Река Таль: жемчужинка Киевского Полесья. Часть 2. Рудня-Тальская - Сукачи

Apr 24, 2018 21:51

image Click to view



Бобры, холмы с соснами, деревянные мостики, вода цвета заваренного чая - весь джентельменский набор Полесья есть на речушке со звонким названием Таль. Маршрут довольно короткий, препятствий на нём довольно много, но пейзажи за бортом того стоят.

Куда: Рудня-Тальская - Сукачи (17 км.)
Когда: 13.04.2018

Позднее открытие сезона-2018 пришлось на пятницу, 13-е. И действительно: кресты, могилы, стрелы от лука и прочая чертовщина преследовали нас с lyoshko всю дорогу. Но начиналось всё мирно.
Машину оставили на стоянке ресторана «Журавли» (50°54′41.5″N 29°54′42.5″E) у въезда в Иванков. Вызвали такси «Зодиак», и молодой парень на «Сеате Ибице» (я аж молодость вспомнил - у меня такая в своё время была) доставил нас к автомобильному мосту в селе Рудня-Тальская (50°51′21.5″N 29°58′51.9″E). Река тут ещё в искусственном русле - но это ненадолго.



Отстапелились быстро - всё-таки у нас на тест-драйве была байдарка нового поколения.



Через 1 км. канализированное русло заканчивается, и начинается фирменное Полесье. С водой «чайного» цвета.



С сосновыми холмистыми берегами.



Ну и с препятствиями - куда же без них. Сложно обносимые хитросплетения из коряг, к счастью, не попадаются. Иногда реку перегораживает ствол дерева.





А иногда - низкий мостик.







Низкие мостики в акватории Рудни-Тальской были зафиксированы здесь (50°52'0.67"С 29°59'28.15"В), здесь (50°52′06.8″N 29°59′24.6″E) и здесь (50°52'52.23"С  29°59'21.17"В ). Упавшие деревья - вещь нестабильная, их не фиксировали. Обносить или перетаскивать пришлось три бревна, остальные проходились поверх.



На берегах много живописных мест для стоянки.



Между сёлами Рудня-Тальская и Рудня-Шпилёвская Таль сильно напоминает свою полесскую коллегу Тростяницу. Тут есть даже вот такой обрывистый берег с сосновым лесом (50°52'11.81"С  29°59'15.97"В).



По пути были встречены два бобра. Один сильно напугал, бухнувшись в воду с берега прямо перед нами. Другой тоже напугал, внезапно начав размахивать своим плоским хвостом перед носом байдарки. В кадр зубастые твари не попали, так что поверьте на слово.
Рудня-Шпилёвская встречает автомобильным мостом (50°53′02.9″N 29°59′10.5″E) - к счастью, проходимым. Правда, сразу за ним приходится несложно обнести завал из веток.



В Рудне-Шпилёвской трижды встречаются низкие деревянные мостики: здесь (50°53′04.8″N 29°59′04.7″E), здесь (50°53′06.5″N 29°59′00.4″E) и здесь (50°53′14.5″N 29°59′01.2″E). На первые два можно вылезти и протащить байдарку под ними, третий проходится, пригнувшись.





Перед третьим мостом - небольшой проходимый порожек.



Затем - большой бетонный мост автотрассы на Иванков (50°53′23.8″N 29°58′57.6″E).



После которого реку словно подменяют: она входит в лес, становится широкой, завалы и мостики исчезают. Таль на участке до села Шпили напоминает уже не маленькую Тростяницу, а более крупные Жерев или Уж. Много красивых мест для стоянки. Да и вообще это самый приятный участок реки.





Вскоре после моста - «стоянка человека», как сказал бы Фазиль Искандер. Табличка извещает, что это - место силы под названием Древлянская Сечь (50°53′32.3″N 29°59′00.7″E).



Беседки на берегу извещают, что силу можно запивать и закусывать.



А стрела от лука извещает, что сила бывает не только духовной.



А вот и пятница, 13-е даёт о себе знать. Гугл подсказывает, что Next Stop - это международное молодёжное движение за мир и против ядерного оружия. Вряд ли его мероприятия проходили на берегах Тали и вряд ли именно они привели к гибели Сергея.



Перед селом Шпили река становится совсем уж широкой.



С началом села начинаются и препятствия. Сперва - бревно. Потом низкий железный мостик (50°54′41.5″N 29°57′56.5″E). Потом низкий деревянный мостик (50°54′55.2″N 29°57′39.7″E). Потом завал из брёвен. И, наконец, ещё один низкий деревянный мостик (50°54′57.7″N 29°57′29.9″E).





Тех, кого испугало такое обилие обносов на погонный метр, спешу успокоить: в Шпилях я рекомендую закончить маршрут. Удобнее всего это сделать сразу за автомобильным мостом (50°55′00.1″N 29°57′23.8″E). На левом берегу около железного мостика есть полянка (50°54′59.7″N 29°57′19.8″E), на которую можно подъехать машиной. Рядом два магазина - заодно и выпьете за антистапель.



Но это вы - туристы, а мы-то исследователи. Поэтому следующие 4 км. мы долго и упорно доказывали, что Таль в самом нижнем течении - речка не байдарочная.
Вначале ничто не предвещало. Наоборот, река разлилась не на шутку.



Частный мостик негостеприимного хозяина временно стал непригодным для эксплуатации.



Море оказалось обманчивым: вода едва покрывала луг, приходилось выискивать глубокие места. Местные жители защищались от паводка, как могли.



Наконец, глубину нашли. А вместе с ней - ещё один мрачный привет из пятницы, 13-го.



Дальше река в очередной раз кардинально изменилась. На этот раз - не в лучшую сторону. Русло сузилось, начало петлять, а главное - вошло в плотные заросли кустов.



Приходилось то уворачиваться от веток…



…то разгребать кусты руками, из-за чего байдарка превратилась в склад хвороста…



… а то и обносить.



И вот оно - долгожданное впадение в Тетерев (50°56′11.9″N 29°56′35.7″E).



Идея дойти против течения до Иванкова была встречена матушкой-природой со смехом: стремительный поток воды едва позволял держаться на месте. Поэтому мы ушли в левый рукав Тетерева, ведущий к озёрам рыбхозяйства, и зачалились, чуть не доходя плотины (50°56′29.4″N 29°56′36.5″E), которая ревела из-за массивного потока воды.



Взвалив байдарку на плечи, мы пошли в Иванков - но из-за разлива Тетерева грунтовки оказались затопленными. Пришлось идти 2,5 км. по дамбе между озёрами рыбхозяйства в село Сукачи.
По дороге нашли недодекоммунизированный столбик.



И надо же такому случиться: когда мы вышли на автотрассу, по ней как раз проезжал наш знакомый таксист на «Ибице». Парень нас заметил, удивился, что мы аж сюда доплыли, и увёз нас навстречу закату.



Выводы. Таль - красивая полесская речка, близкая к Киеву. Отличный вариант для апрельского старта сезона. Для прохода байдарочной части реки (Леоновка - Шпили, 20 км.) вполне хватит субботы-воскресенья. Поход будет спортивным, с частыми обносами препятствий - зато фото и видео из него выйдут очень эффектными. Крайне важно поймать высокую воду: Таль - речка небольшая, а опоздание на неделю-две может стоить метра воды. Верхние 8 км. Тали описаны здесь.

Таль, Украина, байдарка, Киевская, Полесье, ПВД, поход

Previous post Next post
Up