http://tiropolk.livejournal.com/562366.htmlВо френд-ленте у меня, само собой, много всякой белиберды. Комментировать которую нет ни желания, ни времени. Но вот про текст некой Сайдуковой "Ты такая красивая, почти как русская!" мне все же хотелось бы сказать пару слов. По той простой причине, что вырос я в Забайкалье, и тема "угнетения" бурятов русскими мне знакомы совсем не понаслышке.
Сама статья Сайдуковой - классика русофобского совкового дискурса. Сначала она рассказывает о том, какие у нее замечательные родители - вот отец, например, был инженером. Потом идет абзац-другой, состоящий из весьма нелестных слов о русских шахтерах. А далее жертва "русского расизма" вспоминает, как она с этим "расизмом" сталкивалась и боролась. Старательно приводит конкретные эпизоды. И на выходе остается лишь то, что как-то учительница по русскому языку один раз назвала ее нерусской, один раз ее подружку другая девочка назвала узкоглазой, и один раз, уже во взрослом состоянии, г-жу Сайдукову назвали "нерусью".
Вот, собственно, и весь "расизм" с "угнетением". Однако этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы к концу своей статьи г-жа Сайдукова начала завывать о том, что ее с мужем да детьми якобы кто-то убивает.
При этом мадам как-то забыла подчеркнуть тот факт, что в шахтерском поселке, где под землей копошились в основном русские работяги, ее отец (бурят, естественно) был не шахтером, а инженером. Она как-то не хочет лишний раз останавливаться и на том, что "расизм" ничуть не помешал ей получить высшее образование, устроиться на очень не кислую работу в Москве (если верить биографической справке - сначала где-то в районе Госдумы и Совфеда, а также при Останкино), а потом и вовсе перебраться на жительство в Великобританию.
В общем, классический пример русофобской истерики советского нацмена из числа интеллигенции, пример настолько классический, что можно помещать оный в Палату мер и весов.
Что ж, тема бытового (и не очень бытового) расизма - тема забавная. Можно было бы кое-что повспоминать. Я с ранней юности знал, что если, например, в больнице назначат главврачом бурята, то через 2-3 года на всех ключевых должностях будут буряты, оставив для русских только места санитарок и уборщиц. В университете не раз случались ситуации, когда непреклонные преподаватели-буряты ставили своими соплеменникам или студентам "зачеты" исключительно из соображений этнической солидарности. Был и совсем уж курьезный случай: в ВУЗе учился сын шамана, и ему ставили "отлично" и "зачет" всегда, опасаясь проклятия со стороны его родителя...
Все это забавно, но не слишком интересно. Интересны вещи более важные.
Г-жа Сайдукова дошагала аж до самого до Кембриджу. И, судя по всему, историю своего народа (да и не только своего) изучала. И потому не может не знать некоторых базовых вещей.
Вот, скажем, тибетско-монгольский буддизм, который сегодня большинство бурят считает своей традиционной религией. Вы будете смеяться, но именно русское имперское правительство в свое время сформировало на территории нынешней Бурятии буддистскую иерархию с Пандито Хамбо-Ламой во главе. Резиденция оного и сейчас находится в Иволгинском дацане, что в окрестностях Верхнеудинска ("Улан-Удэ").
При этом как минимум до 60-х гг. XIX в. петербургское правительство покровительствовало буддистам подчас даже в ущерб Православной Церкви. А высокое денежное содержание (по факту нередко большее, чем у православного священства), государственные награды - все это ламы имели вплоть до 1917 г.
Но при этом стоит отметить, что перевод некоторых библейских книг на бурятский язык был осуществлен раньше, чем Синодальный перевод Библии на современный русский литературный язык.
Что касается административной автономии, то еще в первой половине XIX в. для бурят были созданы Степные Думы. Во главе бурятских родов стояли собственные тайши (со второй половины XIX в. - выборные), которые действовали на основании собственных законов (степное уложение). Правда, сами буряты впоследствии предпочитали обращаться в обычные российские суды, ибо преимущества европейской судебной системы были очевидны и для неграмотного кочевника...
Не грех вспомнить и о бурятах, входивших в состав казачьих войск - то есть имевших соответствующие сословные привилегии.
