Каждой тетраграмме «Тайсюань-цзин», как и каждой гексаграмме «И-цзин», соответствуют свой текст, комментарий. Гадание в той и другой системе выглядит примерно одинаково - неким случайным способом последовательно угадываются черты, из которых в результате складываются тетраграммы/гексаграммы, после чего ответом на загаданный вопрос считается комментарий, соответствующий найденной тетраграмме/гексаграмме.
Система «И-цзин» известна гораздо шире, нежели «Тайсюань-цзин» - существует более трехсот комментариев к «И-цзин» на китайском языке, и примерно столько же книг на каждом из основных европейских языков - и это только научные исследования, без учета массы литературы развлекательного характера. На этом фоне - единичные упоминания «Тайсюань-цзин» в китайской литературе, два перевода «Тайсюань-цзин» на английский язык (перевод Дерека Уолтерса в 1983 г. и Майкла Найлана 1994 г., использовавшего другой китайский источник), да считанные страницы, посвященные этой книге немногочисленными европейскими авторами, включая упомянутый выше опубликованный издательством София перевод Дерека Уолтерса, да отрывок из книги, помещенный нашим соотечественником Ю.К. Щуцким в свой труд «Китайская классическая «Книга Перемен»».
Не удивительно, что хранители китайской классической литературы просто отмахивались от «Книги Великой Тайны», не признавая в ней никакой ценности, кроме разве что литературной - не замечая глубину заключённой в «Тайсюань-цзин» философии, в соответствии с которой в природе существуют три основные силы, две из которых - знакомые нам Инь и Ян. Кроме них есть и третья сила, благодаря которой и создается всё по-настоящему новое. Борьба Инь и Ян может уничтожить то, что существует - она не способна породить новое - то, что никогда не существовало в природе. Новые идеи, а также новые материальные объекты - от новых композитных материалов до новых биологических видов, появляются только благодаря действию третьей силы. Третья сила, согласно «Тайсюань-цзин», это сила ЖЭНЬ - «Человечество».
Заметка на полях.
Подобно автору «Тайсюань-цзин», мастер кунг-фу Сунь Лутан, написавший в конце 18 века книгу «Истинный смысл кулачного искусства», сводит воедино три стиля кунг-фу - внутренний (мягкий) стиль Багуа, внешний (жёсткий) стиль Син-и, и оздоровительную китайскую гимнастику Тай-цзи, утверждал: «Три школы есть Триада: Багуа - Небо, Син-и - Земля, Тай-цзи - Человек».
Добавление автором «Тайсюань-цзин» третьей силы в систему Инь-Ян было блестящей идеей, значимость которой сравнима лишь с изобретением нуля. Но в те далёкие времена этот новый системный подход приравняли к ереси! Традиционное учение об Инь и Ян уже слишком прочно укоренилось в умах китайцев. Любопытно, что сложившаяся ситуация была прямо противоположной тому, что происходило на Западе: Троица там была уважаемой частью христианской догматики, а еретиками традиционно считались как раз дуалисты, пытавшиеся объяснить мир как место ристалища равных по силе Добра и Зла. Возможно, если бы приверженцев учения «Тайсюань-цзин» в Китае подвергали преследованиям, их философия приобрела бы более широкую известность, однако большинство из тех даосов, что потрудились изучить эту теорию, относилось к «Тайсюань-цзин» как к оригинальному курьезу - не более.
В настоящее время «Тайсюань-цзин» признаётся в качестве универсального метода; это не объяснение устройства или происхождения вселенной, но метод рассуждений, позволяющий объяснить существование и поведение всего сущего в ней. В системе «Тайсюань-цзина» не существует понятия положительного и отрицательного: там есть свойство Ди (Земля), свойство Тянь (Небо), и свойство Жэнь (Человек). С научной точки зрения эта теория гораздо изящнее, чем дуализм Инь-Ян, который можно обнаружить в физике электричества в форме пары «плюс» и «минус», или в форме дуальной пары «ноль» и «единица» - в предложенной Лейбницем, а за ним - Булем бинарной системе исчисления, послужившей основой современной информатики и компьютерной техники. Древнекитайские Инь и Ян стали нулем и единицей, логическими «нет» и «да», современная техника достигла немыслимых высот, перспективы ее грандиозны, и поэтому у кого-то может возникнуть ошибочная мысль, что бинарная система может объять, объяснить вообще все мыслимое - как изначально и предполагал великий Лейбниц.
