Хамон против макарон

Dec 16, 2015 12:39

- а также лягушачьи лапы перебитые сосисками. Итальянские войны (1494-1559 гг.).

На этой карте нет СССР, но есть СРИГН, тоже хорошее государство



По сути, эта серия войн между французами, испанцами, германцами, итальянцами, турками и англичанами являлась первой большой общеевропейской и даже мировой войной. Борьба велась в Европе и первых колониях, к конфликту подключилась новая великая держава османов, существовало два основных блока, между которыми и сновали государства поменьше. Помимо этого, война происходила в переломный для всего мира момент - эпоху гигантских религиозных изменений, географических и научных открытий, военных инноваций и прочего технологического роста. Все это мы будем учитывать, но главным в нашей летописи все же остается война, которая, как известно, всегда одна никогда не меняется.

Предыстория
Французский король Карл VIII был, как и все французские короли до Генриха IV, уродлив душой и телом. Очевидец самолично видевший короля, описывал его автору этих строк как совершеннейшего урода. Горбун, с постоянно открытым ртом и маленькими мутным глазками, был человеком постоянно обижаемым соседями. Одну невесту у него увел имперский кронпринц, красавец-мужчина и будущий император Максимилиан I, другая публично намекала, что ложиться в постель с эдакой карлой она не станет. Конечно, все эти личные выпады недостойны того, чтобы помещать этих на страницах нашей летописи, но как тогда объяснить необычайную воинственность молодого короля? Разобравшись с женой и внутренними врагами, французский король осмотрелся по сторонам. Шел 1494 г. и на юге Италии умер король Неаполя. Теперь нам придется совершить небольшой полет в еще более отдаленное прошлое, чтобы уяснить себе одну простую вещь - Южная Италия всегда раздиралась внешними силами, неспособная устроить свои дела самостоятельно. Объединенная когда-то суровой властью сицилийских викингов-пришельцев в соответствующее королевство, она распалась под ударами имперцев, после чего служила объектом дележа испанцев и французов. С тех пор борьба за Неаполитанское королевство между французской Анжуйской династией и испанского Арагонской фамилией то вспыхивала, то гасла, но последнюю точку (на момент начала нашего повествования) поставили упорные испанцы. Теперь эрцгерцог тамошний король Фердинанд помер, а римский Папа не признавал его сына, отдавая корону французскому королю, ибо - первая часть предложения. Вообще, сапог в ту пору контролировался Лигой, которая сумела свести борьбу многочисленных итальянских государств к невинным ядам и прочим заказным убийствам. Разумеется, Лигу эту стоит понимать не как политическое образование, а как Лигу Наций из прошлого нам века. По сути это был форум, организация в которой миролюбивые итальянские князья и республиканцы могли пообниматься, поплакать, вспоминая утерянные римские доблести и договориться о том как не воевать с друг дружкой из-за пустяков. Какое-то время эта система (как и любая) работала, но лишь потому, что соседским слонам недосуг было зайти за покупками в итальянскую посудную лавку.

Первый французский поход
Двадцатидвухлетний Карл, справедливо полагая, что коль уже не везет в любви, то повезет в делах, решил забрать свое, грозясь после обретения неаполитанского наследства повести войну с наступающим исламизмом. Он собрал из говна и палок благородных французских дворян, простых швейцарских крестьян и разодетых немецких ландскнехтов почти 40 т. войско, половину которого составляли природные французы. Помимо этого, войско имело больше сотни настоящих пушек, флот сопровождения и дипломатическое прикрытие. Париж откупился от всех возможных неприятностей, щедро одарив соседей деньгами или пограничными землями. Таким образом воевать предстояло в Италии, за Италию, на итальянские средства и против итальянцев же. Это делало французов неустрашимыми.
Суперсовременное войско перевалило через Альпы в конце лета 1494 г. и уже к Рождеству было в Риме, чем несколько напугало тамошнего Папу, не ожидавшего от галлов такой прыти и вообще, имевшего неприятную наследственную память о французских визитах в Вечный город. Несчастный, непризнанный и отлученный неаполитанский король Альфонсо (из жалости к нему укажем, что он был вторым этого имени) попытался было сопротивляться, но не смог - его флот был разбит французами, отвлекающий десант в Керчи постигла та же участь под Генуей. Глупые итальянцы радовались, потому что французский король делал за них работу и все шло по плану. Наконец, в самом начале 1495 г. французские войска вошли в Неаполь, Альфонсо отрекся в пользу сына, который с приближенными укрылся на Сицилии. Удивленные ветераны Столетней войны не верили своим ушами - разве так пристало воевать нам, французам, спрашивали они, качая седыми головами? А где разгромы? Где гибель войска, где десятилетия борьбы? Не переживайте, деды! Все будет, как бы отвечаю я им сквозь столетия.

