"Леди из Шанхая", 1948

Nov 16, 2018 14:29

Для тематической кинорулетки №23. Классические нуары (второй заход)
"Леди из Шанхая", 1948

Фильм с легендарной  Ритой Хэйворт в главной роли, той самой, с чьим изображением плакат прикрывал вырытый путь к побегу из тюрьмы Шоушенк. Она, Рита, и впрямь прекрасна, роль роковой красавицы ей очень под стать, во многом именно на ней и держится фильм.


Это образец нуара (спасибо, Википедия) с характерными персонажами, местом действия и сюжетом.



Начало должно сразу взять зрителя за горло: ночь в большом городе, одинокий герой (Орсон Уэллс) гуляет по парку, героиня в одиночестве едет в экипаже.
Да, 1948 год. Почему экипажи ещё вовсю используются, не совсем понятно, тем более, что героиню ждёт на стоянке собственный автомобиль. Видимо, закон жанра: необычно, романтично, в конце концов, к экипажу-то герой смог подойти, а как бы он к машине подошёл?! В общем, надо либо сразу допустить некую условность и получить удовольствие от просмотра, либо искать какие-то нестыковочки и придираться - а зачем?
Герой - именно герой в прямом смысле слова, потому что через 5 минут после знакомства он уже раскидывает трёх злодеев, напавших на прекрасную героиню, в парке, залитом лунным светом - ах, как это романтично!
Кстати, от романтизма создатели нуаров, по-моему, немало позаимствовали.
Конечно же, изощрённый зритель сходу понимает: вот оно! Да и не изощрённый понимает то же самое, тем более, что весь фильм сопровождает закадровый монолог героя.
Итак, они встретились. Прекрасная она, нежная, хрупкая, с ресницами-крыльями, само изящество, с пистолетиком в дамской сумочке. И брутальный он, голыми руками раскидавший обидчиков, ирландец со странным прошлым и пустыми карманами.


Здесь тоже надо принять условия игры и поверить во вспыхнувшее внезапно, с первого взгляда, чувство, которое во многом определит дальнейший ход событий.
У красавицы есть муж; конечно же, он ей совсем не пара: староват, некрасив, практически калека, но богат и знаменит. Вот мы и получили роковой треугольник, но всё далеко не так просто.


Образ мужа-адвоката почти намеренно гротесковый, что особенно подчеркнёт его речь в суде, где он будет допрашивать сам себя.
Всё, что положено нуару, здесь есть: роковая страсть, ревность, задуманное и осуществлённое убийство, трупы тоже в наличии. А главное - загадка, тайна. Кто же всё-таки должен быть убит, по преступным планам? Всё оказывается не так просто, как могло показаться вначале. Кто-то, возможно, перехитрил сам себя.
Действие добрую половину проходит на яхте, на которой богатое семейство путешествует, куда глаза глядят. Какие потрясающие виды открываются! Даже в чёрно-белом варианте.
Здесь очень много крупных планов героев. Очень крупных и долгих. Лица персонажей уже подчёркивают контраст между ними и выдают характеристики: вот хрупкая красавица, у которой так очаровательно дрожат губки и пальцы, вот прямодушный главный герой (честность и решимость тоже на лице написаны), вот довольно гнусный тип с гнусной ухмылкой.
Прекрасное лицо Риты на весь экран - произведение искусства. Она поёт печальную песню, в глазах горят слезинки, а в ушке - бриллиант, - трогательно и красиво.


Свет - отдельная песня. Было ощущение, что оператор просто хотел (и умел!) снять красиво, это вполне получилось. Просто глаз радуется, особенно когда лунный свет падает на лица героев.
Финальное бегство из суда, погоня, перестрелка среди зеркального лабиринта -  просто отлично. Ещё очень понравилось, как главный герой кубарем катится по горке в парке аттракционов, куда попал невольно: очень символично, всё уже под откос, не зависит от тебя совершенно, тебя только уже несёт неизвестно куда, да и выкинет.
Хороший фильм для знакомства с классикой жанра и с легендами кино.
8/10

нуар, кино, Р. Хейворд, "Леди из Шанхая", О. Уэллс, кинорулетка, Голливуд

Previous post Next post
Up