Если же говорить о приобщении к европейской науке и культурным стандартам, то здесь можно вспомнить хотя бы Петра Бадмаева, востоковеда и тибетолога, лично знакомого русским Императорам, или Гомбожаба Цыбикова, выпускника Санкт-Петербургского университета, прославившегося своими тибетскими экспедициями.
Итак:
1) Русское Императорское Правительство в своей веротерпимости зашло настолько далеко, что в XVIII и даже в первой половине XIX в. блокировало миссионерскую деятельность официально господствующей (?!..) Православной Церкви среди бурятского населения, при этом щедро финансируя буддистских лам.
2) В Российской Империи буряты еще в XVIII столетии получили собственное национальное самоуправление, которое развивалось на протяжении всего XIX столетия.
3) В Империи буряты получили доступ к европейского уровня высшему образованию и науке, а также...
4)...получили европейскую медицину и технику.
Этого мало? Без нас они бы жили лучше?
Что ж, ради объективности приведу свидетельство человека, которого можно обвинить в чем угодно, но только не в "русском расизме". А именно, Илмара Кнагиса, латыша, дважды высланного из Латвии в Сибирь. Вот какую сцену, приключившуюся уже в 60-х гг. XX в., он описывает:
"С механиком станции, бурятом, я был в очень хороших отношениях. Как-то мне опять от него что-то понадобилось. Был обед, и он был дома. Чистил большую рыбину. Я поставил на стол бутылку спирта. Хозяин обрадовался, сказал, что сейчас пожарит рыбу, и пригласил меня обедать. По полу ползал маленький мальчонка. И обкакался. Тем же большим широким ножом, которым он чистил рыбу, бурят поскреб детскую попку и ножки, вытер нож о голенище кирзового сапога и снова принялся разделывать рыбу". (И. Кнагис, "Такие были времена", 2010. С. 395)
С одной стороны - университеты и академии, римское право и современная медицина, религиозная веротерпимость, национальная автономия, уникальная возможность за двести лет пройти путь от раннего феодализма до почти европейских социально-политических стандартов и от подтирания кухонным ножом задницы до Кембриджа, да еще и имея собственную национальную республику размером с хорошее европейское государство в составе РФ. С другой - две подростковые обиды плюс какой-то стариковский лепет про "нерусь".
И две подростковые обиды вкупе со стариковским лепетом все перевешивают. И вместо слов благодарности мы слышим хамские обвинения.
Обидно?
Не скрою, обидно. Но это всего лишь эмоции, которые, в сущности, не очень и важны. Важно другое.
А именно: в таких делах не стоит ждать благодарности. Никогда. Это объективная историческая неизбежность. Любое национальное меньшинство, развиваясь в рамках того или иного государства, рано или поздно порождает собственную интеллигенцию. Некая часть этой интеллигенции неизбежно обретает мировоззрение, стержнем которого становится ненависть к национальному большинству.
И было бы величайшей ошибкой считать, что эту часть некую, а вернее сказать, секту можно чем-то удовлетворить. Их не удовлетворит ничто и никогда. Если они получат национальную автономию, они будут требовать полной независимости. Получив независимость, они будут требовать возврата огромных "исконных земель". Получив и их, они станут требовать репараций и покаяния. И т.д и т.п. - пока вы не убьетесь об стену сами, но даже и в этом случае вы все равно останетесь расистом, шовинистом, угнетателем и просто дикарем, воспитанном на дикарском Достоевском и разрушившим Великую и Древнюю Культуру Подтирания Задницы Кухонным Ножом. Сей чудесный феномен можно было видеть и на просторах постсоветских, и в бывших британских колониях, и колониях бельгийских, и много-много где. Сайдуковой, вон, учительница как что-то ляпнула в школе, так она до сих пор отойти не может. А Роберт Мугабе вот уже 34-й год как президент независимого Зимбабве, и все-то борется с британским колониализмом. И несть таким мугабям числа.
И с ними - с ними договариваться нельзя. Не потому, что это морально или аморально, справедливо или не справедливо, а, так сказать, чисто по техническим причинам. Они вас просто не слышат, и не услышат никогда.
Поэтому нужно не искать путей диалога с ними, а работать - со своими и для своих. Ведя диалог только с теми, кто к нему способен... А г-же Сайдуковой, красивой, как Мандела, остается лишь помахать на прощание чем-нибудь, вроде того самого ножичка, увековеченного Илмаром Кнагисом...