Сифон и Борода враги
Как вы уже догадались, поход 1494 г. стал гимном французской военной логистики, дипломатии и итальянского радушия. Когда же выяснилось, что неаполитанский узурпатор стоял на ногах-макаронинах, а заместо него теперь Италию окружают владения вполне себе мощного французского короля, тут-то мастера пиццы многоходовок и перепугались. Империя давно уже напоминала о себе только редкими визитами очередного германского короля, идущего на Рим с туристическим походом для коронации, но французская сила была новой, молодой и пугающей. С присущей всем южанам скоростью мышления, итальянцы немедленно образовали союз, в который вошли все те, кто недавно с помпой чествовал галльское войско. Строго говоря, проще сказать, кто в него не вошел - помимо итальянцев к делу подключились человек нового типа, король Германии Максимилиан и человек старого типа, но с новыми географическими открытиями, спонсор Колумба, король Сицилии и муж великой испанской королевы Изабеллы - тадаммм! Фердинанд, аккурат из Арагонской фамилии. Короче говоря, все свои.
А наш герой-горбун успел лишь короноваться, когда до него дошли известия о новой антифранцузской Лиге. К этому времени галлов уже крепко не любили и в самом Неаполе, так что безопасность нового бриллианта в короне французского короля обеспечивалась лишь на пиках и аркебузах его солдат. Теперь требовалось наказать северных итальянцев, а, главное, унести ноги домой. Так как исполнение второго лежало через земли первых, то оба желания естественным образом пересекались. Проделав трудный путь, летом 1495 г. французское войско обнаружило итальянскую армию Лиги у местечка Форново. Ею командовал опытный кондотьер и любовник Франческо Гонзага, да и вообще, это войско представляло собою сплав всего лучшего, что дали местные войны 15 века. Итальянцев было за 20 т., французов чуть больше 10 т.
Хотя все (абсолютно все!) преимущества были на стороне итальянцев, они позволили себе проиграть сражение! Итальянские командиры разработали детальнейший и сложнейший план победы, включавший в себя ложные маневры, обходные удары и отвлекающие ходы. В это время французы атаковали, испортив всю игру в самом начале. Хотя отдельные элементы плана итальянцам удались и галлы утеряли обоз, главное дело совершенно не клеилось - во-первых, французы не побежали, а во-вторых, не брали пленных. Тут нужно отметить, что войны между итальянскими государствами 15 века отличались гуманностью, так как непосредственно вели их одни и те-же люди кондотьеры, предпочитавшие не убивать бывших/будущих коллег. Иное судьбоносное сражение оканчивалось лишь телесными повреждениями легкой и средней тяжести. И вот посреди всего этого, прямо на земле откуда в мир пришел Ренессанс - такое варварство. Итальянцы побежали, но измученные долгим переходом, недоеданием и сифилисом французы их не преследовали. Собственно говоря, потери были почти равны - 1,2 т. против 2 у лигистов. Отступление продолжилось.
Карла, который чуть было не попал в плен, ожидали дурные вести. Французский флот, посланный наказать непокорных генуэзцев, был отражен с превеликим уроном, испанцы, высадившиеся с Сицилии, поубивали изолированные гарнизоны Карла и взяли Неаполь. Правда, в дни Форново, они потерпели поражение при Семинаре - тактика борьбы с маврами не помогла против атаки тяжелобронированной французской конницы и высокоморальной швейцарской пехоты, так что испанский, сицилийский и арагонский король Фердинанд чуть было не погиб. Но поделать с этой победой французы ничего не смогли. Южная Италия была утеряна, Северная враждебна. Карл с армией вернулся домой поздней осенью 1495 г., оставив небольшой контингент в Италии, чтобы помнили.
Но и французы привезли кое-что еще, на память. В качестве подарка от благодарных аборигенов Нового Света испанские наемники принесли с собою в Неаполь сифилис, который и достался в качестве трофея победоносному войску Карла. Галльская болезнь широко распространилась в Италии и именно французскому войску, вернувшемуся из похода, остальная Европа обязана ее дальнейшей экспансией. Вскоре носы стали проваливаться не только на кончике сапога, но и в далекой Шотландии. Для Карла это был первый и последний большой поход - спустя несколько лет он ударился головою об косяк и свалился в общественный сортир, где пролежав всеми забытый несколько часов умер. Sic transit gloria mundi, напоминаю я вам.

