Однопартийный режим в Пекине ограничил благотворительную деятельность в сфере религии

Feb 29, 2012 07:45

Однопартийный режим ужесточил контроль за религиозными организациями, наложив дополнительные ограничения на их благотворительную деятельность и усложнив получение помощи из-за рубежа.

Опубликованное 27 февраля положение, принятое совместно шестью правительственными ведомствами, среди которых госуправление по религиозным делам и госкомитет по делам развития и реформ, открывается формальной похвалой в адрес религиозных организаций, занимающихся благотворительностью, и подтверждением, что к ним должны применяться налоговые льготы.

Но затем в документе излагается ряд новых ограничений: в частности, религиозным организациям воспрещается распространять свои убеждения и подрывать национальные интересы путем благотворительной деятельности.

"Благотворительные операции внутри религиозных структур должны придерживаться ‘принципа самостоятельности’ и быть свободными от влияния внешних сил", цитирует положение South China Morning Post. "Они не должны принимать субсидии, пожертвования и помощь из зарубежья, которая поступает с политическими и религиозными условиями", говорится в нем.

Далее следуют ссылки на фактическую подчиненность местным властям: "Религиозные организации подлежат надзору, управлению и инспекторским проверкам со стороны соответствующих отделов правительства. Разрабатывая свои годовые планы благотворительной деятельности, они должны предоставлять доклады отделам по религиозным делам на уровне выше уездного".

Чиновники заявляют, что таким образом намерены поощрять благотворительную работу религиозных общин, особенно в период стихийных бедствий, но в то же время всеми силами бороться против тесных связей с зарубежными организациями.

Редактор китайской версии журнала Charitarian Ван Ливэй (Wang Liwei) подчеркивает: "В последние годы стало больше религиозных групп, распространяющих свою веру посредством благотворительных акций, что вызывает беспокойство. Некоторые из этих групп не пользуются доверием правительства".

Как считает специализирующийся на изучении некоммерческого сектора профессор Дэн Гошэн (Deng Guosheng) из университета Цинхуа, правительство хочет более пристально следить за религиозными общинами, но при этом как бы поощрять благотворительные мероприятия.

В 2010 году партийная верхушка ужесточила правила получения неправительственными организациями пожертвований из-за границы, потребовав предоставлять регистрационные документы зарубежных доноров и просить одобрения властей, прежде чем принимать пожертвования на сумму, превышающую 1 млн юаней.

Конечно, неправительственные и религиозные организации по-прежнему смогут получать иностранные пожертвования и при новых правилах, но теперь это будет гораздо сложнее, отмечает Дэн Гошэн. Многие подлинно неправительственные организации в материковом Китае испытывают финансовые затруднения, так как в условиях финансового кризиса заграничные группы урезали свои пожертвования и расходы, что привело к сокращению денежных потоков, добавляет он.

"Нехватка фондов в среде неправительственных организаций становится все более серьезной проблемой. У них есть затруднения с получением помощи через местные пожертвования, - указывает Дэн Гошэн. - Остается надеяться, что зарубежные группы не будут резко сокращать средства, выделяемые на Китай".

Зарубежные неправительственные организации, работающие в материковом Китае. нередко подвергаются излишним проверкам. В феврале 2010 года на нескольких университетских сайтах появилось уведомление, выпущенное министерством образования, в котором говорилось, что благотворительная организация Oxfam Hong Kong действует с "недолжными намерениями". В тексте “Shun Oxfam”, размещенном на сайте университета Миньцзу 5 февраля 2010-го, причины такого наезда не уточнялись, но было ясно, что "недолжной" оказалась программа волонтерских тренингов для студентов и интернов в так называемых группах гражданских прав.

Ван Ливэй заметил в то время, что стремление властей ограничить усилия неправительственных организаций в сфере защиты прав граждан проявилось еще в истории с закрытием пекинского института Gongmeng ("Открытая конституционная инициатива"), оказывавшего правовую поддержку семьям, чьи дети пострадали от загрязненного меламином молочного питания.

На самом деле суть проблемы в том, что режим требует, чтобы благотворительность, в том числе внутри религиозных общин, связывалась с идеей сплоченности вокруг партийных бонз, тогда как помощь зарубежных групп слишком сложно соотнести с усилиями коррумпированных чиновников. И поскольку само упоминание об этой проблеме автоматически подрывает авторитет партаппарата, опубликованная Global Times в феврале 2010-го статья на эту тему уже удалена цензурой.

Между тем в школах, больницах и других бюджетных учреждениях развернулась новая кампания по продвижению идеала "святости" в партийном стиле. Школьники принуждаются изучать нехитрое жизнеописание солдата, "канонизированного" в рамках маоистского культа.

Армейский водитель Лэй Фэн, не имевший никаких семейных связей, умер в 1962 году в возрасте 21 лет. Через год был якобы найден его дневник, восхвалявший заботу "партии-матери". По указанию председателя Мао этот солдат стал образцом жизни и смерти во имя партийного лидера.

В марте 2011 года его изображение было размещено на рекламных щитах в шанхайском метро. В феврале 2012-го опубликовано новое издание апокрифического дневника. В провинции Хунань чиновники административного центра Чанша приказали, чтобы школьники начальных классов сочинили новые главы этого текста. На днях выходящая гигантским тиражом в городе Цзинань Qilu Evening News призвала практиковать "дух Лэй Фэна" в повседневной жизни.

Религиозную жизнь материкового Китая по-прежнему определяет маоистский принцип "единого фронта"
В материковом Китае начинается кампания по разгрому протестантских “домашних церквей”
В психушках материкового Китая лечат пропагандой культа председателя Мао
Пекинские бонзы намерены жестче контролировать религиозную и благотворительную деятельность

религия, Пекин, благотворительность

Previous post Next post
Up