Кашаг центральной тибетской администрации (ЦТА) обратился к международной общественности с призывом убедить Пекин отказаться от использования силы для разрешения кризиса вокруг монастыря Кирти в северо-восточном Тибете (автономный округ Аба провинции Сычуань).
В заявлении, опубликованном на официальном
сайте ЦТА 23 апреля, выражается глубокая озабоченность в связи с
силовым подавлением протестов, начавшихся в монастыре в марте, когда один из монахов совершил акт самосожжения в знак скорби об участниках мирных манифестаций, погибших от выстрелов солдат вооруженной милиции весной 2008 года.
После 16 марта китайские власти
заблокировали проход в монастырь Кирти,
разместив вокруг дополнительные подразделения солдат. С 12 апреля около 200 тибетцев, в основном пожилых, устроили возле монастыря сидячую забастовку, чтобы не позволить властям забрать монахов в центр временного содержания для так называемого “перевоспитания”.
21 апреля около 9 вечера солдаты вооруженной милиции и отряд специального назначения (duijin) предприняли штурм, задержав 300 монахов; когда их увозили, дежурившие возле монастыря тибетцы попытались остановить военных. Участники протеста были разогнаны солдатами вооруженной милиции, жестоко избивавшими тибетцев. Монахи на 10 грузовиках с закрытыми номерами и надписями на бортах были отправлены либо в уезд Дуцзянъян, либо в Таши Линг (кит.: Ли сянь).
У людей сломаны руки и ноги, у одной пожилой женщины нога сломана в трех местах; им вставили кляпы из тряпок, чтобы они не могли кричать", -
цитирует одного живущего за границей монаха Кирти “Международная кампания за Тибет” (ICT). От побоев скончались двое пожилых мирян - 60-летний Донгко (Dongko) и 65-летняя Шеркьи (Sherkyi). Донгко происходит из деревни Тринкен Чукле (Trinken Chukle) скотоводческой общины Верхняя Тава (Tawa Gongma) уезда Нгаба, где у него остались супруга, Трангме, сын Цултрим и дочь Тринле Цо. Шеркьи происходит из домовладения Рако Цанг (Rako Tsang) в Накцангма (Naktsangma) в границах поселения Ча уезда Нгаба.
Два грузовика с задержанными участниками протеста
были отправлены в армейский лагерь, и еще два - на кладбище Raybong - хоронить погибших. К 9 утра 22 апреля почти все задержанные были отпущены, однако несколько молодых тибетцев остались под стражей. Вечером 22 апреля пропала девушка из домовладения Накле Лосанг (Nakle Losang) - ни о ней, ни о других задержанных подробностей пока нет. Все магазины и рестораны в уездном центре были закрыты; на улицах появлялись только машины военных и чиновников.
По
сообщению Reuters, власти провинции Сычуань ввели на неопределенный срок запрет на посещение иностранцами тибетских регионов Карцзе (Ганьцзы) и Нгаба. В соответствии с приказом управления общественной безопасности провинции Сычуань от 21 апреля, иностранцы, уже находящиеся в упомянутых выше регионах, должны немедленно покинуть их.
“Исходя из доступной информации, ситуация является крайне напряженной и критической”, отмечает кашаг, подчеркивая, что в отсутствие независимых наблюдателей, правовой поддержки и свободной прессы ситуация вполне может “перерасти в геноцид”. Кашаг обращается к международному сообществу, правительствам и парламентам во всем мире с настойчивой просьбой попытаться “убедить Китай не применять силу для разрешения кризиса”, а также призвать китайское руководство освободить задержанных монахов монастыря Кирти. В документе подчеркивается “искренняя надежда” на то, что правительство Соединенных Штатов поднимет и обсудит эту проблему с китайской стороной во время ежегодной встречи по правам человека, которая откроется на днях в Пекине.
Кашаг обращается с подобной просьбой и к правительствам других стран, участвующим в двусторонних диалогах с Китаем.
Кашаг считает, что сила не является корректным ответом на подлинные нужды народа, отмечается в документе. “Мы уверены, что у монахов монастыря Кирти имеются реальные причины для недовольства, требующие от китайской стороны готовности рассмотреть их с позиций толерантности и широких взглядов”.
Откликаясь на
кризис, нависший над монастырем Кирти и поселением Нгаба, Конгресс тибетской молодежи, крупнейшая неправительственная организация тибетцев в изгнании, провел 22 апреля массовую манифестацию протеста с осуждением расправы китайских властей с мирными тибетцами.
Власти уезда Нгаба заявили 22 апреля через агентство Синьхуа о решении провести в монастыре Кирти сборы по правовому перевоспитанию" - мол, монахи создают "проблемы" и занимаются "незаконной деятельностью". Как говорится в циркуляре уездного правительства, "отдельные монахи монастыря посещают проституток, пьянствуют и участвуют в азартных играх, а некоторые распространяют порнографические видеоматериалы".
Подобные обвинения, подчеркивает спикер ICT Кейт Сондерс (Kate Saunders), использовались против участников монашеских протестов и раньше, а теперь понадобились, чтобы "исказить и повлиять на восприятие" критической ситуации вокруг Кирти. "Монахи Кирти находятся на передовой линии опасного сражения за выживание культуры и религии Тибета", отметила она, и это такая реальность, которую “не могут изменить никакие попытки облить их грязью по поводу секса и азартных игр”.
Ассоциация тибетских женщин (TWA) и движение политзаключенных GuChuSum организовали многочисленный митинг протеста в связи с гибелью пожилых защитников монастыря Кирти. Дхарамсала, 24 апреля 2011