СТУПЕНЬ ВТОРАЯ. Шаг первый ч.4. Три инстинкта сохранения.

Sep 24, 2009 20:15


Масштаб применения управляющего воздействия Экономиста, Политика, Идеолога может быть как минимальным, межличностным, так и глобальным. При этом, чем масштабнее воздействие, тем больше требуется времени для проявления ответной реакции - как известно, Божьи мельницы мелют медленно.

Итак, Экономист - это регламент, договор. Масштаб его деятельности, - это контрагенты сделки. От одного физического или юридического лица, совокупности людей в рамках одно организации,  до межгосударственных торговых соглашений.

Политик проявляет себя как в масштабах своей семьи, так на государственном и межгосударственном уровне.

Идеологи тоже бывают разные - от главы рода, авторитетного старца-патриарха, до пророка мировой религии.

Однако объекты деятельности Экономиста, Политика и Идеолога все-таки не совпадают.  Экономист взаимодействует с личностью, с человеческой единицей - даже если эта личность представляет на переговорах транснациональную корпорацию или даже государство; Политик работает с коллективом, совокупностью людей - предмет его деятельности - то, к чему он прикладывает трудовое и даже творческое усилие - это группа лиц, которой он, к примеру, несет воодушевление, чувство национального единства и национальной принадлежности. Предмет деятельности Идеолога - совокупность всех людей, человечество в целом.  Идеолог несет человечеству благодать, просветление, ощущение единства с вселенной и Божеством.

Каждый из нас является носителем комбинации, суперпозиции трех названных архетипов. В какой-то степени каждый из нас Делец, в какой-то Воин, в какой-то - Жрец.  Человек живет в системе координат трёх мотивов, где каждой из осей соответствует один из трёх инстинктов сохранения, и нет ничего более жуткого, чем встретить на своём пути носителя любого из трех архетипов в исключительном, химически чистом виде. Поскольку абсолютный Делец - это обладающее несметными богатствами чудовище, готовое за копейку продать собственных детей. Он и маму свою продаст - для того, чтобы любить маму, уже надо быть Воином.

Воин в чистом виде - это беспощадный берсерк, уничтожающий вокруг себя всё не подвластное ему живое, всё, что не принадлежащее его семье, его роду.

Абсолютный Идеолог - одиноко скитающийся по миру нищий безумец, обуреваемый маниакальными идеями вселенского масштаба.

Таким образом, если я - яркий представитель носителя первого инстинкта (если я - Делец), то всё, что вредит мне лично, моему телу - всё это есть плохо. А что не вредит, а полезно (или приятно - но так, чтобы не вредило) - это хорошо.

При этом, обратите внимание, чистому Дельцу наплевать и на род (на родных, на детей, к примеру) и на социум. Т.е. он - типичный кочевник-мародёр (по Максиму Калашникову). Думает лишь о себе, и о последствиях своих действий только для себя. Сущность Дельца, его этическая система происходит из тех времен, когда на земле существовали только бактерии и простейшие, размножавшиеся неполовым способом - почкованием (митозом).

Поступки Дельца не содержат эмоциональной составляющей - совершая выгодную для себя подлость (как вы понимаете, автор рассуждает с позиции морали Жреца) он расслабляет жертву полу-извинением, полу-объяснением: «ничего личного, это лишь бизнес». А вот Воин всегда поступает очень лично, эмоционально. Воин делит мир на своих и чужих, и привычно радеет за родных и близких. Но на человечество, на общечеловеческую мораль ему наплевать. Типичными представителями архетипа Воина в России являются жители кавказских гор. Кавказец живёт интересами рода - тухума, тейпа. Если тейп прикажет, он может, будь ты ему даже лучший друг (но не входишь в его тейп, или вообще не вайнах), - голову тебе отрезать. Если же сам получит осуждение тейпа - отрежет голову самому себе.

Жрец живет интересами вида, интересами социума. Беспокоится о судьбе всего человечества, а не конкретных близких или дальних. Для него то плохо, что плохо для социума, для всего сообщества целиком. Один из вариантов Жреца - альтруист, готовый в интересах общества пожертвовать собой, семьёй, - даже жизнью (здоровьем) своих детей.

