Давно меня занимает эта тема, еще с Вестфальского мира. Вот про пример Афганистана -
крайне интересная статья (PDF) Люси Морган Эдвардс, бывшего политического советника Спецпредставителя ЕС в Кабуле.
Во-первых, она сразу правильно упоминает, что государства сейчас пытаются строить по Веберу. А ведь (это уже я говорю :)) далеко не факт, что классическая модель государства подходит всем.
Во-вторых, "некоторые исследования указывают на низкий ...процент успешности проектов государственного строительства, которыми руководят извне". Так, из 121 процесса постконфликтного построения мира в период с 1945 по 1999 г. "менее половины из них привели к прекращению войны и насилия. Достижение более трудных целей, таких как элементарный уровень политической открытости, было еще более проблематичным".
И еще - из 11 миссий ООН по миростроительству с 1989 по 1999 г.
"только две из них завершились успехом (Намибия и Хорватия), две провалились (Ангола и Руанда), а результат остальных семи был довольно неоднозначным".
Дальше Эдвардс разбирает с чего началась и как развивалась стратегия построения государств и что происходит сейчас. Любопытно, что слабые государства Америка рассматривает как национальную угрозу и вызов, поскольку это благодатная почва для терроризма и прибежище террористов. Поэтому США пытается в стране выстроить, в первую очередь, мощные силы безопасности. А не факт, что это способствует процветанию страны.
Но в Афганистане, помимо этого, и свой узел проблем: "Уже в 1973 г. американский антрополог Луис Дюпре понял, что в афганском обществе существует напряженность между теми, кто выступает за установление «национального государства», и теми, кто предпочитает более традиционное общество, основанное на «родстве»". "«стремление к племенному обособлению» имеет место «в неграмотных обществах… где родство заменяет правительство и гарантирует мужчинам и женщинам, рожденным в конкретном окружении, функционирующий набор социальных, экономических и политических прав и обязанностей»
Эта напряженность все еще существует в Афганистане сегодня и отражает различия между сельской и городской традициями, между молодежью и более старшими людьми…"
А вот про это
интересно рассказывает Тайба Рахим, сама афганка из Гильменда:
"Для афганцев власть в Кабуле была просто еще одним способом обеспечить свои интересы и интересы своей семьи и своего клана. Есть старая афганская поговорка, в которой это точно выражено: «Каждый афганец мечтает в один прекрасный день захватить Кабул. Но как только ему это удается, он теряет всю остальную страну». С иностранцами случалось то же самое."
"Людей из провинций считали отсталыми и необразованными, к ним относились почти как к иностранцам."
"Когда моджахеды захватили Кабул в 1992 г., а затем начали воевать друг с другом за контроль над городом, большая часть разрушений была обусловлена частично тем, что бойцы из сельской местности сводили счеты со столицей."
"Люди спрашивали меня, почему боевики просто не поселялись в домах и дворцах, а разрушали их. Важно обратить внимание на такой факт: афганцы из сельских поселений никогда не чувствовали себя желанными гостями в столице своей собственной страны. Их вклад в национальную экономику и в создание богатства страны не признавался, и поэтому они обратили свою обиду против городов и их жителей".
И это даже если не считать межплеменных и межклановых разногласий между многочисленными этническими группами: пуштуны, таджики, хазарейцы, узбеки, туркмены, белуджи, пашаи, нуристанцы, аймаки, арабы, киргизы, кызылбаши, гуджары, брахвуи и другие.
Возвращаясь к Эдвардс, неоднозначная часть ее работы - "Что ограничивает возможности Запада успешно осуществлять государственное строительство в Афганистане после 9/11". Я согласна со многим из того, что она пишет, мне не нравится формулировка, где продолжается навязываение очевидно неприживающейся западной модели. "... подобно СССР Запад сейчас «военизирует» свое вмешательство в ответ на свою неудачу, обусловленную неспособностью понять ситуацию за пределами крупных городских центров в сельской местности." Там, кстати, она упоминает Сомали и призывы некоторых экспертов сосредоточиться на "третьем пути" - не строить государственность, а сосредоточиться на обеспечении минимальной безопасности и защите торговых путей плюс точечной помощи региональным полевым командирам. Ага-ага.
В общем, рекомендую:
Л. Морган Эдвардс. Государственное строительство в Афганистане: случай, свидетельствующий о наличии ограничений?
Тайба Рахим. Будущее Афганистана - в руках афганцев
_________________
Фотография в посте - "Больница Мирваис, Кандагар, Афганистан. Пациенты ждут своей очереди."
© ICRC/S. Lenelle. Отсюда.