А снег идет...

Feb 10, 2022 06:27


Если глава Китая что-то решил, то выполнит обещание обязательно. В справедливости этой истины убедились британцы, когда узнали: председатель КНР Си Цзиньпин полностью поддерживает претензии Аргентины на Фолклендские (Мальвинские) острова. Эти слова прозвучали после его встречи с президентом Аргентины Альберто Фернандесом в Пекине. В Лондоне заявление вызвало острую боль. Лиз Трасс, министр иностранных дел, ответила, что Фолкленды - это часть британской семьи и Соединенное Королевство отвергает любые вопросы о суверенитете над ними. Спрашивается, зачем Китаю вмешиваться в застарелый спор. СМИ утверждают, что он хочет отплатить Британии за дипломатический бойкот Олимпиады, критику политики КНР в Гонконге. Впрочем, не менее важно то, что Аргентина служит мостом для Нового шелкового пути в Латинской Америке.
Формально Фернандес совершил поездку в Китай по приглашению Си для того, чтобы присутствовать на открытии Олимпиады. Но это повод. Как передала газета Telegraph, Пекин согласился укрепить экономику Аргентины путем предоставления средств для финансирования инфраструктурных проектов на 23,7 млрд долл. И Буэнос-Айрес нисколько не смущает то, что некоторые аналитики предупреждают: страну ожидает тяжкое долговое бремя. Китай даже обошел Бразилию как главный торговый партнер Аргентины.
Аргентина доказывает, что имеет право на Фолкленды, так как унаследовала их от испанской короны в начале ХIХ века. Лондон же считает острова самоуправляющейся заморской территорией. В 1982 году Аргентина, которой управляли военные, оккупировала архипелаг. Соединенное Королевство направило армаду военных кораблей и вернуло контроль над ним. По данным агентства АР, в ходе операции погибло 649 аргентинских и 255 британских солдат.
В 2013 году на островах прошел референдум. Его жители подавляющим большинством голосов высказались за то, чтобы сохранить статус заморской территории Британии. Несмотря на это, Китай обвиняет Британию в том, что она сохраняет "колониальный образ мышления". Сама продолжая оккупировать колонии, она "еще указывает пальцем на свою бывшую колонию", обличает Соединенное Королевство пекинский официоз Global Times.
Подоплекой таких филиппик служит то, что у КНР накопилось много обид на Лондон. Под бывшей колонией она имеет в виду Гонконг. Дело в том, что Лондон особенно резко критикует Пекин за принятие Закона о национальной безопасности, на основе которого в этом бывшем британском анклаве были урезаны элементы демократии и гражданских свобод, которые Китай обещал сохранить при передаче его под суверенитет Поднебесной.
Не менее серьезные претензии связаны с тем, что Лондон присоединился к дипломатическому бойкоту Олимпиады, а главное, вместе с Вашингтоном и Канберрой сформировал новый военный блок AUKUS (Австралия, Соединенное Королевство, США), который нацелен на противодействие амбициям КНР на Тихом океане. По условиям пакта Австралия получит возможность самостоятельно строить подводные лодки с атомными двигателями, которые будут бесшумно подходить к побережью Китая.
Общением двух глав государств в Пекине давление на Лондон не ограничилось. Реагируя на заявление Трасс, китайское посольство в Лондоне указало, что позиция КНР всегда была последовательной. "Мы твердо поддерживаем законное требование Аргентины на суверенитет над Мальвинскими островами. Мы надеемся, что Соединенное Королевство даст позитивный ответ Аргентине и начнет с ней диалог как можно скорее".

Ст.Тарасов

Происходящее сейчас на линии Дюранда в зоне афгано-пакистанской границы выглядит загадочным. Не ясно, кто и с какой целью стал "раскручивать" талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на пакистанском направлении, ведь раньше Исламабад оказывал им поддержку. И почему именно сейчас обострились пограничные проблемы, уходящие своими корнями в британское колониальное прошлое?
После прихода к власти в Афганистане "Талибана" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) стало редко случаться так, что боевые столкновения внутри страны между различными политическими группировками и даже теракты оказываются в топе мировых новостей. В определенном смысле об этой стране начинают забывать. Происходящее там отслеживает определенный узкий круг специалистов, которые оперируют суждениями, скорее, общего оценочного свойства.
А они хорошо известны. После вывода американских войск, падения правительства и краха сложившейся политической системы Афганистан еще глубже стал погружаться в тяжелейший экономический и гуманитарный кризис. Правительство талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) неустойчиво и до сих пор не получило международного признания. Будущее развитие взаимоотношений страны с остальным миром, в первую очередь с Западом, носит неопределенный характер. Сами талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) неоднократно говорили, что будущее правительство будет инклюзивным. Было также заявлено, что страной станет управлять совет, состоящий из нынешней верхушки движения, возможно, наиболее авторитетных полевых командиров и старейшин. Но воз и ныне там. Несмотря на обещания талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) провести всеобщую амнистию, в том числе для афганцев, сотрудничавших с иностранными военными, из разных провинций доносятся сведения о жестоких расправах над теми, кого боевики обещали не трогать. Афганцы, которым удалось бежать из страны, беспокоятся за жизнь своих родных и близких. Иностранные инвесторы, которые с повышенным интересом присматриваются к немалым природным богатствам Афганистана, не готовы рисковать миллиардами в условиях гражданской войны и полной международной изоляции.
Но то, что стало происходить в последнее время на афгано-пакистанской границе, в зоне так называемой линии Дюранда, стало вызывать повышенное внимание как со стороны экспертов, так и многих политиков. Речь идет об участившихся вооруженных столкновениях между подразделениями пакистанской армии и силами талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Недавно пакистанцы вторглись на территорию Афганистана и углубились внутрь до 15 километров, после чего попытались обустроить там опорный пункт. Афганские пограничники получили приказ атаковать неприятеля. С обеих сторон последовали жертвы. Затем - "грозные" заявления. Начальник разведуправления "Талибана" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Башир публично заявил, что Кабул "будет радоваться войне с Пакистаном, как будто это война с Израилем". В свою очередь заместитель министра информации Афганистана Забихулла Муджахид назвал государственную систему Пакистана "чужой и враждебной исламу", и "неожиданно" в воздухе запахло порохом новой войны. Появились тревожные звонки. В Исламабаде стали утверждать, что "вдохновленные победой над США афганские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) стали оказывать сопротивление центральной пакистанской власти", а активизировавшийся пакистанский филиал движения якобы ставит перед собой задачу "реформировать" 220-миллионный Пакистан по образу и подобию талибского "исламского эмирата Афганистан". То есть произошла смена вектора. Прогнозировали экспансию "Талибана" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на север, в сторону Средней Азии, а он двинулся на юг, в сторону Пакистана, так что заговорили даже о возможной войне между двумя странами.

