Число отсроченных смертных казней в Китае впервые в этом году превысило число немедленных, отражая политику «применения смертной казни лишь к небольшому числу весьма серьезных преступников», заявил 23 ноября председатель верховного суда Сяо Ян (Xiao Yang).
Как
сообщает China Daily, Сяо Ян отнес эту перемену за счет того, что он назвал «более осторожным использованием смертных приговоров» верховным судом, вернувшим себе право пересматривать все постановления о смертной казни, вынесенные нижестоящими судами. Верховный суд вернул себе это право с 1 января 2007 года, завершив тем самым 26-летний период, в течение которого он не участвовал в утверждении постановлений о казнях в Китае. Сяо Ян, председатель верховного народного суда, выступая на общенациональной рабочей конференции по правовым реформам, отметил «плавное» продвижение этой значимой реформы, хотя и отказался дать статистические сведения о вынесенных судами смертных приговорах. По его словам, эта реформа обеспечила «равенство всех обвиняемых перед законом» и унифицировала «правовую шкалу» в практике вынесения смертных приговоров.
Он добавил, что «те, кто может быть оправдан, не будут казнены, и те, кого не требуется казнить немедленно, не будут подвергнуты немедленной казни». «Суд должен убедиться, что смертная казнь будет применяться только к тем, кто совершил весьма серьезные преступления», имеющие сильный общественный резонанс, отметил он. По его словам, на этом пути число немедленных казней постепенно сокращается.
Смертные приговоры в Китае делятся на две категории: немедленная казнь или отсрочка приведения в исполнение смертного приговора на два года. Как гласит обнародованный в 2007-м циркуляр верховного народного суда КНР, все дела о смертной казни, где смертный приговор не требует немедленного исполнения, должны предусматривать двухлетнюю отсрочку. «Смертные приговоры с отсрочкой исполнения могут служить наказанием виновного, в то же время сокращая число смертных казней», говорится в нем.
Верховный народный суд Китая рассматривал все дела о смертной казни до 1983 года. Затем в делах, относящихся к преступлениям, считавшихся серьезной угрозой общественной безопасности и социального порядка, суды провинциального уровня получили статус последней инстанции. Однако такая практика, когда провинциальные суды одновременно рассматривали жалобы на смертные приговоры и проводили в жизнь окончательные постановления о смертной казни, вызвала большую критику из-за множества получивших огласку случаев несправедливого осуждения.
По
информации Shanghai Daily, c тех пор, как верховный суд вновь стал заниматься рассмотрением смертных приговоров, значительная часть таких постановлений была возвращена для пересмотра.
15 ноября Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН принял резолюцию, которая призывает государства, сохраняющие смертную казнь, «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение с последующей отменой смертной казни». Резолюция также требует от государств «соблюдать международные нормы, предусматривающие гарантии защиты прав приговорённых к смертной казни» и «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться высшей мерой наказания».
По данным Amnesty International, 133 государства либо отменили смертную казнь в законодательном порядке, либо не применяют ее на практике. В 2006 году смертные приговоры приводились в исполнение лишь в 25 странах. В этом же году 91% казней, о которых стало известно, имели место в Ираке, Иране, Китае, Пакистане, Судане и США. Китай голосовал в ООН против решения призвать к введению всеобщего моратория на смертную казнь, которое, по мнению Amnesty International, можно считать «исторически значимой резолюцией - важным шагом на пути к отмене смертной казни во всём мире».