«для поддержания заданного поведения сложной системы не достаточно одних лишь физических действий по поддержанию потенциала динамического равновесия (кроме известных простейших случаев). Обязательно нужна идейно-информационная система программирования сохранения инвариантов, обеспечивающих заданное поведение. В работе она названа культом. Культ наряду с поддержанием потенциала динамического равновесия обеспечивают сохранение законов функционирования сложной системы.»
Я давно заметил этого автора. Ещё когда прочёл у него про понятие социальной группировки, решившей самовыгородиться {
Матрица Бродского} к своей (но за счёт общества!) пользе).
Это из него же.
Можно считать продолжением.
Если социальная группировка само-выгородилась, то должна же она иметь какие-то механизмы для д а л ь н е й ш е г о поддержания своей целостности. Например, в процессе смены поколений.
Начинает автор издалека.
С нескольких базовых понятий.
структура, это совокупность отношений на базисных множествах, которая сохраняется при некоторых преобразованиях этих множеств. Структура - статическая конструкция, сохраняющаяся, даже когда «все течет, все изменяется».
Под программой будем понимать динамическую структуру, реализующую реактивное поведение, т.е. обеспечивающую конечный набор стандартных (заранее известных) действий - ответов на конечное число стандартных запросов среды
[…]
В работе [6] предлагалось рассматривать сложные процессы и системы в трех аспектах - «трех мирах». Это мир идей, принципов, целей, в самом общем виде определяющий сложный процесс. Далее - мир информатики, где упомянутые цели, идеи и принципы оформляются в проект или аналог операционной системы, определяющие состояние или поведение сложной системы или процесса. Наконец, «материальный» мир базисных множеств, на котором упомянутая операционная ционная система является структурой и которым управляет.
[…]
Самое важное свойство модели-компоненты - это наличие у нее поведения, т.е. способности тем или иным заранее известным способом (методом-элементом) отвечать на те или иные также заранее известные воздействия (события) внутренней и внешней среды. Это поведение заранее запрограммировано
Промежуточный вывод (чтобы не запутаться :) ).
Программа поведения - как способность сохранять сложившуюся структуру.
Сохранять реактивно - в виде ответа на внешние воздействия, пытающиеся структуру разрушить.
Далее автор подбирается к теме в о з м о ж н о г о изменения программы.
Для чего вводит понятие «морфизм».
И «инвариант» - набор «морфизмов», в пределах которого система остаётся по сути неизменной:
Как работают инварианты? Инвариант, являющийся аксиомой на языке описания структуры сложной системы, выделяет из группы морфизмов подгруппу допустимых этим инвариантом морфизмов, которые сохраняют его.
[…]
Изменения (перепрограммирование) поведения сложной системы, их изучение, моделирование и классификация очень актуальны. Нам часто приходится менять поведение. Недаром выше говорилось, что задолго до компьютеров первым универсальным программируемым устройством был человек.
Ничем не ограниченные морфизмы могут незаметно за не слишком продолжительное время привести систему к состоянию в некотором смысле противоположному исходному. Поэтому естественным образом возникает вопрос об инвариантах, ограничивающих все множество возможных морфизмов и о классификации типов поведения, связанных с этими инвариантами.
Если инвариантов нет - морфизмы могут изменить систему до … до превращения её по сути в д р у г у ю систему (по существу смерть старой системы, которую она даже не заметила ( ):
окна Овертона. Сам Джеймс Овертон (1960 - 2003, американский юрист, политолог, инженер-электрик по бакалаврскому образованию), называл их окнами дискурса. Окнами Овертона их стали называть после его трагической кончины в авиакатастрофе.
Окна Овертона предлагают технологию изменения общественного поведения, очень похожую на применение гомеоморфизмов предыдущего примера. Работа этой технологии обычно иллюстрируется примером включения в общественный обиход чего-то совершенно немыслимого ранее, например, людоедства.
Преобразование дискретизируется, разбивается на конечное число окон (обычно 6 - 7), так, чтобы внутри каждого окна действия и высказывания не слишком отличались друг от друга по степени близости/дальности от существующих норм и в то же время, постепенно подводили бы дискурс к следующему окну. Окна обычно называются следующим образом:
1. Немыслимо.
2. Радикально.
3. Приемлемо.
4. Разумно.
5. Стандартно.
6. Политическая норма.
На самом деле все происходит совершенно так же, как на
рис. 2, только на естественном языке, без математических ассоциаций. На взгляд автора, характерное время преобразований такого рода - 25 лет (время загрузки в нас бытовой культуры - нашей «операционной системы»). Причем это минимальное время, при условии, что силы, обеспечивающие преобразование специально направлены на молодежь. Если такой специальной направленности нет, все растягивается еще на одно поколение, до 50 лет.
