Произведение - не книга, а событие, в которое вовлечены автор и читатель.
https://magazines.gorky.media/nlo/2019/5/ubezhishhe-prusta.htmlhttps://tai-simulacr.livejournal.com/445717.html Подсказано здесь:
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2238877.html Это практически последняя фраза из (довольно сложной [а что вы хотите - ф и л о с о ф писал :) ]) статьи.
А чуть выше был (IMHO) самый интересный кусочек:
Сила чтения даже не в его непосредственном воздействии, а в последействии, в наличии отложенного времени, которое необходимо, чтобы акт чтения состоялся. Мы отодвигаем книгу, задумываемся, совершаем прогулку, мы не читаем, продолжая читать. И это не обдумывание прочитанного, а именно его последействие, некая инерция того, что произошло с нами во время чтения: стихание голосов, звуков, смена декораций, имен, идей, постепенное затухание другого мира, - он уходит, погружаясь в нас, чтобы где-то в глубинах памяти отложиться чувственным знаком, указывающим на след образа. Иногда мы откладываем книгу в сторону, чтобы к ней вернуться и снова перечитать. Проходят годы, чтобы мы смогли вновь ощутить потребность в любимой книге. Эффект последействия зависит от временных пауз, от фрагментированного, «разорванного» времени, - от того времени, когда мы не читаем. Без последействия медленное чтение невозможно. В.В. Розанов говорил, что «читает островками», перескакивая с одного на другой, словно есть единый ход рассказа, а читающему надо лишь следовать ему. Чтение, сохраняющее «последействие», избирательно, часто оно переходит в комментарий и интерпретацию; направление его меняется, оно движется скорее поперек, чем вдоль общего движения повествования.
Поддержку тому, что рождает в нас чтение, мы находим в собственном миметизме, в той массе едва уловимых реакций, которые связывают нас паутиной отношений с образом читаемого. Без этой миметической готовности к тому, что станет объектом переживания, чтение не происходит.
Валерий Подорога
Убежище Пруста
Заметки по аналитической антропологии литературы
Опубликовано в журнале НЛО, номер 5, 2019
Очень м а т е р и а л и с т и ч е с к и й подход.
Если вдуматься.
Только материализм тут не прямолинейный.
«люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.»
Да.
Разумеется.
Но!
Но не только.
По Подороге роль в д е й с т в и я х сегодня будет играть и когда-то (!) прочитанная книга.
Не материальное положение сейчас, а вполне себе нематериальный текст «из прошлого».
[Не отсутствие у крестьянина коровы сегодня, а память про то, что корова у него была, но её свели со двора. Иногда и память об уведённой корове сына (и даже внука) этого крестьянина. В самом интересном случае - «воспоминание о будущем»: желание иметь корову, которой на деле никогда и не было на самом деле. Желание н е с у щ е с т в о в а в ш е г о. Рождённое да, причинами материальными, но - лежащими вне конкретного индивидуального опыта. ]
В «Манифесте» основоположники очень глубоко подмечают:
«в те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно - часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.»
Впрочем, замечали подобный эффект и не только основоположники:
Социализм никогда не пустит свои корни в Америке по причине того, что бедные видят себя тут не эксплуатируемым пролетариатом, а временно бедствующими миллионерами.
Джон Эрнст Стейнбек
На данном эффекте основывают свой бизнес и реклама, и пропаганда, и религия :) . Да много ещё кто …
Упрощает ли это работу?
Нет!
Зато уточняет понимание :) .
PS
Здесь ещё можно взять очень перспективный образ «миметический готовности», в п л е т ё н н о с т и в определённую систему образов, без которой чаемого «последействия» добиться трудно.
Только об этом - не сегодня …