Заметка на полях.
В нашей терминологии триада - это три силы, взаимодействующие друг с другом описанным выше специфическим образом. Мир, элементы которого не взаимодействуют друг с другом, описывается элементарной арифметикой. Именно из-за отсутствия взаимодействия между двумя единицами верна формула: 1 + (-1) = 0. Именно из-за отсутствия взаимодействия между целыми числами система -1, 0, +1 не является триадой.
Вы можете спросить - зачем это автору понадобилось грузить наукообразными абзацами людей, которые до того в общем-то неплохо к нему относились? Дело в том, что на этой Ступени очень важно уяснить для себя следующее - триада существует только тогда, когда составляющие ее элементы взаимодействуют друг с другом. И еще более важно помнить, что и в мире людей чем сильнее они взаимодействуют друг с другом, тем в большей степени результат будет отличаться от простой суммы их личных возможностей. Как выглядит стадион, если на трибунах равнодушно, взаимно отрешенно сидят люди, не желающие вступать друг с другом в какой бы то ни было контакт? А как он выглядит, когда сидящие на трибунах люди синхронно вскакивая и подымая руки, «запускают волну»?
Я примерно об этом.
Идея о том, что все мысли, вся материя и все законы вселенной могут быть объяснены при помощи «да» и «нет», очень плотно засела в сознании современного западного человека - не только ученых, но и большинства простых смертных. Вот почему теория Инь-Ян принимается на Западе с такой легкостью. Однако дуальный подход, дуальная (классическая) логика не только стала в последнее время преградой на пути развития научной мысли, но также лишает человека мощного инструмента жизненной борьбы, которым является триадная оценка содержания событий и явлений его повседневной жизни.
Помимо «Тайсюань-цзин», описывающей события жизни как результат борьбы трёх сил, древним китайцам принадлежит точная метафора триадного взаимодействия - именно они придумали способ бросать жребий, по совместительству являющийся глубокой философской истиной: Ножницы режут Бумагу, Бумага обертывает Камень, Камень разбивает Ножницы.
Петр Успенский, ученик Георгия Гурджиева, приводит слова учителя
[1] о так называемом "законе трёх":
«Это "закон трёх", или закон трёх принципов, трёх сил. Он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трёх различных и противоположных сил. Современная мысль принимает наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм, положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал, остальные ничего не слышали».
«Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно назвать активной, положительной, вторую пассивной, отрицательной, третью - нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к другу в данный момент».
«Но для начала достаточно понять общий принцип: любое явление, какова бы ни была его величина, неизбежно является проявлением трех сил; одна или две силы не могут произвести явления, и если мы наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное топтание на месте, можно сказать, что в данном случае не хватает третьей силы».
«...в субъективно наблюдаемом феноменальном мире мы видим в явлениях только действие одной или двух сил. Если бы мы могли обнаружить в каждом действии проявление трех сил, тогда мы увидели бы мир таким, каков он есть, увидели бы вещи в себе. Но здесь нужно помнить, что явление, которое кажется простым, может на деле оказаться очень сложным, т.е. быть результатом сочетания нескольких триад».
«Возвращаясь к миру, в котором мы живем, мы можем теперь сказать, что в Абсолютном, равно как и во всех прочих мирах, действуют три силы: активная, пассивная и нейтрализующая. Но поскольку в Абсолютном - в силу самой его природы все составляет одно целое, эти три силы также являют собой одно целое».
«Идея единства трех сил в Абсолютном составляет основу многих древних учений - о единосущной и неделимой Троице, о Тримурти (Брахма, Вишну, Шива) и так далее».
«Как видите, мы еще не подошли к вопросу о влияниях: чтобы понять разницу между влияниями разных порядков, мы должны лучше уяснить закон трех. а затем еще один фундаментальный закон - Закон Семи, или закон октав».
Хочу подбодрить тех читателей, кто уже начал задаваться вопросом - зачем вся эта философия? Обучение похоже на восхождение - тяжело передвигая ноги, идёшь, спотыкаясь о камни новых понятий, непонятных и запутанных мест, - как вдруг тропинка заканчивается - и ты на вершине, и с высоты видишь такие виды, - аж дух захватывает. И понимаешь, что ради этого, ради такого состояния, ради обладания Истиной, ради понимания Смысла - можно было пройти и гораздо более трудный путь.