Ранее в соцсетях появились видеоролики, на которых талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) вырывают пограничные столбы, установленные пакистанской стороной на линии Дюранда. Автору этих строк не раз приходилось бывать на этой линии в районе Джелалабада, близ пограничного пункта Торхам. Она была установлена во времена Британской империи в 1893 году в результате договора между афганским эмиром Абдуррахманом и секретарем по иностранным делам английской колониальной администрации в Британской Индии лордом Дюрандом. Внешне это выставленные вдоль условной границы огромные гранитные глыбы, выкрашенные белой краской. Если плохо ориентируешься на местности, то легко можно заблудиться и оказаться на чужой территории, что в действительности часто происходило. И раньше, и сейчас в Кабуле, независимо от характера политической власти, считали, что линия Дюранда - это искусственная конструкция, разделяющая семьи, племена и общины (речь идет об этнических пуштунах, живущих по обе стороны границы). Однако Исламабад считает проблему "решенной" и "закрытой", хотя карта линии Дюранда в разных условиях и ситуациях и с разными целями разыгрывалась в своих интересах и им самим.
По большому счету линия Дюранда действительно разделила пуштунов, проживающих по обе стороны афгано-пакистанской границы и пребывающих в положении "разделенной нации". При этом афганские пуштуны, представители которых практически во все времена стояли во главе государства, сохранили сильное стремление к воссоединению всех пуштунов в составе единого государства (проект так называемого "Великого Пуштунистана"), и этот фактор так или иначе дает знать о себе до настоящего времени. Но если раньше, особенно в период пребывания в Афганистане советского ограниченного военного контингента, пакистанская территория была прибежищем афганских вооруженных группировок, то теперь острые проблемы для Исламабада уже исходят из Кабула. "Талибан" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) обвинил бывшего президента Ашрафа Гани в том, что он предал интересы страны, согласившись с демаркацией и уступив тем самым афганскую территорию соседу. Хотя подтверждений тому, что Гани соглашался с демаркацией, не было, разве что он ей активно не противостоял. Талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) пообещали "восстановить справедливость" и демонстрируют готовность идти на конфликт с Пакистаном.
Происходящее сейчас на линии Дюранда во многих отношениях выглядит загадочным, так как не ясно, кто и с какой целью стал сейчас двигать талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на пакистанском направлении. А ведь раньше Исламабад оказывал им поддержку. Также непонятно, почему именно сейчас обострились пограничные проблемы, уходящие своими корнями в британское колониальное прошлое. Но налицо попытка распространить афганскую дестабилизацию на Пакистан. В этой связи существуют косвенные признаки реализации геополитического сценария, подготовленного определенной внешней силой, что является тревожным звонком как для Кабула, так и для Исламабада. Потенциальная дестабилизация обстановки в афгано-пакистанском пограничье тормозит развитие экономики этого региона, находящегося на пересечении юго-западной и центральной Азии. Нестабильная обстановка мешает и экономической интеграции местных стран. В феврале намечено провести очередное заседание расширенной "тройки", куда входят Россия, КНР, США и Пакистан. На этом форуме планируется обсуждение проблем как урегулирования ситуации в Афганистане, так и афгано-пакистанских отношений. Соответствующий документ уже распространило министерство иностранных дел Пакистана.
Страны "тройки" заявили, что понимают существующую озабоченность по поводу "серьезных проблем" и намерены предложить решение. Будем ждать. Анализ показывает, что сила воли только политиков и властей Афганистана или Пакистана недостаточна для решения сложных задач.

Похоже на повестке дня еще две горячие точки...

события в мире, хроники дестабилизации

Previous post Next post
Up