Нашел вот такую
статью про святого Виллиброрда, приведу выдержку из нее, раздел про житие святого:
А. Подготовительный период (658-690)
К счастью, у нас имеется раннее житие святителя Виллиброрда, написанное в 796 году его родственником Алкуином Йоркским (735-804). Оно основано на более раннем ирландском житии святого, которое было позднее утеряно. Однако сохранились календарь святого Виллиброрда с его автобиографией, а также написанный его рукой (или, по крайней мере, продиктованный им) пенитенциарий, которым святой сам пользовался.
Святитель Виллиброрд родился, вероятно, 6 ноября 658 года в Йоркшире близ северного берега реки Хамбер неподалеку от Северного моря. Будущий святитель родился недалеко от нынешнего города Кингстон-Апон-Халл. Место рождения святого находится точно напротив Фризских островов. Отцом святого Виллиброрда был очень благочестивый человек по имени Вильгильс. Позднее Вильгильс принял монашество, основал небольшой монастырь в честь апостола Андрея и подвизался в отшельнической жизни. После смерти Вильгильса его местно почитали как святого. В детстве святой Виллиброрд воспитывался в монастыре города Райпон у святителя Вилфрида, епископа Йоркского. В этом монастыре святой Виллиброрд в возрасте 15 лет принял монашество. В то время не было столь необычным принимать монашество в таком раннем возрасте.
В 678 году святому Вилфриду пришлось покинуть Йорк. Святой Виллиброрд тоже покинул Райпонский монастырь и удалился в добровольное изгнание в Ирландию. Там он прожил 12 лет в одном монастыре для английских монахов, обучаясь аскетической монашеской жизни у ирландцев, вдохновленных египетским монашеством. Эти аскетические практики включали добровольное изгнание и чтение всей Псалтири наизусть с крестообразно поднятыми руками. Ирландцы были по природе великими миссионерами и считали добровольное изгнание «зеленым мученичеством». Другими словами, добровольное расставание со своей родиной они принимали за паломничество. Они считали, что какой бы ни была наша земная родина, у нас всех есть одна Небесная родина, и только к ней надо стремиться в первую очередь. Расставание с земной родиной для них было формой аскезы, ухода от мира.
В этот период Виллиброрд научился совмещать полученные им в Англии практические навыки и организаторские способности с аскетическими и духовными практиками, к которым он приобщился в Ирландии. Можно сделать вывод, что это был для святого Виллиброрда период обучения и подготовки к тому, что ожидало его в будущем. Здесь, в Ирландии, Виллиброрда рукоположили в иерея, а в 690 году он решил поехать во Фризию.
Но почему он принял такое решение после 12 лет, проведенных в Ирландии? Прежде всего потому, что о Фризии хорошо знали в Англии. Фризы были близкими соседями, а кроме того, были развиты торговые отношения между Фризией (особенно порт Дорестадт рядом с Утрехтом) и Англией (особенно Лондон и другие портовые города на востоке Британии, где жило много фризов). Вспомним, что сам святитель Виллиброрд родился на востоке Англии недалеко от побережья Северного моря, в местности, находящейся на той же широте, что и Фризские острова. Язык, на котором говорили англы и фризы, как мы уже сказали, был практически один и тот же. Но у Виллиброрда были и другие причины для отъезда во Фризию. Его первый учитель - святитель Вилфрид - в 678-679 годы совершил кратковременную поездку во Фризию в качестве миссионера. Его игумен в Ирландии - преподобный Эгберт - тоже давно мечтал туда поехать. Ранее, один монах из того же монастыря по имени Витберт провел два года во Фризии, хотя и безуспешно. Игумен Эгберт нашел в лице Виллиброрда нового добровольца, желавшего стать миссионером.
Так или иначе, святой Виллиброрд много слышал о Фризии как о соседней стране, где люди говорили на том же языке, что и англы, но пока еще не узнали о Христе. Что могло быть более естественным для англов, чем принести Благую весть о Христе своим соседям, говорившим с ними на одном языке и жившим на той же территории, которую сами англы покинули менее чем за 200 лет (то есть 8 поколений) до этого?
Б. Фризия (690-714)
В 690 году, когда святителю Виллиброрду шел тридцать третий год, он вместе с 11 учениками отправился из Ирландии через Англию во Фризию. Его спутники тоже были английскими монахами ирландского монастыря, где обучался Виллиброрд. Хотя одни из них стали епископами, а другие приняли мученическую кончину, до нас дошло имя лишь одного из его спутников. Это был будущий святитель Свитберт, миссионерствовавший между реками Айссел и Эмс и позднее ставший епископом Кайзерсверта на западе Германии - не так далеко от святителя Виллиброрда.