[…]
если в стране имеют место морфизмы общественного поведения, то даже в семье главного Мальчиша-Кибальчиша, в третьем поколении (~50 лет) может вырасти ярко выраженный Мальчиш-Плохиш. Когда же благодаря морфизмам Мальчишей-Плохишей набралось так много, что это отразилось на коллективном поведении, - они без боя сдали буржуинам страну, со всеми ее военными тайнами.
И тут вдруг оказалось, что никто, ни отцы, ни старшие братья, ни мальчиши, ни даже не упомянутые в сказке представители могучих структур, чьей функцией (между прочим, неплохо их кормившей) была безопасность и сохранность страны, даже не попытались подняться на ее защиту, - это морфизмы общественного поведения добрались до последнего окна Овертона, и слишком многим захотелось своих «бочки варенья и корзины печенья», которые неясно замаячили на горизонте.
[…]
ничем не ограниченные морфизмы могут завести систему очень далеко. Традиционный способ их ограничения - выбор инвариантов, сохраняемых допустимыми морфизмами.
Теперь самая суть.
Набор инвариантов-ограничителей морфизмов - это и есть Культ:
Подобными инвариантами, ограничивающими в социуме преобразования поведения, традиционно являются религиозные заповеди, моральные и культурные ценности, то что можно назвать Законом с большой буквы. Не всегда Закон носит исключительно религиозный характер, туда могут входить и как древние, примордиалистские традиции той или иной культуры (например, закон гор - адат), так и новые, конструктивистские, вполне светские нормы (например, моральный кодекс строителя коммунизма, хотя в последнем случае имеет место существенное заимствование из религиозных заповедей).
До тех пор, пока в общественном сознании прочно укоренен Закон, окна Овертона не могут успешно работать в противоречащем ему направлении - это сразу вызовет общественное неприятие и порицание. Например, если общество считает нравственным инвариантом заповеди Библии, никакие окна Овертона не способны сделать общественной нормой однополые браки или супружеские измены.
Окна Овертона в полную силу заработали в этом направлении лишь в ХХ веке, когда подобные инварианты были признаны общественным сознанием Запада устаревшими пережитками «времен невежества», ограничивающими свободу самовыражения личности, хотя первые безнаказанные нападки на них в Западном мире начались еще с Новым временем.
[…]
для того, чтобы поведение сложной системы на длительных временах под всевозможными воздействиями морфизмов изменялось лишь в желательных направлениях, должны выполняться некоторые аксиомы, инвариантные относительно этих воздействий.
Устойчивость сложной системы. Сохранение законов: потенциал динамического равновесия, церемония - ритуал (обряд) - культ
[…]
со временем может изменяться состав работников и администрации любого предприятия и даже здания и место, где это предприятие находится. Тем не менее, в восприятии всех, кто имеет с ним дело, предприятие остается «тем же самым». Что же делает его тем же самым? - это его структура, выраженная в нормативных документах (например, уставе, перечне должностных обязанностей, трудовых договорах), а также неписанных корпоративных законах и традициях. При этом, и писанные и неписанные программы поведения основаны на инвариантах - аксиомах, на которых построена структура организации.
Почему сохраняется структура? Чтобы функционировать, диссипативной системе необходимо тратить часть своей мощности на поддержание процесса ее функционирования, а также на поддержание ее структуры, в том числе и функциональностей, не задействованных в данный момент. Самый простой пример - четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. На такте сгорания производится работа и ее должно хватать хотя бы на остальные такты - выхлопа, набора и сжатия смеси, а также на работу топливного насоса, системы охлаждения, смазки и т. д. Равенство произведенной работы и постоянных расходов наступает на холостых оборотах двигателя. Поэтому невозможно заставить его работать с меньшими оборотами - он просто остановится. Чтобы двигатель крутился, он должен крутиться! Это и есть динамическое равновесие. Чтобы запустить двигатель, нужно специальное внешнее воздействие стартера - устройства, вообще говоря, не имеющего никакого отношения к работе уже запущенного двигателя. Стартер сообщает двигателю потенциал динамического равновесия, лишь имея который, он может работать.
Примерно так, только еще чуть сложнее, обстоит дело и со всякой сложной диссипативной системой. Так же как двигатель, такая система для того, чтобы работать, должна работать. Ее равновесие тоже динамическое. Потенциалом динамического равновесия будет сумма затрат в единицу времени на поддержание структуры сложной системы. Например, если мы говорим о предприятии - нужно платить зарплату сотрудникам, в том числе и подразделениям, не имеющим прямого отношения к функциональности организации, таким как бухгалтерия, охрана, хозяйственные службы и т. д. Нужно оплачивать кредиты, аренду помещений и оборудования, услуги связи, отопление, электричество, поддерживать в «боевом» состоянии производственные мощности. Выше упомянуты затраты на поддержание материальной составляющей структуры сложной системы. Кроме нее могут быть составляющие, относящиеся к мирам информации и идей - это поддержание корпоративной культуры отношений и производства (в первую очередь, это как раз сохранение инвариантов организации при морфизмах поведения персонала, самый распространенный из которых - текучесть кадров), сохранение и расширение сети клиентов, обучение персонала, связи с учебными заведениями, поставляющими кадры, и многое другое. Хотя эта часть структуры нематериальна, затраты на ее сохранение - вполне материальны и входят в потенциал динамического равновесия.
