- январь - март 1936 года. Мы
продолжаем.
"Крокодил" - журнал непростой. С одной стороны, с юмором в нем очень плохо, а с другой, знаете ли - смешно. Надо сказать, что пропаганда вообще одна из моих любимых тем в истории - в свое время, будучи уже почти что усатым подростком, я присовокупил к чтению современных газет подшивку "Правды" за 90-91 гг. и читал ее без особого удовольствия, но с интересом. Советской власти не было уже как пять лет, повсюду в весенних лужах резвились воробьи, но на страницах главного органа партийной печати она все еще была как живая - больная, выжившая из ума, с пеной проклятий на губах. Американские солдаты-наркоманы в Берлине, польские националисты грозятся пригнать танки к Волге, etc.
Ничего не напоминает?
Но вернемся к пропаганде. Существует убеждение, что пропаганда должна быть особенно изощренной, затрагивать струны и вообще отличаться качествами толкового унтер-офицера из гвардейского батальона: на события реагировать бодро, трудностей не бояться и, вероятно, носить роскошные усы. Так ли это? В общем-то да, но лишь в теории. На практике, поскольку человеческую историю в ее политической части определяют столкновения разного размера глупостей, пропаганде достаточно лишь массовости и - внимание, сейчас будет названо главное условие - монополии.
И всё?
И всё. Практика показывает, что размеренный бой барабанов - не самый тонкий инструмент, так сказать - постепенно приучает население отмерять свою жизнь между ударами по коже. Что означает эта метафора? Она означает очень простую вещь - если изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год повторять одно и то же, пусть и на разный лад, и в разных формах, то даже отвергающие "это" начинают мыслить точно такими же категориями. Именно поэтому, к слову говоря, российские "либералы" так похожи на российских же "консерваторов" - последние до сих пор считают, что СССР развалил персонально Михаил Сергеевич, а первые верят в "агента Белого".
И т.д.
Конечно, всегда и везде остается определенный процент людей не поддающихся пропаганде вообще - "маловеров", "скептиков" и прочих "выродков", но он всегда мал, атомизирован и опасности не представляет. В отличии от самой пропаганды, которая одинаково действует и на тех кто барабанит, и на тех кого. Это - главная ее прелесть, та самая незаметная интоксикация, приводящая всегда к известному результату: вот ты на коне, а вот массы, получившие острые болевые ощущения от столкновения картинки с действительностью, тащат тебя вниз. Хорошей иллюстрацией этого стала бы история режима Муссолини, но я об этом и без того много (ох, много) написал, а потому повторяться сейчас не стану.
Да, позвольте - у нас же "Крокодил". В сегодняшнем номере есть две уморительно смешные карикатуры и обе про Германию. На первой голодающая старушка радуется продуктовой передаче от племянника из СССР, а на другой - немецкие астрономы обсуждают аресты в своей корпорации. Как говорится,
кто работал - тот поймет.
Итак, прошу под кат.