Заметка на полях:
Впечатляющий пример триадного принципа можно также найти в книге Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» - в ней девушка-лиса-оборотень объясняет смысл всего сущего случайному попутчику-таксисту:
« - Хорошо. Ясно ли вам, что страдание и есть та материя, из которой создан мир?
- Почему?
- Это можно объяснить только на примере.
- Ну давай на примере.
- Вы знаете историю про барона Мюнхгаузена, который поднял себя за волосы из болота?
- Знаю, - сказал шофер. - В кино даже видел.
- Реальность этого мира имеет под собой похожие основания. Только надо представить себе, что Мюнхгаузен висит в полной пустоте, изо всех сил сжимая себя за яйца, и кричит от невыносимой боли. С одной стороны, его вроде бы жалко. С другой стороны, пикантность его положения в том, что стоит ему отпустить свои яйца, и он сразу же исчезнет, ибо по своей природе он есть просто сосуд боли с седой косичкой, и если исчезнет боль, исчезнет он сам.
- Это тебя в школе так научили? - спросил шофер. - Или дома?
- Нет, - сказала я. - По дороге из школы домой. Мне ехать очень долго, всякого наслушаешься и насмотришься. Вы пример поняли?
- Понял, понял, - ответил он. - Не дурак. И что же твой Мюнхгаузен, боится отпустить свои яйца?
- Я же говорю, тогда он исчезнет.
- Так, может, лучше ему исчезнуть? На фиг нужна такая жизнь?
- Верное замечание. Именно поэтому и существует общественный договор.
- Общественный договор? Какой общественный договор?
- Каждый отдельный Мюнхгаузен может решиться отпустить свои яйца, но…
(…)
- Что «но»? - спросил шофер. Я пришла в себя.
- Но когда шесть миллиардов Мюнхгаузенов крест-накрест держат за яйца друг друга, миру ничего не угрожает.
- Почему?
- Да очень просто. Сам себя Мюнхгаузен может и отпустить, как вы правильно заметили. Но чем больней ему сделает кто-то другой, тем больнее он сделает тем двум, кого держит сам. И так шесть миллиардов раз. Понимаете?»
Комментарий.
Уточняя высказанную писателем мысль можно сказать, что мир состоит из троек (пятёрок, семёрок - об этом чуть ниже), в каждой из которых элементы, являясь звеньями отрицательной обратной связи, попарно контролируют своих соседей.
Полезно привести ещё один, на наш взгляд менее натуралистичный образ триадного взаимодействия: представьте себе группу из трёх купальщиков, зашедших по горло в воду. Каждый из купальщиков, пытаясь утопить соседа слева (или справа - главное, чтобы все трое действовали одинаковым образом, в одном направлении - все либо влево, либо направо), давит ему руками на голову.
Положим, купальщику «А» удалось окунуть с головой купальщика «В». Следствием этого будет ослабление давления купальщика «В» на купальщика «С». Почувствовав прилив сил, купальщик «С» начнёт давить на голову купальщика «А», освобождая от его давления купальщика «В». Который, усиливаясь, начинает подавлять купальщика «С», после чего следует усиление купальщика «А», и мы возвращаемся в исходную позицию.
Описанная метафора триады хороша тем, что позволяет наглядно представить себе её динамику - головы купальщиков, поочередно по кругу пропадающие и поднимающиеся над поверхностью воды, демонстрируют триадную динамику - как самого человека, а также состоящего из людей социума, о чём пойдёт речь на следующих двух Ступенях.
Заметка на полях:
При желании в литературе можно найти и специфический, триадный, юмор. Образцом триадного юмора является принадлежащая Сергею Довлатову широко известная максима, перефразировав которую в духе излагаемой теории можно изложить следующим образом: мышь боится льва, лев боится слона, слон боится мыши (и только лобковая вошь никого не боится).
Забавную триадную шутку рассказал нам режиссёр Георгий Данелия в фильме «Мимино» (1977 г.): мальчик спрашивает дядю - «Валеко, если большой самолет и твой вертолет связать цепью - кто победит?».