Яркий исторический пример - американец Чарльз Гудиер. Своим вторым домом изобретатель технологии вулканизации каучука по праву мог бы считать долговую тюрьму, где он провёл многие годы за многочисленные долги, сделанные с целью продолжения научных исследований.  Гудиер потерял шестерых из двенадцати своих детей, одного из них хоронил в холщовом мешке - не было денег на гроб.

Отечественный пример - Циолковский. Сам, семья, дети с голоду пухнут, а он сидит в мастерской - строит макеты дирижаблей,  мечтает о космических полетах. Константин Эдуардович похоронил всех четырёх своих детей - двое его сыновей наложили на себя руки, младший сын и дочь умерли в результате болезней.

Мир, окружающий Жреца, и он сам - единое целое, Жрец объемлет собою весь мир, включает его в Себя весь, без остатка. Воин делит мир на Себя и на не-Себя, в Себя включая родных и близких.

Делец ограничивает Себя пределами своего тела, остальная часть Мира для него лишь средство существования - живое ли, неживое, люди ли разумные, неразумные ли твари - не имеет никакого значения.

Интересы и побуждения Жрецов всегда пересекаются и совпадают (что вовсе не означает, что они не могут по-разному представлять себе будущее человечества и иметь разные подходы в его достижении). Чего нельзя сказать ни о Воинах, чьи интересы могут совпасть только если они принадлежат одному роду, одной группе. Делец всегда только сам за себя (еще раз напомним, что описанные чистые типы, хвала ГАМАЮН, в природе не встречаются).

Завершая описание триадного «устройства» человека на индивидуальном  уровне,  обратимся к теме морали.

Имеющиеся у представителей трёх разных категорий три разные жизненные программы воплощаются в наличие у них трёх несовпадающих моральных систем.

Мораль, как и Истина, - это то, что позволяет выжить её носителю. То, что истинно для одного,  может оказаться ложью для другого. То, что высокоморально для индивидуума, может оказаться аморальным для социума.

Мораль Дельца не совпадает с моралью Воина или Жреца, прогресс человечества в том числе заключается в постепенном распространении морали Жреца на всё человечество.

«Цель оправдывает средства - об этом много говорилось, и действительно, этот принцип - универсальный руководитель всех поступков; но его можно выразить лучше: каждая определенная цель имеет свои определенные средства; мораль следует отыскивать в самой цели, а средства фатальны, непреклонны».

Энрико Малатеста

"Вы будете всегда иметь только такую мораль, которая соответствует вашим силам".

Фридрих Ницше

Заметка на полях.

Будет уместно процитировать Михаила Юрьевича Невелева, написавшего книгу «Случайное христианство» (М., издательство УРСС, 2004г.). Обратите внимание - автор цитаты подтверждает не только триадное представление инстинктов сохранения у человека - он, как и мы, указывает на их тесную связь с используемыми в животном мире поведенческими программами.

«При внимательном взгляде можно понять, что то, что именуется родительским инстинктом, имеет нравственную природу, что мораль в обществе это только продолжение внутрисемейных отношений, перенос отношений, практикуемых маленькой семьей, на большую семью, в то время как внутрисемейные отношения - это только форма, в которой способна мыслиться мораль на данном уровне. Община как форма организации социума, предшествующая государству, в которой в качестве механизма регуляции отношений действовала система, очень похожая на систему морали, являлась наследницей той формы семьи, которая именуется сегодня групповым браком; здесь просто сохранялись отношения между лицами, переставшими быть членами семьи. В свою очередь прямыми наследниками этой общины являются действующие в государстве объединения людей на узкой основе (местное самоуправление, узко национальные, узко конфессиональные, профессиональные интересы, хобби, а также вынужденные объединения, такие как армейские, арестантские). Во всех этих объединениях котируются определенные нравственные ценности, не выходящие за их пределы.

