Спонсор интервью с экспертами тренингового рынка ― бесплатная рассылка
«8 Шагов К Профессии Бизнес-Тренер!»
Ирина Куракина
Руководитель проекта
Высшая Школа Тренинга «WayDa»Ирина, расскажите, где и когда возникла практика внутренних тренингов?
Внутреннее обучение в компаниях было всегда, просто в качестве тренера выступали руководители, опытные сотрудники, инструкторы. Обучение проходило в форме семинаров, мастер-классов, занятий на рабочем месте.
Тренинговая форма обучения - квинтэссенция всего предыдущего опыта. Практика внутренних тренингов активнее всего развивалась и продолжает развиваться в крупных американских транснациональных компаниях, т.к. именно они испытывают огромную потребность в постоянном стандартизированном обучении.
В России и других странах СНГ, в Индии и Китае западные подходы успешно адаптируются, и практика внутренних тренингов постепенно становится нормой ведения бизнеса.
Внутренний и внешний тренер: в чем разница между ними? Когда стоит предпочесть ту или иную форму обучения персонала? Когда необходимо их сочетать?
Хотя внешние и внутренние тренеры на первый взгляд занимаются одним и тем же делом (обучением персонала в компании), между ними существует огромная разница в профессиональной подготовке, опыте работы, личностных особенностях.
Я в своей практике встречала прекрасных внутренних тренеров, которые не хотели и не смогли бы быть успешными внешними бизнес-тренерами, и наоборот. И это обусловлено исключительно их профессиональными задачами.
Для внутреннего тренера, который осуществляет в компании постоянное корпоративное обучение сотрудников, очень важна устойчивость к монотонной работе, умение трудиться в постоянном коллективе, досконально разбираться в специфике отрасли и деятельности предприятия.
Для бизнес-тренера, который по-хорошему должен предлагать инновационное обучение для компаний-заказчиков, очень важна обучаемость, системность, стрессоустойчивость, быстрая ориентация в новых ситуациях.
Исходя из этих особенностей, имеет смысл сочетать деятельность внешних и внутренних тренеров практически всегда, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а не заменяют.
Какие признаки обычно свидетельствуют о том, что компании остро необходимо создать институт внутренних тренеров?
Вы правильно ставите вопрос: руководство компании должно четко понимать, нужен ей институт внутренних тренеров или нет. К этому не стоит относиться как к моде, поветрию или жесткой необходимости.
Я бы выделила один-единственный признак, свидетельствующий о потребности в таком бизнес-инструменте: наличие остроконкурентной среды. Компании-монополисты не нуждаются в повышении производительности труда. Будут ли они существовать завтра, зависит совсем не от того, какова доля затрат на персонал в их конечном продукте.
А вот компании, которые ведут свою деятельность в условиях жестко конкуренции, должны помнить: победит тот, у кого больше останется нераспределенной прибыли. Поэтому они должны постоянно уменьшать затраты, основную часть у которых генерируют необученные сотрудники.
Наверное поэтому, развитый институт внутренних тренеров можно встретить в таких отраслях, как банковский сектор, фармацевтика, ритейл, пищевая промышленность, сотовая связь и страхование.
Хотелось бы еще заострить ваше внимание на существующем разрыве между профессиональным образованием и потребностями современного бизнеса в кадрах. Ни для кого не секрет, что знания, полученные в вузе, порой плохо сочетаются с практической деятельностью - а многим специальностям вообще нигде не учат. Основная задача института внутренних тренеров и заключается в том, чтобы восполнить этот пробел и дать новым сотрудникам конкретные практические знания и навыки, а иногда и новую специальность.
Именно за счет внутренних тренеров это можно сделать наиболее эффективно, то есть получить максимальный результат с наименьшими затратами.
Интервью подготовлено по материалам публикации:
Бизнес-ревю № 3 (76) апрель 2010