Интервью с
Павлом Колодяжным, арт-директором и основателем дизайн-бюро «
make», автором тренинга «Модульные сетки», специалистом в области разработки сайтов и интерфейсов.
Беседовал
Александр Кравчук.
Павел, расскажи немного о том, как ты начинал заниматься дизайном и как появилось дизайн-бюро «make»?
С самого детства я любил рисовать, но по окончании школы пошел не в художественный ВУЗ, а в программисты, получил хорошее образование в международном ВУЗе. Какое-то время проработал в госорганах по этой специальности и в банковской сфере.
Но в какой-то момент меня всё это утомило, особенно банковская сфера - всевозможные дресс-коды, сумасшедшая ответственность… И один из моих однокурсников, работающий в рекламном агентстве, предложил попробовать себя в качестве дизайнера. Это было в январе 1999 года и вот уже 10 лет, как я в этой профессии.
Что касается «make», то это вообще была какая-то мальчишеская авантюра. На тот период я уже года три занимался исключительно фрилансом, имел своих заказчиков, сотрудничал со студиями дизайна по всему СНГ. И у меня была простая альтернатива: либо уехать в большой город, либо делать что-то своё. Исторически сложилось так (даже не знаю почему), что я решил остаться.
Четыре с лишним года назад, вместе с моим другом Юрой Ткаченко мы просто перевезли два своих домашних компьютера в отдельное арендованное помещение на 16 м². И через пару месяцев появилось название «make», которое мы зарегистрировали как предприятие. Вот так и появилось бюро.
Как из Симферополя, без переезда в более крупные города удалось продвинуть бюро до уровня весьма известных дизайн-студий?
Если честно, мы и сами не знаем.-)) Первый раз мы подали заявку «
TagLine» (ежегодный рейтинг топ-100 студий дизайна СНГ) полностью «на авось» и к своему удивлению сразу попали в первую сотню. А второй раз мы заявку вообще не подавали, нам просто прислали письмо с подтверждением повторного участия. И оказалось, что за это время мы поднялись почти на 40 позиций. Думаю, что и в этом году мы сделаем ещё один шажок вверх.
Мы всегда стараемся делать свою работу чуть-чуть лучше, чуть-чуть дороже. И это процесс бесконечный. Мы никогда не останавливались на определённой планке, а постоянно пытались её для себя повысить. В этом, наверное, и есть наш рост.
Что вообще для тебя работа дизайнера? Более практическая вещь на уровне решения задач или же скорее миссия?
Интересный вопрос. Ну во-первых дизайн - это и есть решение задач. Дизайна без решения какой-либо задачи просто не существует. Тогда это называется искусство. Дизайн - вещь напрямую прикладная.
Для меня делать свою работу только ради зарабатывания денег, либо просто, чтобы применить художественные навыки, давно перестало быть основными мотивами. Я стал спрашивать себя, размышлять, искать отправную точку и объяснение тому, почему я этим занимаюсь. И определил, что для меня дизайн - это средство улучшения окружающего мира. Это придание порядка, красоты и удобства всему, к чему может прикоснуться человек.
«Make» работает в основном с украинскими заказчиками или с зарубежными тоже?
Мы работаем с разными заказчиками. Основной офис находится в Симферополе, есть представитель в Севастополе. С сентября у нас появился новый офис в Киеве, а с января - ещё и представитель в Торонто.
Знаешь, я не уверен, что дизайн имеет какой-то адрес, заказчик - тоже. Лично у меня долгое время в голове был такой барьер: мне нравилось делать дизайн для соотечественников, для людей, с которыми я говорю на одном языке, с которыми у меня один менталитет.
Но сейчас я стал смотреть чуть-чуть шире. Не важно из какой страны этот заказчик. Ведь тогда я буду иметь больший выбор. И не только в плане платежеспособности, но и с точки зрения интересных идей и задач.
С какими проблемами ты наиболее часто сталкиваешься в процессе работы и какие алгоритмы нашел для их решения?
Однозначно очертить весь круг проблем, которые возникают, конечно, нельзя.
Многие дизайнеры (и я в том числе) пришли к выводу, что работать с дураками - себе дороже. Поэтому делаются попытки определить степень адекватности заказчика до начала работ. Я часто говорю: важно не количество денег, а то как они достаются. Иногда ты можешь с радостью работать за 100 $, а иногда за десять тысяч выносят тебе мозг по полной!