Зачинщик войны, ужасный французский король Карл


Его последователь, славный французский король Людовик


Поход и отход Луи XII
Прошли годы. А ладно, чего там наводить тень на плетень - прошел год. Новым королем стал Людовик, приходившийся покойному дядей, пусть и водо-кисельного родства. Новый король участвовал в итальянском походе Карла, самолично побивал врага и был вполне уверен в себе. Веселый и умный, он полагал, что дело не удавшееся его предшественнику, вполне получится у него. В 1499 г. французы выступили вновь, начав с претензий на Миланское герцогство, в котором как раз умер правитель. Хотя собственно миланский претендент и заручился поддержкой Священной Римской, периодически набигая из Тироля со швейцарскими наемниками, в итоге он был оставлен сильными мира сего и попал во французский плен. В 1501 г. Людовик заключил договор с Империей и Испанией, урегулировав спорные вопросы. Испанцев подкупили предложением разделить несчастное Неаполитанское королевство, где правил очередной король на два года.
Прихватив освободившихся после пленения миланского герцога наемников, французы устремились на Неаполь. Их поддержали испанцы, выславшие флот. Король Неаполя сдался французам, королевство разделили между союзниками. Но тут возникли вопросы, не урегулированные заранее - речь шла, разумеется, о территориях. Испанцы прозрачно намекали, что у французов может слипнуться от захватов в Северной и Южной Италии, предлагая признать главенство последних в нижней части сапога, с аналогичным вариантом для французов на севере. Людовик, который боялся только сифилиса, а вовсе не испанцев, отказался. Началась война.
Весной 1503 г. 10 т. французское войско потерпело поражение очередного всемирно-исторического значения при Чериньоле от такого же по численности войска испанцев. Иберийцы, коими командовал великий полководец-реформатора Гонсало де Кордова (можно через б, Кордоба), отразили атаку французской конницы и швейцарской пехоты залпами аркебуз, почти сразу же убив французского полководца. Галлы и гельветы замешкались, последовал контрудар и бегство с превеликим уроном и конфузом. Кордоба смахивал слезу, вспоминая свое поражение 1495 г. Утеряв сотню супротив 4 т. испанцы не успокоились и аккурат под конец этого же года нанесли французам еще одно поражение при Гарильяно. Собственно говоря, в этом случае битва в классическом виде (ну, вы знаете, поле боя, развевающиеся знамена, пороховой дым, вперед, друзья! и все такое) практически не состоялась, имело место внезапная атака 15 т. испанской армии на растянутый лагерь 23 т. французов. Последние героически отбивались, но так как их постоянно было меньше, итогом стало отступление в крепость, с последующей капитуляцией. Испанцы оставили около 1 т., французские потери скромно описываются как огромные, чуть ли не под 8 т. Что важнее, с этим разгромом военное присутствие французов в Южной Италии приказало долго жить.
Весною 1504 г. Людовик и Фердинанд замирились на прежних, предложенных испанцами условиях. Арагонская фамилия таки твердо уселась на престол викингов, галлы удержали господство на севере. В центре собирало силы Папское государство. На все это злобно смотрел из-за Альп германский король, желающий стать императором.

Франция и ее история, Священная Римская Империя, 15 век, Итальянские войны, 16 век, Испания и ее история

Previous post Next post
Up