Чтобы предприятие заработало - нужно сообщить ему потенциал динамического равновесия, для чего существуют специальные механизмы, не имеющие отношения непосредственно к функционированию предприятия, например, привлечение инвесторов, банковский кредит, или эмиссия акций.
Если на достаточно длительном времени доходы предприятия упадут ниже потенциала динамического равновесия, оно станет банкротом, остановится и перестанет существовать в прежнем своем качестве. Скорее всего при этом его базисные множества за бесценок достанутся другим предприятиям.
Остановимся теперь на способах поддержания поведения сложной системы. В более простом случае технической системы с компьютерным управлением - это будет система регламентных работ по проверке аппаратного и программного обеспечения. В социальных системах подобные регламентные работы также имеют место […] но они несколько отличаются по форме и названию. Систему периодических мероприятий, направленную на поддержание инвариантов и форм поведения, будем называть культом. Отдельные мероприятия культа - ритуалами или обрядами, отдельные действия ритуалов - церемониями. Культ должен программировать общественное поведение на сохранение инвариантов и заострять внимание на положительных результатах их сохранения. Как считал русский математик, священник, философ и поэт П.А. Флоренский […] культ - основа культуры.
Возможно, кто-то возразит, что культ - это что-то уж совсем религиозное. Автор не будет с этим спорить, действительно, проекция религии на этологический уровень культуры имеет сходные задачи, но заметит, что религии здесь может и не быть. Для сохранения инвариантов поведения достаточно периодически программировать «приверженность определенным символическим системам», - как формулировала это известный антрополог Мери Дуглас […]
Например, во вполне секулярном СССР существовала разветвленная система партийных, комсомольских, пионерских и даже октябрятских организаций всех уровней, с регулярными собраниями первичных организаций, заседаниями комитетов и бюро всех уровней, а также различными иными церемониями и ритуалами - элементами культа. Главной задачей этого культа было поддержание инвариантов и структуры советского общества. Как мы видим, с этой задачей он не справился. Возможно, не в последнюю очередь из-за того, что этот культ не отражался как культ в общественном сознании, и в первую очередь в сознании его служителей. Они редко рассматривали свою роль, как именно служителей культа и все время скатывались к более понятным им, материалистам, производственно-хозяйственным задачам, где часто лишь мешали работе и дискредитировали существующую систему. Что бывает со сложной системой, не сумевшей сохранить свои инварианты - можно видеть на примере истории нашей страны второй половины ХХ в.
Культ существует в практике светских организаций, занимающихся торговлей с помощью сетевого маркетинга. Структура и инварианты - основа этого бизнеса. Поэтому регулярные собрания по «накачке» персонала весьма напоминают богослужения какой-нибудь позднепротестантской секты, - сперва с восторгом поклоняются инвариантам организации, а затем по очереди перечисляют свои достижения т.е., как эти инварианты им помогли в жизни, под экзальтированные аплодисменты присутствующих. Элементы культа нетрудно заметить в практике современных крупных корпораций, силовых структур, а также учебных и научных организаций. В «западной» культуре культом является исполнение демократических и судебных процедур. Практически в любой сложной системе (кроме самых простейших примеров в начале параграфа), где нужна система управления, должны присутствовать элементы культа, обеспечивающие сохранность и работоспособность программного обеспечения этой системы. В технических системах, например, это ритуал регламентных работ и проверок.
Заметим, что для поддержания культуры, очень важен положительный отбор в служители культа, т.е. своевременный отбор лучших. Если же лучшие остаются за бортом, то вместо вклада в укрепление культуры они становятся ее оппонентами и критиками (а раз худшие взялись за дело, которое и лучшим едва по силам, всегда найдется за что их критиковать), это ослабляет культуру и в конце концов может ее разрушить.
Подводя итог, скажем, что потенциал динамического равновесия - это цена, которую сложная система платит в единицу времени за то, чтобы оставаться самой собой, за сохранение и поддержание своей структуры. За эту цену она получает постоянство законов, по которым живет. Поэтому можно сказать, что в сложной системе вместо законов сохранения имеет место сохранение законов. Система старается сохранить условия своего существования.
Бродский Ю.И.
Модельный синтез, как подход к геометрической теории поведения.
Моделирование, декомпозиция и оптимизация сложных динамических процессов.
Том 34 номер 1 , 2019, стр. 43 - 71.