Кризис. Что изменилось с его приходом для тебя и для бюро? Насколько сильно ударило по вас?
Могу сказать, что зима была тяжелой. Большое количество заказчиков отказывались от продолжения проектов, просто сворачивали разработку. Часть заказчиков сильно тормозили с финальными оплатами, были финансовые дыры…
Но кризис мне дал понять, что я, оказывается, три с половиной года работал без отпуска. А поскольку заказов было не очень много, я наконец смог его себе позволить. И за это время я многое переосмыслил.
Я вспомнил, что люблю горы, люблю походы, общаться с людьми и узнавать что-то новое, люблю путешествовать. И с апреля 2009 года я побывал в 37-ми городах, провёл 13 тренингов и 2 лекции. И ещё организовал три похода. У меня была очень интересная насыщенная жизнь, которая удачно сочеталась с работой. Поэтому кризис был для меня толчком для переосмысления. И я понял, что работа - это всего лишь инструмент, «служба обеспечения» настоящей жизни.
Сравнительно недавно в состав «make» вошла студия «Паприка». С чем это было связано, доволен ли ты результатом?
Безусловно, очень доволен. У меня появился классный партнёр: Александр Лисовский. Он отличный графический дизайнер, во многом равный мне по опыту. Теперь мы можем распределять роли: если у меня более сильная сторона - веб и интерфейсы, то на нём - вопросы графического дизайна. У нас самоорганизация на местах, а ключевые встречи мы можем проводить в Киеве или в Симферополе.
Что касается результатов, то существенных плодов, кроме начавшихся проектов и огромного количества обсуждений, пока что нет. Но учитывая, что в новом году у нас уже намечено 12 новых проектов, я уверен, что плоды будут.
Молодежь сейчас активно ищет работу в известных дизайн-студиях. Какие критерии «make» ставит перед кандидатами и каковы шансы попасть на работу в бюро?
Всё зависит от того, соответствуете ли вы вакансии. Как раз на этой неделе я опубликую 9 новых вакансий. Должности разные и требования, соответственно, тоже разные.
Кроме этого, у нас отсутствует понятие «удалённой работы». Все люди работают в команде, все должны находиться рядом, общаться, обмениваться идеями, обсуждать и генерировать что-то новое. А человек, который работает дома, как правило, варится «в собственном соку», он изолирован и на нём не сказываются позитивные качества командной работы.
Ещё очень важно, чтобы человек был, как я это называю, «с широко открытыми глазами». Он должен постоянно учиться и развиваться. Есть категория людей, которая достигает определённого уровня и «захлопывается». О них говорят: «ловит звезду». А это кратчайший путь в тупик.
Немного о тренингах и о саморазитии. Буквально на днях прошел твой тренинг «Модульные сетки». Расскажи немного о том, как появилась идея создать тренинг именно на эту тему.
Всё получилось очень спонтанно. Когда-то давно я опубликовал «Памятку дизайнеру сайтов», где рассматривал различные аспекты, которые должен учесть дизайнер, чтобы в результате получился не просто скриншот, а действующий сайт.
Статья вызвала бурный интерес и была опубликована в сетевых и в печатных изданиях. Даже зарубежные ресурсы попросили меня сделать перевод.
В статье рассматривалось несколько блоков, один из которых был посвящен модульным сеткам. И, надо сказать, что наибольшее количество вопросов и комментариев я получил именно по блоку сеток. Но в тот момент мне казалось, что тема эта совершенно не стоит рассмотрения и поэтому все вопросы я просто игнорировал. Но однажды я всерьёз задумался и решил провести небольшой опрос в блоге. Я написал, 5-6 тезисов, всё то, что могу рассказать о модульных сетках и закончил всё это фразой: «а оно вам нужно?». И в первый же день получил свыше 200 комментариев: «хочу!», «надо!», «давай!» и т.п.
После этого я принял решение садиться и готовиться. Спустя несколько недель состоялся первый пилотный тренинг. Он прошел в довольно-таки неформальной обстановке: в одесском баре, в окружении друзей.
Вот так и вышло: сделал первый тренинг, составил о нём отчет, получил кучу приглашений провести его в других городах. И на некоторые из приглашений я стал соглашаться.
