СТУПЕНЬ ВТОРАЯ. Шаг первый ч.2. Три инстинкта сохранения.

Nov 15, 2008 01:41



«Висцеротонический эндоморф.
Лучший образец этого типа - веселый, крепко сколоченный, краснолицый коротышка-делегат, с сигарой во рту, всегда выглядящий так, как будто его вот-вот хватит удар. Хороший делегат получается из него по той причине, что ему нравится общаться с людьми, участвовать в банкетах, общих купаниях и торжественных заседаниях; у него легкий нрав, ласковое обхождение, и чувства его легко понятны».

«Соматотонический мезоморф.
У них сильная мускулатура, и они охотно ею пользуются. Они стремятся к приключениям, физическим упражнениям, дракам и любят во всем одерживать верх. Они смелы и бесцеремонны; им нравится подчинять себе людей и вещи».

«Церебротонический эктоморф.
Если человек определенно принадлежит к длинному типу, то у него тонкие кости и мускулы. Плечи его обычно сутулятся, у него плоский живот со втянутым желудком и длинные ноги. Шея и пальцы у него длинные, а лицо продолговато и по форме напоминает яйцо. Кожа тонкая, сухая и бледная; он редко лысеет. Вид у него, как у рассеянного профессора, каковым он часто и является. Люди этого рода порывисты, но предпочитают беречь свою энергию и не особенно подвижны. Такой человек ведет себя спокойно и старается держаться подальше от разных историй. Хлопоты раздражают его, и он избегает осложнений. Друзья понимают его с трудом. Он одинаково порывист в своих движениях и чувствах».

В настоящее время концепция триединого мозга настолько популярна на Западе, что её можно встретить в книгах по восточным дыхательным практикам и даже в художественной литературе.

Так, в книге Ильчи Ли «Дыхание мозга: Путь к личному максимуму» (Минск, из-во Попури, 2006 г.) описанию триединого мозга посвящается целая глава «Три слоя мозга» (к сожалению, без ссылки на автора концепции).

А в фантастическом романе Питера Уоттса [1] можно прочесть: «…обнаружил целое иное «я», захороненное под лимбической системой, под ромбовидным мозгом и даже под мозжечком. Оно обитало в стволе мозга и оказалось старше самого подтипа позвоночных. Оно было самодостаточным: слышало, видело и щупало независимо от всех прочих частей, наслоившихся на него последышей эволюции. Это «я» стремилось только к собственному выживанию, не уделяло времени на планирование или анализ абстракций, тратило усилия лишь на минимальную обработку сенсорной информации. Но оно действовало быстро, не отвлекалось и реагировало на угрозы быстрее, чем его более умные соседи успевали их осознать».

(…)

«Мысль об отдельном, стремительном создании в стволе нашего мозга, которое берёт на себя управление при аварии, основана  помимо прочего на исследованиях Джо Леду из Нью-Йоркского университета (117 [2], 118 [3]

Фридрих Энгельс, перечисляя в работе «Анти-Дюринг» движущие человеком мотивы, утверждал, что человеком движет инстинкт удовлетворения своих материальных (жизненных) потребностей и стремление к продолжению рода (половой инстинкт). Переформулируем названные две потребности и добавим к ним третью - примем как данное, что поведение человека мотивируется (определяется) тремя инстинктами сохранения.

Первый - это всем хорошо известный, древнейший из трёх инстинкт самосохранения.

Второй - это инстинкт сохранения рода (половой инстинкт), появившийся у живого организма с развитием у него механизма двуполого размножения.

Наконец, родившийся с возникновением коллективного способа существования, стаи, инстинкт сохранения вида (у людей - социума).

«Психоанализ (Зигмунда Фрейда - М.М. ) говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология (Альфреда Адлера - М.М. ) - о стремлении к статусу.

Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств».

Виктор Франкл

Заметка на полях.