Итак, Виллиброрд вместе со спутниками пересекли Северное море и причалили к берегу реки Ауде-Рейн близ нынешнего голландского города Катвейк. Далее они проследовали в город Утрехт (первоначально - римская крепость Траектум), находившийся близ торгового города Дорестадт. Там Виллиброрд познакомился с франкским правителем этой области Пипином II и разбил лагерь в древней крепости Фехт, построенной римлянами для охраны брода через реку. Слово «Утрехт» означает «вниз по реке от брода». В Утрехте к тому времени уже была одна маленькая церковь, построенная франкскими миссионерами в начале VII века.
На юг от Рейна Фризия была заселена франками. К северу от Рейна жили сильно враждовавшие между собой фризы и франки. На территории к северу и востоку от Фризии (то есть к северу и востоку от нынешней Голландии) правил языческий король Радбод, ненавидевший франков и всё, что было с ними связано, в том числе и христианство.
Виллиброрд понимал, что ничего не может сделать без поддержки светских властей, то есть короля Пипина. В поисках поддержки со стороны церкви, святой в 692 году совершил свой первый визит в Рим к папе-сирийцу святому Сергию I. Он понимал, что нуждается в помощи как светских, так и духовных лиц. Папа одобрил начинания Виллиброрда. Нам не следует удивляться, что Виллиброрд искал поддержки: если мы, к примеру, захотим начать миссионерскую деятельность, скажем, в Индии, то нам для этого будет необходимо, прежде всего, получить на это благословение нашего патриарха и разрешение индийских властей. Так всегда поступали и поступают миссионеры: от святителя Августина Кентерберийского в Англии и святых Кирилла и Мефодия в Моравии до равноапостольного Николая Японского. Мы никогда не начинаем новых миссий без благословения церкви. Мы никогда не действуем сами по себе. Наоборот - мы всегда действуем сообща, и спасение достигается только тогда, когда мы вместе.
Святой Виллиброрд привез с собой из Рима мощи святых и сразу поспешил в город Антверпен, находившийся на самом юге Фризии. К тому времени в Антверпене уже существовала одна церковь: она была освящена в честь апостолов Петра и Павла и основана в VII веке святыми миссионерами Амандом и Элигием, апостолом Фландрии. Благодаря трудам святого Виллиброрда христианская вера укрепилась в окрестностях Антверпена, и святой вскоре снова отправился на север просвещать франкскую Фризию, Утрехт и находившиеся в его окрестностях деревни. С этого времени король Радбод не был враждебно расположен к Виллиброрду, а его дочь даже вышла замуж за сына короля Пипина.
В ноябре 695 года святой Виллиброрд совершил по просьбе Пипина еще одну поездку в Рим. Во время этой поездки папа Сергий посвятил его в архиепископа. Это произошло за два дня до празднования памяти священномученика Климента, третьего папы Римского. Папа Сергий дал Виллиброрду новое имя - Климент. Но хотя он получил новое имя, этот святой всегда был известен и под своим первоначальным именем Виллиброрд. Имя Климент было выбрано весьма удачно, поскольку святой Климент Римский почитается и как апостол (апостол от 70), его также чтят за его письменные творения, а в его житии присутствует море - все это в какой-то мере связывает святого Климента с Голландией.
Архиепископ Виллиброрд возвратился во Фризию с церковными сосудами и мощами святых, которые до сих пор хранятся в церквях Эммериха и Трира. Архиепископ обосновался в римской крепости Утрехта, пожалованной ему королем Пипином. Новый архиепископ Утрехта сделал этот город своей митрополичьей кафедрой. Он перестроил находившуюся внутри крепости церковь и освятил ее в честь святого Мартина. Имя «Мартин» остается одним из наиболее популярных имен в Нидерландах по сей день. Виллиброрд также построил в Утрехте кафедральный собор и освятил его в честь Христа Спасителя - и это весьма понятно, поскольку центром любой миссии является Христос. Вспомним, что и в Константинополе большой собор был освящен в честь Софии, премудрости Божией, то есть, в честь Самого Спасителя, который и есть Премудрость Божия. Святой Августин освятил свой собор в Кентербери в честь Спасителя (собор Крайст-Черч), а большой кафедральный собор, стоящий сегодня в центре Москвы и являющийся символом великой победы над коммунизмом, тоже освящен в честь Христа Спасителя.
В 698 году тёща короля Пипина, бывшая в то время игуменьей монастыря близ Трира, пожаловала святому Виллиброрду земли. Эти земли находились на месте римской виллы Эхтернах, сегодня это территория Люксембурга. В Эхтернахе святитель основал свой самый большой и известнейший монастырь, который также стал знаменит благодаря своим «Евангелиям Эхтернаха». В этом монастыре святитель вел монашескую жизнь, подобную той, что вели монахи в монастырях Ирландии. После смерти и погребения Виллиброрда в этом монастыре он стал центром его почитания и паломничества верующих, в нем создавались превосходные рукописи.
