По
сведениям Radio Free Asia (RFA), китайские чиновники намерены наложить запрет на проведение фестиваля конных скачек, на который ежегодно собираются тибетские скотоводы в уезде Мачу (кит. Мацюй) в провинции Ганьсу. Хотя в этом уезде нет отмечается особых проблем, это может случиться из-за напряженной ситуации в уезде Нгаба соседней провинции Сычуань, где миряне и монахи монастыря Кирти подвергаются “жестокому и бесчеловечному обращению” со стороны властей.
По словам чиновника туристического управления уезда Мачу, решение отменить фестиваль пока не принято, так как местные тибетцы еще не подтвердили своего отказа от его проведения. Агентства путешествий в Ланьчжоу, административном центре провинции Ганьсу, также пока не располагают информацией, состоится ли в этом году фестиваль конных скачек, являющийся значимым событием для местного тибетского населения, которое к тому же привлекает множество туристов. В течение последних двух лет - очевидно, вследствие выступлений тибетцев в марте 2008 года - конные скачки не проводились, сказал сотрудник одного из агентств, “и в этом году мы по этому поводу еще ничего не слышали”. Поездки туристов в уезд Мачу пока разрешены, добавил он.
Обычно на таких фестивалях конных скачек тысячи тибетцев ставят свои палатки, чтобы присутствовать на состязаниях и других мероприятиях. В 2008 году китайскими властями, опасавшимися повторения стихийных протестов, вспыхнувших в августе 2007-го,
было запрещено проведение фестиваля в Литханге провинции Сычуань. Как
сообщалось, причиной тибетских волнений, отмеченных отважным выступлением главы скотоводческой семьи Ронгьяла Адрака, стала запущенная чиновниками кампания, в ходе которой от монахов местного монастыря требовали подписать бумагу с разоблачением авторитета Далай-ламы. В ноябре 2007 года Ронгъял Адрак по обвинению в "подстрекательстве к раскольническим действиям"
был приговорен судом уезда Карцзе (Ганьцзы-тибетского автономного округа) к 8 годам тюрьмы.
На днях в том же уезде Карцзе провинции Сычуань были разбросаны отпечатанные большим тиражом листовки с призывами к тибетской независимости и возвращению в Тибет Далай-ламы. Как
сообщил RFA один из местных тибетцев, листовки появились 11 мая в двух местах: на центральной площади уездного центра Карцзе, называемой Тагшидо (Tagshido), неподалеку от военного блокпоста, и в районе Кунпхел Шанг (Kunphel Shang) рядом с Народной больницей и отделением милиции. Позже милиционеры собрали сотни листовок, едва уместившихся в два больших мешка.
Через четыре дня, 15 мая, была задержана 37-летняя тибетка по имени Чиме (Chime) из района Дардо Шанг (Dardo Shang), вместе с мужем уже несколько лет управлявшая одной из типографий в уезде Карцзе. Ее дом подвергся обыску, а принадлежащая семье типография закрыта. По словам местных студентов, в отпечатанных ею листовках также содержалось требование, чтобы новоизбранный калон-трипа Лобсанг Сенге получил возможность провести свою инаугурацию в Тибете.
Непрекращающиеся выступления протеста в тибетских регионах Китая явным образом опровергают претензии на право говорить от имени всего тибетского народа, с которыми вновь выступил
назначенный восьмым председателем правительства Тибетского автономного района (ТАР) бывший военный Байма Чилинь (Падма Чолинг в
англоязычной версии новостей Синьхуа). В ходе встречи, организованной 19 мая в пресс-канцелярии госсовета КНР в Пекине, он без всяких оснований заявил, что его правительство является единственным легитимным правительством, избираемым тибетцами с 1965 года.
Однако в материковом Китае выборы властей вообще отсутствуют, поскольку партийные боссы в Пекине предпочитают утверждать, что народ для участия в выборах “еще не созрел”. Сама должность, которую занимает Байма Чилинь, носит чисто символический характер, так как решения принимаются в стенах районного комитета компартии, который возглавляет представитель ханьского большинства Чжан Цинли. В ходе встречи, приуроченной к 60-й годовщине подписания "Соглашения о мерах по мирному освобождению Тибета", известному как “Соглашение из 17 пунктов”, которую решено с помпой отметить в партийных кругах, Байма Чилинь высказался в поддержку отдела “единого фронта”, представитель которого
заявил на днях, что отказывается от переговоров с новоизбранным главой кабинета-министров ЦТА. Китайское правительство будет вести переговоры только о будущем Далай-ламы и его окружения, никак не касаясь "правительства в изгнании", подчеркнул председатель "народного" правительства ТАР.
Между тем 21 мая в Дхарамсале
открывается второе генеральное совещание тибетцев в изгнании, в ходе которого планируется обсудить поправки в “Хартию тибетцев в эмиграции”, необходимые для передачи политических полномочий, осуществляемых Далай-ламой, новоизбранному главе кабинета министров Центральной тибетской администрации (ЦТА) Лобсангу Сенге. Как отметил в интервью PTI член тибетского парламента Дава Церинг, в трехдневном совещании примут участие 418 делегатов, среди которых будут парламентарии, министры, новоизбранный калон-трипа, секретари различных департаментов ЦТА, бывшие министры и члены парламента, представители неправительственных организаций, поселений, школ тибетского буддизма и религии бон, эксперты и гражданские активисты.
Итоговая резолюция совещания будет передана 24 мая на обозрение Далай-ламе, а затем поправки в Хартию тибетцев в эмиграции должны быть утверждены на дополнительной сессии тибетского парламента.
Тибетцы в Карцзе радостно встречают двух монахов монастыря Цицанг (Tsitsang), вышедших в марте на свободу после трехлетнего тюремного заключения; Тензин Нгодруб (Tenzin Ngodrub) и Лоянг (Loyang) были арестованы во время тибетских волнений в марте 2008 года