Ни для кого не секрет, что в водители автобусов уходят бывшие уличные гонщики. Как? Вы не знали? Нет, у меня тоже нет точной информации на этот счёт, но мой позвоночник и внутренние органы после многих поездок на общественном транспорте мне мягко намекали на то, что водитель данного автобуса учился не людей возить, а другие автобусы обгонять.
Сколько раз мы повисали на поручнях от резкого старта или резкой остановки автобуса? В детстве я даже пару раз упала. К счастью, оба раза меня подхватывали рядом стоящие мужчины. Спасибо им за это ;)
В борьбе за равновесие даже общая переполненность автобуса кажется благом: в толпе упасть сложно, кто-нибудь падение смягчит. Но, увы, такие истории не всегда заканчиваются абсолютным хэппи-эндом. Расскажу о случае, свидетелем которого я стала на днях.
На остановке 30 лет победы мне удалось поймать 48 автобус. Все, кто живёт или часто бывает в этом районе, знают, какая это удача. 48-ой не делает большого крюка, а сразу сворачивает на Олимпийскую и потом - на Широтную. В общем, на нём ехать гораздо быстрее, чем на 30-ом. Второй вариант - идти пешком до моста и садиться на автобус там. В тот день мне, на первый взгляд, улыбнулась удача. Более того, автобус попался большой, так называемая в простонародье "гармошка", т.е. там почти гарантированно есть если не свободные места, то достаточно свободного места для стоячего пассажира. Но... радость моя продлилась недолго. Проехали мы всего одну остановку.
На остановке ул. Олимпийская в автобус зашли мужчина и женщина пенсионного возраста. Женщина крупная и малоподвижная, мужчина с костылём. Мест свободных много, поэтому проблем возникнуть не должно. Водитель быстро закрыл двери и стартовал с места так, словно перед ним помахали бело-чёрным флагом. И... тут же вдарил по тормозам, вероятнее всего из-за соседнего пешеходного перехода. Женщину, не успевшую сесть на место, сначала отбросило по другую сторону от поручня, потом она пошатнулась и по инерции пролетела метра полтора и упала на спину в середине автобуса, в той самой злополучной гармошке. Пару мгновений присутствующие находились в состоянии ступора. Секундой позже кондуктор и пассажиры бросились к женщине: проверяли её состояние, поддерживали, спрашивали о самочувствии, предлагали вызвать скорую ("Вот скорую не вызовем, а Вы потом скажете, что мы уехали!")... Женщина ощупывала вероятно травмированную руку и периодически прикрикивала на своего спутника: "Сядь, а то упадёшь!". Автобус дальше не поехал, скорую вызвал водитель ("Я только от остановки отъехал..."), а все пассажиры разошлись к другим остановкам. Я на всякий случай записала номер автобуса, дату, время и место.
Обязан ли водитель автобуса думать прежде всего не о расписании, не о конкурентах, а о пассажирах, которых он везёт? Да, обязан. Я знаю, что в автобусе нужно крепко держаться за поручни, но сила толчков там порой такая, что даже я едва могу устоять, что уж говорить о пожилых людях?
На следующий день я снова ехала в той же гармошке, с тем же водителем и кондуктором. Вёл водитель намного медленнее и аккуратнее, притормаживал на поворотах и на каждой остановке оглядывался назад, проверяя, все ли пассажиры заняли свои места. На ошибках учатся?
Отставим в сторону рассуждения о профессионализме водителей и подумаем о нас с вами. Друзья, не забывайте уступать место людям, которые в этом нуждаются! А уж если речь идёт о пенсионерах и людях, затруднённых в движениях, лучше, чтобы место им уступили прямо рядом с входом, чтобы они успели сесть до того, как водитель автобуса вступит в очередную гонку.