Планируешь ли ты проводить тренинги в дальнейшем и развивать тему модульных сеток?
Да, у меня появились новые идеи и практический опыт, которыми я смог бы поделиться. Но пока-что это только проекты.
Что касается темы модульных сеток, то недавно в Киеве состоялся тринадцатый и последний «живой» тренинг на эту тему. В феврале, думаю, состоится онлайн-версия для тех ребят, которые хотели бы поучаствовать, но находятся в других городах. У них будет возможность меня услышать. На этом я считаю свою пропагандистскую деятельность законченной и сяду писать бумажный материал, на который я уже получил заказ. Это, видимо, будет книга.
Когда планируется выход книги и как можно будет её заказать (или предзаказать)?
Мне постоянно говорят сладкую мысль о предзаказе.-)) И коммерчески мне эта мысль очень нравится. Но на текущий момент есть куча знаний, черновиков и материала, которые нужно переработать в нормальный литературный текст, который будет интересно читать. Это большая работа и сказать, что она будет проделана быстро, я не могу. Я оптимистично хочу, чтобы эта книга увидела свет к лету.
Вопросами реализации книги я заниматься точно не буду. Но у меня будет какое-то количество авторских экземпляров, которые получат те люди, которые присутствовали на моих тренингах. Они смогут приобрести книгу со значительной скидкой именно потому, что их вопросы, советы, их поддержка и интерес давали мне силы заниматься этим вопросом.
Как думаешь, возможно по пути организации подобных авторских семинаров должен идти каждый дизайнер, чтобы повышать свой уровень и помогать другим?
Я вообще считаю, что обмен живым опытом - это очень круто! Не знаю почему, но именно у нас многие живут в каких-то изолированных мирах, где, видимо, из-за высокой конкуренции или чего-то ещё люди замкнуты внутри своих компаний. И наоборот, жители более развитых стран, абсолютно спокойно общаются, тусуются, валяют дурака вместе. И это живое общение, обмен опытом позволяет всем расти и развиваться.
Если один человек поделился своим открытием с другими, значит всё сообщество в целом от этого только выиграет. Я бы мог свой опыт и понимание сеток замкнуть в рамках бюро и выжимать это преимущество перед другими. Но я заинтересован жить так, чтобы меня окружало большое количество хорошего дизайна.
Человек воспринимает нормой то, что он видит вокруг. Если вокруг жителя Европы больше качественного дизайна, то люди (в том числе и потенциальные заказчики) быстрее формируют критерии хорошего и плохого. И когда они приходят заказать дизайн, намного больше шансов, что в мире появиться ещё одна хорошая работа.
В нашей стране на улицах только начинает появляться хороший дизайн. Но его процент очень невелик. Соответственно, большая часть окружающего визуального пространства сделано весьма посредственно. И эту посредственность наши отечественные заказчики воспринимают как норму.
Занимаясь пропагандистской деятельностью, обмениваясь опытом и стремясь делать работу лучше, мы меняем рынок и создаём новую окружающую визуальную среду. Я называю это «экологией дизайна».
Какие ещё способы саморазвития ты мог бы порекомендовать всем молодым дизайнерам?
Во-первых не бояться думать самому. Во-вторых смотреть, как думают и работают другие, общаться с другими дизайнерами.
Это можно сделать несколькими способами. Один из них - рыть сеть, смотреть дизайнерские обзоры. Есть отличные подборки западного, не-западного, какого угодно дизайна, где показаны хорошие образцы, которые могут задать тон, планку, к чему можно и нужно стремиться.
Ещё один способ - это ходить на различные дизайн-события. Неважно, это может быть художественная выставка, выставка классического либо современного искусства. Но обязательно нужно питать свои глаза, свои зрительные центры, своё воображение, чтобы оно наполнялось и в нём рождались новые образы и идеи.
Ещё кто-то рекомендует путешествовать, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми. Но суть у этого одна и та же - питать своё воображение, питать своё сознание.
У вас в жизни обязательно должно быть ещё что-то, кроме непосредственно работы. И чем более разнообразной, разногранной будет ваша жизнь, тем больше вы сможете привнести из своей жизни в своё творчество.
Специально для проекта
Александра Кравчука.