Этнический монгол, совсем молодым приговоренный к смерти в материковом Китае, признан невиновным спустя 18 с лишним лет после казни.
Суд высшей ступени автономного района Внутренняя Монголия постановил 15 декабря, что Хуугжилт (Huugjilt), которому в момент казни было всего 18 лет, невиновен в приписывавшихся ему преступлениях и принес извинения его родителям.
Как говорится в
репортаже Синьхуа, заместитель начальника суда Чжао Цзяньпин (Zhao Jianping) "с низким поклоном передал плачущим родителям [текст] постановления". Он также
вручил им в качестве "денег сочувствия" от имени суда 30 тысяч юаней.
62-летняя мать казненного Шан Айюнь (Shang Aiyun) сказала, что сожжет копию документа перед могилой сына, чтобы "утешить его дух, страдающий от боли за ложное обвинение". Родители с 2006 года, больше восьми лет, подавали петиции в верховный суд страны и региональный суд высшей ступени. Процесс по пересмотру дела открылся только 19 ноября.
9 апреля 1996 года Хуугжилт и Янь Фэн (Yan Feng) услышали, как кто-то кричит в женском туалете, мимо которого они проходили. Хуугжилт попросил, чтобы его друг и коллега зашел вместе с ним посмотреть, что случилось. Они увидели труп женщины и сразу же убежали. Хотя Янь Фэн предупреждал, что этого не стоит делать, Хуугжилт обратился в милицию.
Юноша оказался удобной жертвой для системы, в которой пытки и произвольные аресты
стали общеизвестным явлением. Следователи были заинтересованы лишь в том, чтобы "срубить палку" для отчетности, и спустя 48 часов подготовили обвинение, основанное на его признательных показаниях.
23 мая 1996-го Хуугжилт был приговорен судом средней ступени Хух-Хото за изнасилование и убийство женщины к смертной казни. Апелляция была отклонена, районный суд высшей ступени утвердил смертный приговор, и 10 июня 1996 года его казнили.
Лишь 61 день понадобился, чтобы пройти от заявления о преступлении до казни, отмечается в материале Синьхуа. В стране проводилась очередная кампания "жесткого удара" по борьбе с преступной деятельностью, так что местные органы милиции, прокуратуры и суда прогоняли дела словно на конвейере.
По данным официальной статистики, только в 1995 году отделы общественной безопасности сдали по стране 1,5 млн уголовных дел, среди которых были типичные для смертных приговоров, в частности, незаконное использование оружия, торговля наркотиками, создание организованных преступных группировок.
Следователи, работавшие в то время в управлении общественной безопасности Хух-Хото, признают, что в ходе кампании устанавливалась ежегодная квота по числу "раскрытых" уголовных дел. В общем, "стремились как можно быстрее завести дело", а значит, "применяли незаконные меры", "незаконно возбуждали дела против подозреваемых".
В процессе пересмотра указывалось, что суд высшей ступени скоропалительно утвердил приговор по делу Хуугжилта, хотя фактические доказательства были "сомнительными или неадекватными".
Однако в 2005-м ответственность за это убийство взял на себя Чжао Чжихун (趙志紅), признавшийся в убийствах 19 женщин. Он обвинен в изнасилованиях и убийствах 10 женщин и девочек в период с 1996 по 2005 годы. В конце 2006-го он предстал перед судом, но вердикт не вынесен и по сей день.
В 2011-м году суд высшей ступени назначил комиссию из пяти судей для подготовки к пересмотру дела Хуугжилта, из которого следует извлечь "печальный и ясный урок", отметил замначальника суда Чжао Цзяньпин. Создана рабочая группа по выявлению лиц, несущих ответственность за первоначальный вердикт, который "был принят без четких доказательств и достаточных свидетельств", сообщил 15 декабря глава информационной канцелярии Ли Шэнчэнь (Li Shengchen).
Адвокат Мяо Ли (Miao Li), представлявшая в суде родителей Хуугжилта, заявила журналистам, собравшимся в их доме, что поможет им добиться компенсации от правительства.
Подобный пересмотр начался 12 декабря в провинции Шаньдун, где изучаются сомнения, касающиеся процесса по делу об изнасиловании и убийстве в провинции Хэбэй. В 1995-м по обвинению в данном преступлении был казнен 21-летний Не Шубинь (Nie Shubin).
Но в 2005-м за три других случая изнасилований и убийств милицией был пойман Ван Шуцзинь (Wang Shujin), который признался в изнасиловании и убийстве, произошедшем еще в 1994-м в городе Шицзячжуан.
После этого 70-летняя мать казненного Чжан Хуаньчжи (Zhang Huanzhi) неоднократно обращалась в суд высшей ступени провинции Хэбэй, добиваясь пересмотра дела и признания ее сына невиновным. Шан Айюнь, мать Хуугжилта, поддерживала ее в борьбе за правосудие, отмечает Синьхуа.
Однако в конце 2013 года суд высшей ступени счел признание Ван Шуцзиня не заслуживающим доверия и обвинительный приговор по делу Не Шубиня остается в силе.
В провинции Аньхой в 2013-м был признан невиновным мужчина, отсидевший 17 лет по пожизненному приговору за убийство жены.