К определению прогресса

Feb 05, 2017 11:06

Тут одна из моих френдов olga-smir недавно интересовалась определением прогресса. Сам я прогресс очень ценю, но без его логического определения как-то жил до сих пор и большого неудобства не чувствовал. Но из-за Ольги задумался над определением ( Read more... )

измышления

Leave a comment

Comments 27

moonwalker72 February 5 2017, 08:25:09 UTC
>Графоманские романы никакого влияния на будущее не окажут, потому что их никто не читает.

Вы серьёзно заблуждаетесь. И читают и, соответственно, оказывают влияние, воспитывая дурной вкус и низкие требования к качеству текста.

Reply

warlen February 5 2017, 08:28:47 UTC
Ну, скажем так: каждый отдельный графоманский роман оказывает очень небольшое влияние на будущее, потому что его прочитает небольшое количество людей. В противном случае он перестает быть графоманским.

Reply

moonwalker72 February 5 2017, 08:37:34 UTC
Нет, не перестаёт. :) Это значит лишь то, что цель достгинута - планка требований снижена.

А ставит эту планку издатель. И он рассуждает так же как и вы, поэтому вместо одного романа заключается контракт на серию. Нпример, "Ричард - Длинные Руки" или про попаданцев или еще что-то такое вагонно-туалетное. Автор-графоман здесь вообще роли не играет - одним из его главных достоинств является то, что он относительно легко заменяется другим.

Reply

warlen February 5 2017, 08:46:43 UTC
Когда я писал в корневом посте про графоманские романы, я имел в виду именно в таком смысле: роман, который кроме автора прочитало в лучшем случае несколько человек. Автора "Ричарда - Длинные Руки" довольно странно называть графоманом. Может он и бездарность, но профессионал.

Reply


taki_net February 5 2017, 09:24:08 UTC
Мне кажется, что социальный прогресс - это создание среды, в которой человек делается все менее зависимым от сил природы и от диктата общества. Суммарно по этим двум параметрам.

Reply

warlen February 5 2017, 09:35:08 UTC
Нунан сморщился и замотал головой. "Нет," - сказал он. "Это уж слишком… Это не про нас…"

Хотя надо будет подумать. Я шел дедуктивным путем - от общего к частному. Пока думал о прогрессе вообще, включая даже биологический. Конкретно о социальном пока не задумывался.

Reply

rezerved February 5 2017, 12:26:17 UTC
У Такинета определение понятия "прогресс" относительно годное, просто слово "социальный" лишнее, а слово "диктат" лучше заменить на "ограничения".
В словарях есть сущностный признак "движение от менее совершенного к более совершенному".
И в основном "прогресс", в отличие от "развития", относится к человеческому обществу.

Reply

warlen February 5 2017, 15:33:23 UTC
Ну я же сказал, что на первый взгляд у Такинета все слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Reply


lenivtsyn February 5 2017, 12:29:56 UTC
Усложнение ради упрощения. Проще выжить. Проще получить блага, чего-то там достичь.

Reply


spaniel90100 February 5 2017, 13:03:49 UTC
По-моему, всё просто: УЛУЧШЕНИЕ.
А путем усложнения или упрощения - это как выйдет.

Reply

warlen February 5 2017, 15:35:27 UTC
Вот уж нет. Не говоря уже о том, что для разных людей хорошим может оказаться разное, прогресс вообще не однозначно хорошая штука даже если рассматривать с какой-то усредненной общечеловеческой точки зрения.

Reply

spaniel90100 February 5 2017, 15:37:37 UTC
Так точно, разное. Однако прогрессом считается именно то, что - в глазах говорящего - улучшает бытие. Остальное прогрессом и не назовут. По-моему, так.

Reply

warlen February 5 2017, 15:50:02 UTC
Нет, отчего же? Есть и прогрессоненавистники, которые считают прогресс вредным явлением и подгоняют под это понятие все плохое. А вообще понятие прогресса, конечно, допускает разные толкования и некоторый произвол в определениях, но какая-то объективная реальность за ним есть. Оно возникло из анализа человеческой истории, чтобы определить те изменения, которые произошли в человеческой цивилизации в современную эпоху по сравнению с древностью.

Reply


i_gerasimov February 5 2017, 13:44:25 UTC
Мое определение прогресса - поступательное увеличение возможностей цивилизации в целом и каждого из ее представителей в отдельности оказывать активное, преобразовательное воздействие на окружающую действительность и, напротив, уменьшение зависимости разумных лиц и цивилизации в целом от случайностей и ограничений окружающей среды. Социальная же составляющая прогресса - процесс выравнивания возможностей отдельных представителей цивилизации внутри нее по сравнению друг с другом, сглаживание неравномерностей, недопущение, отход от того, чтобы увеличение возможностей одних разумных лиц достигалось за счет уменьшения возможностей других разумных лиц - а лишь исключительно за счет увеличения власти разумных, всей цивилизации, над окружающим миром, "косной материей".
Снижение отчуждения, это, как известно, одна из базовых категорий...
Как-то так.

Reply

warlen February 5 2017, 16:44:15 UTC
Первая часть похожа на Такинета, а дальше про равенство возможностей. Практически Вы отождествляете прогресс и социализм. (Или нам на "ты" обращаться? Когда-то я был с Вами немного знаком, если Вы тот самый Игорь Герасимов.) Чем мне не нравятся такого рода рассуждения, так это склонностью выдавать желаемое за действительное.

Reply

i_gerasimov February 5 2017, 19:39:15 UTC
Да, можно на "ты". Считаю, действительно, что понятия "социализм" и "социальный прогресс" весьма близки, что социализм есть олицетворение социального прогресса на современном нам этапе развития цивилизации. Правда, тут надо будет еще определение социализма давать, а это со всей очевидностью на порядок более сложная проблема.
Насчет желаемого и действительного - не совсем понял. Я пока что всего лишь предложил свой вариант определения прогресса и социального прогресса как составного элемента прогресса вообще. В определении не может быть категорий "желаемое" и "действительное", это всего лишь определение. А вот насколько реальная ситуация, а также то, что разные силы называют прогрессом, соответствует предложенному определению, это уже другой вопрос, тут и можно задействовать эти категории.

Reply

warlen February 5 2017, 20:04:39 UTC
Не знаю как ты, но многие считают, что "прогресс не остановить". То есть предполагается, что прогресс существует независимо от воли отдельных личностей или организаций, точнее, они могут в худшем случае замедлить течение прогресса, но не могут остановить или обратить вспять. С этим и связана склонность приписывать прогрессу желательные черты. Очень удобно: получается, что на твоей стороне сами законы природы.

Reply


Leave a comment

Up