В книге известного врача-нарколога Александра Геннадиевича Данилина «LSD» (Москва, издательство «Центрполиграф», 2002г.) мы находим описание генезиса третьего инстинкта у животных. Весьма поучительной также является мысль о том, что внушаемость социальных живых существ является их благом, позволяющим им в критические моменты жизни быстро и гарантированно превращаться из разобщённых индивидуумов в стаю, в единое целое.

Цитата: «Действительно, в процессе дарвиновского естественного отбора отдельный организм не в состоянии выжить. Ему необходим стадный инстинкт - только сплотившись в стадо, животные и первобытный человек могли дать отпор врагам и стихийным бедствиям. При наводнении у зайца нет времени на индивидуальные раздумья. Он должен мгновенно развернуться и бежать вместе со всеми. В критических ситуациях животному необходимо стать внушаемым и иметь потребность подчиняться воле вожака или группы (стада).

Несомненно, все мы имеем биологическую природу и в её структуре сохраняется стадный инстинкт. Такие способности человека, как способность впадать в транс или в состояние индуцированного сна (гипноза), объясняются именно его существованием».

У каждого из нас три ипостаси, в зависимости от того, какой из трёх инстинктов сохранения является доминирующим, мы по-разному проявляем себя на трех уровнях - генетическом, индивидуальном, и социальном.

Генетический уровень.

Исходя из теории Л.Н. Гумилева (к которой мы ещё вернёмся чуть позже, на шестом Шаге третьей Ступени),  характер народа является результатом своего рода «ландшафтного дизайна» - формируется ландшафтом, в котором этот народ проживает.

Я родился в Дагестане, ландшафт нашей республики крайне неравномерен. Для примера - город Махачкала, где я заканчивал среднюю школу, расположен на узкой приморской полосе, отделяющей отроги Кавказа от Каспийского моря. Стоя на набережной города, глядя на восток, любуешься видами всходящего из моря Солнца, обернувшись на запад, охватываешь взглядом гору Таркитау (в позапрошлом веке - родовые земли князей Тарковских).

Сейчас принято считать, что республику населяют 32 народа,  у каждого из которых есть исконные земли обитания. Мои предки, аварцы, столетия  компактно проживали высоко в горах, но есть, например, кумыки, со времён Чингисхана живущие на равнинах прикаспийской низменности, или нагайцы - жители степи. В детстве я не читал Гумилева, но уже тогда понимал, что народы Дагестана конечно же братские народы, но как братья могут иметь разные характеры, так и каждый народ имеет свою особенность, национальную черту.

Каждый раз, приезжая в Батлаич, в родной аул моего отца, я с удивлением смотрел на сакли с плоскими глинобитными крышами, на примитивный сельскохозяйственный инвентарь, на быт моих родственников - и недоумевал, почему люди забираются так высоко в горы и поколение за поколением живут в этих суровых условиях? А ведь элементарное физическое выживание на Хунзахском плато, на высоте 2400 метров над уровнем моря, - не самая простая задача. Сюда даже мухи не долетают - и мясо, подвешенное в тенёчке на крюке не гниёт, а вялится, постепенно высушивается, превращаясь в один из основных ингредиентов нехитрой, по сути, военно-походной национальной аварской кухни.

Теперь я знаю ответы на свои детские вопросы. Да, ландшафт формирует характер проживающего в нём народа. Однако верно и обратное - народ в силу особенностей своего характера выбирает для своего проживания тот или иной ландшафт.

[1] Уоттс Питер. Ложная слепота. СПб., Астрель СПб. 2009 г. С.197-198; 400.

[2] Helmuth, L. 2003 Fear and Trembling in the Amygdala. Science 300: 568-569.

[3] Dolan, R.J. 2002. Emotion,cognition, and behavior. Science 298: 119-1194.

Вернуться
Оглавление
Далее

2.1.2. Три инстинкта сохранения.

Previous post Next post
Up