Сказанное заставляет усомниться в правильности распространенного мнения о том, что этическая природа отличает человека от других существ. Уже беглый взгляд обнаруживает, что принципы морали связывают всех животных. В первую очередь мораль объединяет тех, кто живет коллективными сообществами, которые при более пристальном изучении оказываются чаще всего (а может быть и всегда) определенным видом семейного объединения. Продолжение линии этого взгляда в иные сокрытые мраком сферы приведет неизбежно к убеждению что то, что мы называем нравственным, существует уже на клеточном уровне и проявляется в том, что значительное количество вырабатываемой клеткой энергии отдается ею на нужды организма и только оставшееся потребляется для собственных нужд. То, что мы испытываем, будучи движимы нравственными побуждениями, есть только развитие того, что испытывает клетка, или лучше, того, что двигает клеткой, работающей на организм.

Таким образом, мораль в какой-то своей части дана записью в генетическом коде. Более того, само образование этого кода есть в некотором смысле требование морали.

Ведь за благо для данного существования всегда почитается только то, что идет на сохранение этого существования или способствует его распространению в пространстве и во времени. Человек, непрерывно обновляющий атомы своего тела и в ожидании утраты этой способности продуцирующий другие тела, занятые подобным обновлением, как и любое существо, с этой точки зрения есть только волна, стремящаяся сохранить форму.

Существо заявляет о своем рождении этой субъективной волей к сохранению формы. Производным от этой воли является инстинкт продолжения рода, который в свою очередь есть первообразное для морали. Иными словами мораль представляет собой вторую производную от слепой воли эго».

Комментарий.

Таким образом, в соответствии с принятой М.Невелевым терминологией, три инстинкта сохранения связаны друг с другом следующим образом. Изначален инстинкт индивидуального сохранения (автор цитаты называет его волей к сохранению формы). Это первый, первичный инстинкт. Назван он так, поскольку его зачатки можно наблюдать как свойство неодушевленных материальных предметов, единственным проявлением субъектности которых является их стремление сохранить свою форму. Первой производной от этого (первого) инстинкта является инстинкт продолжения рода (половой инстинкт). Второй производной от древнейшего инстинкта индивидуального сохранения автор называет мораль - в нашей терминологии, комплекс программ третьего инстинкта.

Мораль индивидуума можно определить как систему ценностей, определяющую, что для него является целью, а что - средством. Соответственно, мораль Дельца - это принцип монады, согласно которому морально то, что способствует его выживанию - и ничего более. Мораль Воина уже дуальна, и помимо своих личных интересов у него есть интересы членов его семьи, его клана. Мораль Жреца - это мораль сосуществования всех со всеми и каждого для других - это триадное представление мира и человечества как его части.

Таким образом, Делец пытается поглотить мир, сделать его частью себя. Воин старается расширить себя, сделать собой как можно большую часть мира. Жрец стремится превратить себя в целый мир.

Продолжим цитату из упомянутой книги М.Ю.Невелева: «Полученная таким образом функция есть воля субъекта к созданию благоприятных условий для существования семьи, для продолжения рода и в конечном счете для распространения этого субъекта, этой формы, этой волны в той части пространства и времени, где это движение должны будут продолжить другие носители.

Таким образом, мораль это механизм, при помощи которого Я, субъективное, распространяет себя за пределами самого себя. (...)

Сказанное обнаруживает порок приведенного выше определения морали как системы, противоположной борьбе за выживание: мораль не противоположна борьбе за выживание, она один из механизмов этой борьбы, продолжение, распространение этой борьбы в иные, по ту сторону субъективного, пределы, или, напротив, отголосок подлинного смысла, понимание которого дается только в тех высоких пределах. Можно сказать по-другому: нравственность - это то, что остается от борьбы за существование, или то, во что превращается эта борьба, после того как Я начинает отождествлять свое существование с существованием других Я (выделено мной - М.М. ).

Представляется очевидным, что такое отождествление характерно уже для древних обществ, для начального состояние сознания, при котором Я осознает себя как Я-коллективное, и это только в последующем обнаруживается, что подлинное Я, выражаемое субъектом, кажется, не вполне с этим коллективным совпадает. Тождество первично, и оно здесь покоится на биологических основаниях.  На этом уровне мораль - даже ещё не продолжение борьбы Я за свое существование, а сама эта борьба - борьба вида, которая ведется там, где Я есть еще только коллективное, бессознательное Я».

Вернуться
Оглавление
Далее

2.1.4. Три инстинкта сохранения.

Previous post Next post
Up