесного свода:
Увидев в дополнение к этому вблизи творение Маэстро "Ипатьевская ночь",
, посвящённое расстрелу царской семьи, мы ясно поняли и осознали, что Церетели - не просто несомненный муд... модный придворный скульптор, но и - тайный некромант, у которого явно и давно, что называется "едет крыша". Фигуры Романовых, да ещё и с закрытыми у всех глазами, не просто не вызывают жалости, как жертвы большевиков, а наоборот - неприязнь и отторжение; здесь изображены явные трупы, вдобавок - стоячие и сидячие. Если задержаться около них чуть дольше - возникает жуткое ощущение, что от мертвецов исходит какая-то нехорошая энергия, вызывающая страх и даже ужас где-то в подсознании. Всё-таки в мире есть что-то такое, о чём мы забыли, согретые под щитом научных знаний и цивилизации, но нет-нет да и встречающееся изредка на нашем пути. И тогда, вопреки логике и академическим знаниям о том, что подобного быть не может, память услужливо извлекает из генетической памяти сохранённые десятки поколений назад образы, которые кричат нам - "это действительно опасно!" И мы верим...
В общем, скверную штуку изваял Маэстро. Я не удивлюсь, если станет известно, что по ночам статуи открывают мёртвые глаза и ходят.
Лучше - продолжим о весёлом. Ещё одна замечательная работа - "Пётр I убегает от гигантской женщины"
"Когда был Петя маленький
С кудрявой головой -
Он тоже бегал с сабелькой
По горке ледяной"
Что конкретно хотел сказать нам этой своей работой гениальный скульптор? Неведомо, но уже - смешно.
Мир по Церетели:
На этом замечательном барельефе изображены основы нашей вселенной.
Два важнейших светила - Солнце и Луна.
Семь главенствующих живых существ, населяющих земной диск: (как полагается, размеры прямо пропорциональны их значимости)
Человек - царь природы, под его ногами - Горлум, дух подземного мира и покровитель шахтёров, далее - цари зверей Лев и Единорог, над ними - Крысослон и Жирафоглот. Выше всех - Голубь Пикассо в гнезде, птица мира и дружбы, а также - покровитель почтальонов и всякого рода курьеров.
По нижним углам размещены Две Твердыни (Две Крепости), защищающие наш мир от внешних бед и не дающие ему укатиться.
Данная работа Маэстро настолько проста, гениальна и совершенна, что её копии следовало бы посылать ракетами в открытый космос, как наше послание возможным братьям по разуму, буде такие где-нибудь отыщутся.
Ещё одно незабываемое творение: Сломанная шея или Натюрморт с повесившейся женой
"Два грузина":
"...Встретились два тифлисских кинто, и один другому говорит..."
Опять "Два сиониста", на этот раз - в виде скульптуры (Церетели явно их знает...)
Очень много скульптур, изображающих самого Маэстро - то в древнеримском стиле, то - в позе оратора, то - в виде скромного Учителя и Наставника.
Один огромный зал - только фотографии. Не художественные, нет! Фотографии тусовок и встреч Маэстро с великими людьми - от Путина и Лужкова - до Брижит Бордо и Александра Абдулова.
Само-собой - большие мониторы, показывающие непростые творческие процессы искания, созидания, высекания и отливки фигур.
Два или три зала посвящены непростым отношениям Маэстро с Богом и религией вообще. Само-собой - не без двух гигантских статуй митрополитов Всея Руси и Всея Грузии. Ну и пара-тройка сотен картин на библейские темы:
Любопытно, что в том же особняке в нескольких комнатах выставлена антика - очень интересные экспонаты из запасников музея им. Пушкина. Там им явно не хватает места, вот часть их и находится по другим местам, зато Церетели - места хватает. Некоторые из его творений как будто специально разложены так, чтобы занять побольше пространства.
Зато смотрятся работы древних мастеров по сравнению с плодами деятельности Церетели - как небо и земля. Нет, не то - их даже сравнивать нельзя, настолько разные подход и качество.
Бюст Силена
Столик, наверное - для жертвоприношений:
Кабан:
А ещё нашли мы книгу отзывов. Посмеялись, почитали. Некоторые записи довольно весёлые.
Как было и нам не написать отзыв? Жаль - ручки к книге не прилагалось. Пришлось воспользоваться имевшимся у меня чёрным маркером: