Депутаты тибетского парламента в изгнании продолжают обсуждать послание Далай-ламы

Mar 16, 2011 05:59

В ходе бурной 9-часовой дискуссии 15 марта депутаты тибетского парламента в основном высказались против предложения Далай-ламы о передаче политических полномочий выборному лидеру.

Пока мнения всех 43 членов парламента еще не озвучены, но премьер-министр Самдонг Ринпоче уже заявил, что коллективное мнение парламента склоняется к тому, чтобы просить Далай-ламу пересмотреть свое решение. “Примерно одна треть депутатов, принимающих участие в дискуссии, выступили за то, чтобы Далай-лама и далее возглавлял правительство в изгнании”, - сказал премьер-министр.

11 из 14 депутатов, выступивших первыми, возражали против внесения поправок в документы, регулирующие систему правления в тибетском сообществе в изгнании. Дава Пхункьи (Dawa Phunkyi), Гьялронг Дава Церинг (Gyalrong Dawa Tsering) и Карма Чопхел (Karma Choephel), успевшие высказаться до перерыва на чай, абсолютно отвергли решение Далай-ламы о передаче политического руководства. Потом раздалась даже угроза выйти из состава парламента, если Далай-лама не пересмотрит свое решение.

"Мнение народа не согласно с решением Далай-ламы. Я уйду в отставку, если пройдет какое-либо предложение о переменах", - сказал депутат Уген Топгьял (Ugen Topgyal). “Мы не готовы принять его решение. Никто не может заменить его. В этой ситуации все члены парламента проголосуют против его решения и попросят отозвать”, - отметил член парламента Карма Еши (Karma Yeshi).

Трое из выступавших даже предложили провести референдум среди 200-тысячного сообщества в изгнании. По крайней мере 6 депутатов выразили намерение принять решение в форме срединного подхода, предусматривающего внесение определенных поправок, позволяющих избавить Далай-ламу от административной нагрузки, но при этом оставив ему политические полномочия. "Мы можем попросить Его Святейшество пока не уходить в отставку, а между тем внесем поправки изнутри", - предложил Сонам Гонпо (Sonam Gompo).

Некоторые парламентарии выражают опасения, что в случае отказа Далай-ламы от политического руководства будет нанесен серьезный ущерб борьбе за разрешение тибетского вопроса. “Место, которое занимает Тибетом в глазах международной общественности, напрямую связано с фигурой Далай-ламы. Неясно, куда все пойдет без него. Перемена власти не должна быть настолько резкой. И ситуация внутри Тибета отнюдь не способствует такой передаче [власти]”, - сказал депутат Ачарья Яши (Aacharya Yashi) в интервью Deccan Herald.

Тибетский поэт и активист Тензин Цунду, присутствовавший на сессии парламента, отмечает, что многие депутаты испытывают неуверенность по поводу тех последствий, к которым приведет предложение Далай-ламы о передаче политических полномочий выборному представителю. “Предлагается внести изменения в традицию нескольких столетий - и это совсем не просто”, - подчеркивает он.

Пресса нередко ошибается, указывая, что Далай-лама будет искать преемника или исчезнет из поля зрения, отмечает Тензин Цунду в своем комментарии, опубликованном 14 марта на страницах Hindustan Times. На самом деле это решительный шаг по подготовке к сценарию “после Далай-ламы”, поясняет он. Для тибетского правительства в изгнании сложение Далай-ламой политических полномочий означает передачу девяти ключевых функций власти, которыми он облечен в соответствии с “Хартией тибетцев в эмиграции”.

Как напоминает Тензин Цунду, Далай-лама назначает и может снимать главного судью и двух его помощников, главу избирательной комиссии и главного аудитора. Хотя калон-трипа избирается прямым голосованием, а семь других министров должны быть одобрены большинством в две трети голосов депутатов парламента, Далай-лама может распустить кашаг (кабинет министров), состоящий из 8 членов, и парламент из 43 членов, как это произошло в 1990-м. Все резолюции, принимаемые парламентом, включая ежегодный бюджет, должны направляться ему на утверждение, без чего они не могут стать законом.

Тибетский парламент должен не только обсудить предложение Далай-ламы, но и обдумать, как внести фундаментальные поправки в Хартию. К тому же Далай-лама напомнил о необходимости внести поправку в положение о регентском совете, поскольку соответствующая статья в Хартии “сформулирована лишь как временная мера, основанная на традициях прошлого”. В рамках нового механизма власти возникнут иные ресурсы для определения премьера ('silon) или регента ('desi'), которыe обычно занимались политикой в переходный период между предыдущими далай-ламами, отмечает Тензин Цунду.

Перед открытием сессии 15 марта профессор Самдонг Ринпоче сообщил, что все восемь членов кабинета министров тибетского правительства в изгнании единодушно поддержали инициативу тибетского лидера. "Пусть и с тяжелым сердцем, но нам следовало принять решение Его Святейшества об отставке с поста политического руководителя", - сказал он перед открытием сессии 15 марта. Теперь, когда правительство ясно обозначило свою позицию, последнее слово за депутатами парламента.

“Это дискуссия с открытым финалом. Пока никакого прогресса не наблюдается, и нельзя сказать, как сложится положение к концу сессии”, - отметил премьер-министр для Deccan Herald.

Но в свете послания Далай-ламы перемены в механизме власти неизбежны.


Спикер тибетского парламента Пенпа Церинг зачитывает послание Далай-ламы. Дхарамсала, 14 марта 2011

Тибетский парламент в изгнании завершит дискуссию по предложению Далай-ламы к вечеру 15 марта

Тибет, Далай-лама, тибетцы

Previous post Next post
Up