Страна Невыученных Уроков (О преодолении горбачёвщины и её последствий)

Feb 24, 2015 20:57



Российская Федерация за годы «реформ» по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) по отношению к США сократилась почти в 10 раз, по отношению к Китаю - в 25.

Страна, не сделавшая выводов из уроков предыдущей холодной войны, проиграет и во второй ...
    А пока - не сделала ... *


    СССР долгое время выдерживал конкуренцию за счёт высочайшего уровня образования, научного и технического творчества, на который удалось поднять страну.
[...]
    Следует отметить интересную эволюцию отношения первых лиц к знанию и информации. Сталин имел сильную политическую разведку и достаточно ясно представлял психологию, логику, интересы, сильные и слабые стороны своих союзников и оппонентов. Стенограммы Тегеранской и Ялтинской конференции показывают, что он был на голову выше других участников переговоров, опираясь на более глубокий анализ ситуации.
    Никита Хрущёв не имел политической разведки, действовал зачастую вразрез с мнением коллег, аппарата, готовившего его решения. Поэтому ряд решений, принятых в ходе холодной войны, были необоснованными, или, как их стали называть потом, «волюнтаристскими». Наглядный пример - стремительное сокращение авиации и флота исходя из представления, что «воевать будем ракетами».
    Сдача позиций СССР Горбачёвым стала возможной, в частности, благодаря некомпетентности и игнорированию мнения экспертов, профессионалов, ближайших советников, не говоря о мнении большинства членов КПСС и советского народа.
    Попытка вновь опираться на знания и науку была сделана и в новой России. В 2001 году В.В. Путиным перед научным сообществом была поставлена задача независимой экспертизы государственных решений и прогноза аварий, бедствий, кризисов, катастроф. Однако практического воплощения это важное политическое решение в последующие годы не получило. Хочется надеяться, что уроком холодной войны, связанным с использованием знания и современной науки при подготовке стратегических решений, воспользуются в ближайшее время. Неразумно просчитывать на ход вперёд, когда противник может считать на десяток.
[...]
    Центральный комитет Коммунистической партии Китая организовал исследования, посвящённые анализу уроков ХХ века, которые были бы важны для Китая в ХХI столетии. Одним из двух главных вопросов, с которых была начата эта исследовательская программа, стал следующий: «Как стране, в которой в 1913 году 80% были неграмотными, удалось за 25 лет создать науку мирового уровня?» В контексте первой холодной войны этот вопрос можно переформулировать так: «Как, располагая на порядок меньшими ресурсами, СССР вышел на уровень сверхдержавы и около 40 лет успешно противостоял Западу, стремившемуся изменить его жизнеустройство?»
    Одна причина этого - огромный образовательный эксперимент, поставленный в стране, выявление талантливых, одарённых, активных людей и привлечение небывало широкого круга людей к научному и техническому творчеству. Начиная с 1920-х годов СССР захлестнуло движение изобретателей. Уже в 1930-е годы о нашей стране говорили как о стране инженеров-экспериментаторов.
    В образовании СССР времён первой холодной войны была сделана попытка всем детям страны дать элитное образование - сформировать целостное мировоззрение, придать получаемым знаниям системность. (Даже во многих развитых странах в школьной математике нет доказательств - неотъемлемой части советского математического образования. Доказательства - путь к свободе, к самостоятельному мышлению, к поиску истины и её отставанию в дискуссии.) В основе научного образования лежала научная картина мира.
[...]
    Для населения страны был характерен огромный интерес к науке (тираж журнала «Наука и жизнь» превышал 3 млн экземпляров, «Знание-сила» - 750 тысяч и т.д.) и научной фантастике. 
[...]
    Одним из очень серьёзных уроков первой холодной войны является недооценка значения идеологии, пропаганды, осознания системообразующих смыслов и ценностей советского общества. Достойной, серьёзной, жизненной траекторией для активных, творческих людей считалась работа в науке, в технике, воинская служба. Движение по партийной лестнице и, тем более, в сфере идеологии и пропаганды воспринималось зачастую как проявление приспособленчества и карьеризма. Это привело к острой нехватке активных, талантливых, принципиальных людей, отстаивающих советские смыслы и ценности, в том числе на высших должностях партии и государства. Возникающий кадровый кризис, катастрофа элиты имели драматические последствия для разрушения Советского Союза. Эпоху горбачёвщины отлично характеризуют слова историка Гиббона, изучавшего катастрофу Римской империи: «Государство гибнет, когда перестаёт отличать хороших людей от плохих».
[...]
    С одной стороны, первая холодная война была временем серьёзных испытаний, пропагандистской войны Запада против СССР, разнообразных экономических ограничений, всевозможных дискриминационных мер. С другой стороны, это время взлёта советской науки, прорыва в космос и освоения атомной энергии, блестящих успехов советского образования и культуры. Именно в эти годы стали ясны возможности реального социализма. Многое в этом периоде не исследовано и не понято в должной степени. Возможно, для ликвидации пробелов в анализе этой исключительно важной эпохи в истории страны следовало бы создать Институт СССР.
    Нашей стране вновь брошен вызов. Началась вторая холодная война. Видимо, наше Отечество ждут нелёгкие испытания. И уроки первой холодной войны здесь могут оказаться очень и очень важными.
(ГЕОРГИЙ МАЛИНЕЦКИЙ. «УРОКИ ПЕРВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».)


*
    Глядя на поскучневшие рожи наших рыночников-лавочников, посреди всеобщего развала и упадка продолжающих твердить про "свободный рынок" и частную инициативу, которые-де всё решат, понимаешь: тут не экономист нужен. Опоздал экономист :) Тут требуется ПСИХИАТР :



Джон Стайнер. Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов.

"Психические убежища" - это душевные состояния, в которые пациенты прячутся, скрываясь от тревоги и психической боли. При этом жизнь пациента становится резко ограниченной и процесс лечения "застревает".

Все мантры наследников Гайдара - это и есть "психическое убежище". В котором они пытаются спрятаться от тревоги: что-то идёт не так. Не так, как было прочитано у западных "светочей истины". Мир давно (и далеко) ушёл вперёд. Ушёл МИМО! А ЭТИ продолжают "скрываться" ...

Что делать?, Энциклопедия ошибок

Previous post Next post
Up