Примерно в это время - в первые годы VIII столетия - языческий король Радбод сменил свою враждебность по отношению к Виллиброрду на безразличие. Архиепископ совершил поездку в южную Данию, находившуюся за Эльбой, чтобы обратить в веру местный народ. Оттуда он возвратился с 30 молодыми датчанами, которых огласил и крестил. По пути его судно штормом прибило к острову Гельголанд, на котором тогда жили язычники фризы. Он смог крестить троих жителей этого острова, однако, разъяренные фризы убили одного из его спутников. Языческий король тогда начал угрожать архиепископу Виллиброрду, но тот не побоялся его угроз и смело назвал всех его идолов демонами. Король начал уважать святителя, увидев его мужество.
Святитель Виллиброрд, которому король Пипин пожаловал 10% государственных доходов, успешно проповедовал Евангелие в Утрехте и окружавших его областях, где построил много церквей и монастырей. Святитель рукополагал диаконов и пресвитеров, многие из которых были из числа местных жителей - фризов, рукополагал новых епископов. Виллиброрд совершил поездку в Сюстерен, где основал монастырь, а также миссионерские поездки в область Зеландия (ныне провинция Нидерландов) и на остров Вальхерен, где сокрушил языческого идола, за что был ударен язычником по голове и чудом остался в живых. Из Эхтернаха Виллиброрд также окормлял сестер из женского монастыря в Трире, где в местной женской католической монашеской общине до сих пор хранится личный переносной алтарь святителя. В постоянных миссионерских поездках святого Виллиброрда можно увидеть элемент ирландской аскезы.
В. Кризис и восстановление (714-739)
Убив в апреле 714 года своего собственного зятя и сына короля Пипина, языческий правитель фризов Радбод приветствовал смерть и самого Пипина в декабре того же года. В следующем 715 году Радбод напал на франков, начал разрушать их церкви и монастыри, убивать священников. Он прогнал и архиепископа Виллиброрда вместе с его монахами. Святитель и его братия удалились на время в Эхтернах, чтобы там переждать какое-то время. Через 4 года - в 719 году - архиепископ смог возвратиться во Фризию. Новый франкский король Карл Мартелл сумел подавить восстание фризов. Радбод умер, и архиепископ Виллиброрд смог крестить сына Карла Мартелла Пипина, который впоследствии стал королем Пипином III, или Пипином Коротким. В Утрехте святитель начал восстанавливать церковную жизнь, в чем ему помогал Карл. Успех его проповеди все возрастал, и ему удалось крестить многих людей. Настал период возрождения и расширения. Виллиброрд совершил знаменательную поездку на восток Фризии за пределы франкской Фризии, где он до этого никогда не был. Святитель поистине стал архиепископом всей Фризии, где совершенно искоренил язычество, за исключением совсем небольшого района на севере на месте нынешней Фрисландии. В течение трех лет ему помогал другой английский миссионер - святой Бонифаций, который почитается как великий просветитель многих народов, населявших тогда территорию нынешней Германии.
Хотя архиепископу Виллиброрду было уже за шестьдесят, это был один из наиболее плодотворных периодов в его жизни. Но поскольку он старел, силы начали его оставлять, и святому приходилось все больше полагаться на помощь других. Вся территория Фризии западнее залива Зейдер-Зе была стараниями святого Виллиброрда обращена ко Христу. Остатки язычества сохранялись лишь ближе к Доккуму. Со временем святитель все больше времени проводил в любимом им монастыре Эхтернах, где 7 ноября 739 года он и почил в мире в возрасте 81 года.
Чудеса, совершавшиеся по молитвам святого Виллиброрда еще при его жизни, продолжились после его кончины. Вскоре его уже почитали как святого. Родственник Виллиброрда Алкуин в составленном им житии святителя Виллиброрда так описывает его внешность: «Он был среднего роста, величественной наружности, красив лицом, радостен духом, мудр в наставлении, приятен в речи, сосредоточен в характере, энергичен во всем, что делал ради Господа». Алкуин также называет его «святейшим отцом и мудрейшим учителем».
Нет сомнений, что святой Виллиброрд в своих миссионерских трудах по просвещению фризов зависел от помощи франкских правителей. Святитель Виллиброрд пользовался духовной поддержкой, которую ему предоставлял римский папа. Это не удивительно, так как папа был патриархом всего Запада, и святой миссионер нуждался в его благословении и поддержке. Совершенно ясно также, что, если бы не усилия самого Виллиброрда, история просвещения Фризии - нынешней Голландии - была бы совсем другой. Святому Виллиброрду сильно помогло то, что он был «внешним», то есть англичанином, а не одним из «национальных врагов» Фризии, то есть франком. Несомненно, что, если бы не святитель Виллиброрд, христианизация Голландии была бы намного сложнее и произошла бы гораздо позднее.
Иконы святого были взяты с разных мест всемирной сети, в первую очередь от
сюда и
сюда Поскольку икон святителя довольно много, то будет целесообразно разделить их на категории:
1) Условно назовем "греко-византийская" традиция и древние западные изображения
2) живописные иконы:
3) Графические изображения:
4) Статуи:
5) Витражи: