Как все-таки интересно устроен мир, где, например, литература неразрывно связана с живописью и музыкой. Это слияние разных творческих направлений приводит подчас к появлению неповторимых произведений и связанных с ними интереснейших историй. Как-то, скользя взглядом по книжным полкам, наткнулась на книгу воспоминаний К.И.Чуковского - раскрыла, стала читать. И тут на глаза мне попалась история, связанная с написанием И.Е.Репиным портрета писателя в 1910 г. Незаметно чтение переросло в маленькое «расследование», которое, собственно, и послужило темой данной истории…
Надо сказать, что
портрет К.И.Чуковского писал не просто великий художник И.Е.Репин, выполняя заказ очередной известной личности, но прежде всего друг семьи, при этом живший неподалеку от него в своих «Пенатах». К.И.Чуковский в своей же книге «Современники. Портреты и этюды» писал о нем как о человеке неординарном и неоднозначном. Он вспоминал, что… «когда
в Третьяковке или в Русском музее смотришь десятки и десятки картин, написанных репинской кистью, Репин кажется великаном. Самое количество этих картин поражает своей колоссальностью. И вот он стоит предо мною - небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в черной шинельке с накидкой, в самых обыкновенных вязаных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он - Репин…»
К.И.Чуковский отмечал, что… «часто Репин приносил с собой акварельные краски и, пристроившись на табурете, в сторонке, сосредоточенно работал кистями, изображая кого-нибудь из сидевших за чайным столом… мы так привыкли к нему, что мало-помалу совсем перестали ощущать его исторической личностью, и он сделался для нас «Ильей Ефимычем», желанным гостем, любимым соседом… Не то чтобы в каретах, но и на извозчиках ездил он редко, а все больше в трамваях или на конке. Очень много ходил пешком. Сам убирал свою комнату, сам - покуда мог - топил печи, сам чистил свою палитру. Ненавидел, чтобы ему угождали, и горе было тому человеку, кто пытался подать ему пальто!..Темперамент у него был воистину репинский. Из его писем мы знаем, что однажды он чуть не запустил в пейзажиста Куинджи чернильницей. И сколько в этих письмах восклицательных знаков: не довольствуясь одним восклицательным знаком, он ставил их по три, по четыре подряд… Слово «бездарность» было самым страшным ругательством в его устах; он произносил это слово с такой безысходной тоской, словно бездарность людей была для него личной обидой».
Так вот, события, о которых пойдет речь, всецело связаны с именем этого художника, невольно ставшего «причиной» мытарств портрета К.И.Чуковского. Вообще, имя И.Е.Репина, как мне кажется, в результате многочисленных стечений обстоятельств, обросло мистическим ореолом, поскольку, как было замечено в народе, всякий, кто становился персонажем его картин, вскоре либо попадал в неприятную историю, либо лишался места, а то и вовсе умирал.
В своем «Дневнике» 1930-1969. Запись от 14 апреля 1968» К.И.Чуковский писал об истории своего портрета следующее <…> В 1910 году он предложил мне позировать ему для портрета. Портрет удался. Репин подарил его мне.
Но в Риме в 1912 году [точнее, в 1911] открылась выставка, и Репин попросил у меня разрешения отправить на выставку мой портрет. Портрет был послан. Через месяц Илья Ефимович приходит смущенный и сообщает, что портрет купили какие-то Цейтлины. «Произошла ошибка,- пояснил он. - Я застраховал портрет за определенную очень малую сумму, а администрация выставки вообразила, что это цена портрета, продала ваш портрет по дешевке. Я был огорчен». Репин, утешая меня, обещал, что напишет с меня новый портрет. <…>
Мой портрет, конфискованный у Цейтлиных [во время революции], очутился в Третьяковке. Там он был повешен в зале, где портрет Павлова (работы Нестерова).
Но висел не более месяца. Пришло какое-то начальство, удивилось:
- Почему Чуковский? Отчего Чуковский?
Портрет убрали в подвал. Когда я снова приехал в Москву, я увидел его в витрине магазина «Торгсин».
<…> через месяц узнал, что портрет увезен в Америку <…>
Немного о «каких-то Цейтлинах»: в 1916 г., попав в Париж, К.И.Чуковский зашел в гости к издателю Цейтлину - и нос к носу столкнулся с собственным изображением. Чуковский завел речь о продаже, но получил отказ. Впрочем, уже через год поступило предложение о покупке, да только время оказалось «революционным» - Цейтлин ухитрился приехать в Россию в конце 1917 г., где его тут же объявили «буржуем и контрой». За подобную связь К.И.Чуковский мог бы поплатиться головой, так что выкупать портрет он не стал. После недоразумения в Риме картина долго странствовала по миру - была в Америке…В середине 30-х пропавший портрет объявился вновь: приехавшая в Союз американка миссис Эдварде, увидев знаменитого писателя, воскликнула: «Ваш портрет кисти Репина висит у нас дома в Штатах!» К.И.Чуковский снова завел речь о покупке - американка улетела домой, слала письма, обещая привезти портрет, и наконец вернулась. Но тогда на дворе был 1937 г… За подобную встречу с «заграничной шпионкой» писателя могли расстрелять, не то что за покупку портрета!
Но и это еще не все… Картина объявилась в третий раз: в 50-е гг. неожиданно потеплели отношения СССР с Израилем, и К.И.Чуковский узнал, что его портрет находится у известного коллекционера Шировера. И снова начались переговоры - на сей раз уже письменные - о покупке своего портрета. И… как только согласие коллекционера было получено, отношения нашего государства с Израилем разладились.
Так и умер Чуковский в 1969 г., не узнав, что случилось с картиной.
Казалось бы, на этом приключения портрета писателя должны были окончиться… Но нет, не тут-то было. В 1993 г. его приобретает в свою коллекцию всемирно известный музыкант М.Л.Ростропович и оперная певица, в прошлом прима Большого театра, Г.П.Вишневская.
Их коллекция русского искусства - собрание редкой цельности. О том, что знаменитая музыкальная чета покупает антиквариат, а Г.П.Вишневская - большой знаток и любитель русского фарфора, известно было давно, но сами владельцы свою коллекцию публично никогда не выставляли и не публиковали. М.Л.Ростропович и Г.П.Вишневская не делали из своего коллекционирования секрета, просто считали собирательство своим очень личным, даже интимным занятием. Они начали покупать предметы русского искусства сразу после вынужденного (и тогда казалось, что навсегда) отъезда с родины и пытались в эмиграции создать идеальный русский дом. «Вот висят эти картины - всегда перед глазами, они как хорошие знакомые, друзья, близкие тебе люди - ты их принимаешь как что-то свое, часть тебя», - пишет Г.П.Вишневская в каталоге.
Дальше события развивались как в романе: после смерти в Москве в 2007 г. Л.Ростроповича Г.П.Вишневская решает окончательно перебраться в Россию, а коллекцию, содержание которой обходилось слишком дорого, продать. Собрание, включавшее около 450 предметов, в том числе такие шедевры, как "Портрет княгини Авроры Демидовой" К.Брюллова, "Портрет Феликса Юсупова" В.Серова, "Сокровище ангелов" Н.Рериха, "Лики России" Б.Григорьева, портреты Репина и прекрасную коллекцию имперского фарфора, предполагалось выставить на торги в лондонском отделении аукционного дома "Сотбис", который издал каталог данной коллекции. В собрании живописи были шедевры музейного уровня: портрет красавицы княгини Авроры был оценен в 800 000 - 1,2 млн фунтов стерлингов, эскиз к картине Александра Иванова «Явление Христа народу» - 500 000 - 1 млн фунтов, портрет князя Феликса Юсупова -800 000 - 1,5 млн фунтов, нежные «Первые шаги» Алексея Венецианова - 500 000 - 1 млн фунтов. Из 22 работ Ильи Репина безусловную художественную ценность представлял портрет молодого Корнея Чуковского - 300 000-500 000 фунтов.
Однако за день до начала торгов было объявлено, что коллекцию целиком купил известный предприниматель и меценат, глава "Газпроминвестхолдинга" и владелец издательского дома "Коммерсант" А.Усманов, заявивший при этом, что собрание будет передано государству целиком и полностью и возвращено на территорию страны, которой принадлежит. Позже стало известно, что он заплатил за возвращение собрания Ростроповича-Вишневской на родину 72 млн. долларов. На размещение собрания Ростроповича-Вишневской целиком претендовали Русский музей в Петербурге, ГМИИ имени Пушкина и Музеи Московского Кремля. Однако, в конце концов, коллекция была доставлена в Константиновский дворец под Санкт-Петербургом, где находится и поныне.
Вот то место, где портрет К.И.Чуковского наконец обрел покой и Россию. Правда, оглядываясь на историю «долгого пути на Родину» данной картины, все же нет-нет, да и мелькнет мысль: «На всегда ли?..»