Этот корабль навсегда вписан в историю моей семьи... В 1983-84 гг. моему папе, полковнику ИАС ВВС КТОФ посчастливилось участвовать в переходе "Новороссийска" с Черноморского флота на Краснознаменный Северный, а затем и на Краснознаменный Тихоокеанский.
Данное фото взято:
http://navsourcecenter.ru/photos/02/163/02163061.jpg Все остальные фото, представленные в этом и последующих постах, из нашего семейного архива.
Описание боевого пути ТАКР "Новороссийск" взято отсюда:
http://kreisers.narod.ru/Takr_Novoros.htm Место постройки: Черноморский ССЗ, г.Николаев.
Заводской № С-103.
Зачислен в списки ВМФ: 24 июня 1975 года.
Заложен: 30 сентября 1975 года.
Спущен на воду: 26 декабря 1978 года.
С 1 сентября по 27 декабря 1981 года швартовные испытания корабля.
Экипаж сформирован на базе 7 опэск СФ в Североморске.
24 ноября 1981 года заселение экипажа на корабль.
5 января 1982 года корабль ушёл в Севастополь.
С 7 до 25 января 1982 года докование в Севморзаводе.
С 29 января по 12 апреля 1982 года заводские ходовые испытания.
С 12 апреля по 28 мая 1982 года государственные испытания.
Апрель 1982 года при посадке вертолета Ка-27 в условиях раскачивания корабля успокоителями качки с целью проведения испытаний вертолётного комплекса подломилась стойка шасси, вертолёт завалился на бок, разрушение винтов, лопастью винта убит матрос БЧ-6 И.Павлюченко. Экипаж вертолёта остался жив.
28 мая 1982 года прибыл в Николаев после окончания испытаний.
28 мая-12 апреля ревизия механизмов на ЧСЗ в Николаеве.
14 августа подписан приёмный акт.
Флаг поднят: 15 августа 1982 года.
Первый командир корабля - капитан 1 ранга Черных Борис Пантелеевич.
Первый старший помощник командира - капитан 3 ранга Литвиненко Евгений Яковлевич.
Первый заместителькомандира корабля по политической части - капитан 2 ранга Соколов Рудольф Сергеевич.
24 ноября 1982 года корабль зачислен в состав ТОФ, начал подготовку к межфлотскому переходу.
Осень 1982 года аварийный док в Севморзаводе, без выгрузки боезапаса и части топлива, из-за повреждения обтекателя АГАК «Полином» лопастью гребного винта буксира, оказывавшего помощь при стоянке крейсера на Угольной стенке кормой к причалу с отдачей двух якорей и заводкой цепных бриделей на 4 швартовные бочки во время внезапно налетевшего шторма.
14 мая 1983 года в сопровождении БПК «Сдержанный» и ЭМ «Находчивый» вышел из Севастополя на переход в г.Североморск. Старший на борту контр-адмирал Баранник В.В.
15 мая 1983 года ОБК прошёл проливы Босфор и Дарданелы и Мраморное море.
Мост через пролив Босфор
"...берег турецкий..."
22 мая при облёте крейсера упал в воду недалеко от борта палубный штурмовик А-6 «Интрудер» с АВМ «Эйзенхауер» ВМС США. Оба пилота погибли.
23 мая противолодочное учение по ДЭПЛ Б-443 пр.641Б с использованием восьмёрки вертолётов Ка-27пл и корабельного АГАК «Полином».
24 мая 1983 года заправка траверзным способом от танкера «Свента» ЧФ.
25 мая американцы заявили протест о, якобы, бомбардировке самолётами Як-38 американского эсминца «Роджерс». (Самолёты выполняли практическое бомбометание по бурунной мишени, буксируемой «Новороссийском», наблюдались отклонения нескольких бомб, а американский эсминец, не реагируя на предупреждающие сигналы, лез вплотную к мишени).
27 мая заправка в точке №64 у берегов Марокко от танкера «Пролетарская Победа». Принимали танкер на бакштов к юту.
28 мая в сопровождении БПК «Образцовый» ДКБФ крейсер прошёл пролив Гибралтар и вышел в Атлантический океан.
29 мая встреча с английским АВМ «Илластриес» R-06. Опасное маневрирование английского авианосца.
2 июня 1983 года встреча с БМТ «Днестр» и СКР «Задорный» КСФ. Заправка траверзным способом от БМТ «Днестр». БПК «Образцовый» ушёл в Балтийск. Дальнейшее сопровождение крейсера осуществлял СКР «Задорный».
7 июня 1983 года прибыл в гвмб Североморск. Пройдено 6116 миль.
"Новороссийск" на рейде Североморска. "Идем из ДОФа"
.
Продолжение следует...