© kinoafisha.ua
Один из лучших российских и советских артистов. Гениальный Иван Васильевич Грозный и управдом Бунша, князь Мышкин и поручик Ржевский, ревнивый жених Нади Ипполит и генерал-лейтенант Леонид Петровский, император Николай I и председатель приёмной комиссии Юрий Николаевич Девятов, пацак Би и король Дерамо, молодой участник антропологической экспедиции Владимир Поражаев и знаменитый, бархатистый голос за кадром в «Берегись автомобиля»...
Click to view
А сколько было прекрасных театральных работ - ведь Юрий Васильевич был ведущим актёром театра имени Вахтангова. Об одной только «Принцессе Турандот» ходили легенды...
Поразительно, но когда-то приёмная комиссия ВГИКа не приняла его, поставив диагноз - «некиногеничен». А из Щукинского училища его хотели отчислить с первого курса, поскольку молодой студент получил неуд по актёрскому мастерству... А в недалёком будущем режиссёры утверждали его на роли без всяких проб.
Сам Юрий Васильевич так вспоминал о своих киноролях.
«Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».
«Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души».
«Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».
«"Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко».
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев вспоминал редко: «Это другое».
Его коллега Юлия Борисова говорила о нём: «Яковлев - актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла. Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Вы будете ещё долго нести эту радость людям, Юрий Васильевич. Плёнки не горят. Простите и прощайте.