- «Цепь!» - мудро отвечает Мимино.
Завершая исторический экскурс на тему «триада в истории человечества», приведём выдержку из выложенного в Рунете текста «КОСМОС, ЭРОС И ЛОГОС РОССИИ», принадлежащего недавно ушедшему из жизни философу
Георгию Гачеву.
Приведённая ниже цитата интересна тем, что аналогично трихотомии (трёхсоставности) человека - тело-душа-дух, вытекающей из неразрывного триединства субъективного начала («Сына»), объективного начала, Бога-идеи («Отца»), и скрепляющей их силы («Духа Святого»), - описана трихотомия нашей родины, России.
Георгий Гачев: « ”Русская картина мира!” Это что?
Как мир выглядит из России, русскими глазами? Оптика отсюда на Бытие и округу? Бог, человек, смысл жизни, мужское и женское, личность и государство, пространство и время - и прочие элементы и детали существования - вплоть до мельчайших: жест приветствия, из чего обед.
Или - как Россия видит-понимает себя: самосознание в отличие от прочих национальных миров? И как она видится-понимается со стороны - глазами китайца, француза, американца?.. И вообще - глазами Творца: с какою идеею-целью сотворял это особенное существо(вание)? С каким замыслом-призванием, что на языке философии лучше всего обозначить аристотелевским термином «энтелехия» - «целевая причина», которая определяет суть и форму данного явления и действует весь срок его существования, с начала (причины) до конца (цели). Так, энтелехия данного дерева - сосны - действует с его семечка начального до предельного расцвета пышной кроной - ну, и до гниения и падения...
Энтелехия России и есть то, что ищут определить как «Русскую Идею».
Подобно тому, как человек есть троичное единство: тело, душа, дух, так и каждая национальная целостность есть Космо-Психо-Логос, т. е. единство местной природы, характера народа и его склада мышления».
Описанные на этом Шаге примеры триадности включены в текст книги не «до кучи» - очень важно сразу же, в начале нашего пути в страну ГАМАЮН, привыкнуть к мысли, что гармоничная, устойчивая система для своего существования требует наличия всех трёх элементов. Каждый из них, грубо говоря, является слугой для одного из двух своих соседей и господином - для второго. Естественно любить своего слугу и ненавидеть своего господина - но редуцировать триаду до диады, как было показано выше, означает обречь систему на неминуемую (возможно, растянутую во времени) гибель.
Триадность является фундаментальным свойством, присущим любой системе, - косвенным доказательством этого является существование многочисленных коллективов (от научных до пропагандистских), работающих в направлении изучения троичности мира. Так, в центре личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии Мирошник-Гаврилиной разработана так называемая тринитарная парадигма о триединстве Природы-Социума-Духа.
Давно и плодотворно работает коллектив известной концептуальной партии "Единение", лидеры которой декларируют обладание знанием о триединстве Материи, Информации и Меры.
Существует даже Академия Тринитаризма, однако наиболее близко к разработке принципов триалектики приблизилась проектная группа, возглавляемая интереснейшим современным философом, методологом И.Б.Переслегиным.
Мои размышления о триадности мира начались после того, как я прочёл опубликованную в 1998 году книгу Г.С.Кваши и Ж.Н.Аккуратовой «Поиски Империи», М., "РИПОЛ КЛАССИК".
Широкой публике Григорий Кваша известен как автор так называемого структурного гороскопа (другое название - Векторное кольцо). В соответствии с жизненными наблюдениями автора, у каждого знака зодиака (у каждого человека, рождённого под тем или иным знаком) имеется знак-слуга и знак-хозяин. То есть, у каждого из нас есть люди, появление которых в нашей жизни влечёт для нас непредсказуемые (зачастую - фатальные) последствия - люди, которым мы подчиняемся наперекор своей воле, и люди, для которых столь же драматичным является появление в их жизни нас самих.
Не будем углубляться в вопрос существования указанной закономерности - тут, как нигде, для определения истины требуется статистические данные и их обработка. Впрочем, в дальнейшем мы покажем, что подобное взаимодействие людей, принадлежащих трём основным архетипам, может иметь место - но знаки зодиака тут совсем не причём.
[1] Успенский Петр. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения. СПб., издательство Чернышева.1992. Глава4.
Вернуться Оглавление Далее