Два активиста были задержаны на месте “жасминового” собрания в центре Пекина

Mar 07, 2011 07:17


В третье жасминовое воскресенье 6 марта в Пекине особенно крупные подразделения сил безопасности были размещены уже в двух местах возможных собраний. Помимо многотысячных отрядов милиции и агентов в штатском были мобилизованы массы "дружинников". За несколько часов до назначенного на 14 часов "начала" демонстраций в зонах шопинга появились подметальные и поливальные машины.
По свидетельству американского блоггера, преподающего в Пекине историю, иностранцев останавливали за два квартала до зоны шопинга Xidan (Сидань). Некоторые журналисты из Гонконга с техникой для видеозаписи подверглись обыску милиции.

Даже гонконгские депутаты Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), поселившиеся в расположенном неподалеку от улицы Wangfujing Beijing Hotel, сетовали по поводу повышенных мер безопасности. Глава канцелярии по связям центрального правительства в Гонконге Пэн Цинхуа (Peng Qinghua) вынужден был утром 6 марта пройти через проверку в отеле, чего не было в предшествующие дни. Другой депутат, Майкл Тянь (Michael Tien Puk-sun), опаздывая на встречу, не смог воспользоваться боковым выходом из отеля на улицу Wangfujing. Ссылаясь на свой статус члена ВСНП, он задавал недоуменные вопросы сотруднику отеля, который только и мог сказать, что эта дверь "не работает".

Как сообщает гонконгская Standard, в 14 часов ресторан “KFC” на пешеходной улице Wangfujing внезапно закрылся - по словам сотрудников, на "противопожарные учения". Напротив ресторана “McDonald's” мужчина, попытавшийся сфотографировать толпу агентов в черных футболках, и еще один, рискнувший развернуть плакат, были затолканы в микроавтобусы управления общественной безопасности и увезены в неизвестное место.

Пока известно имя только одного из задержанных в ходе жасминовых собраний на улице Wangfujing: 20 февраля гражданский активист Вэй Цян (Wei Qiang) был схвачен, когда выкладывал информацию в Twitter. Как заявила 3 марта базирующаяся в Гонконге организация Chinese Human Rights Defenders, это единственный человек, задержанный по уголовному подозрению в участии в “незаконной” демонстрации.

В районе Zhongguancun, где находятся кампусы Пекинского университета, университета “Цинхуа” и университета “Жэньминь”, заметные силы милиции были размещены перед крупным рынком электроники, где неизвестным организатором было обозначено место для “гуляния”. По сведениям South China Morning Post, перед входом на территорию Пекинского университета и на ближайшем перекрестке наблюдалось несколько машин милиции, тогда как в университете Цинхуа усиление безопасности не так бросалось в глаза. Поговаривали, что в столичных университетах студентам объявили о запрете принимать участие в “жасминовых” митингах или появляться в обозначенных для этого местах. Гонконгская South China Morning Post сообщает о задержании на 2-1/2 репортера агентства Al Jazeera.

В Шанхае, как сообщают корреспондент журнала Stern Янис Вугиукас и пользователи Twitter, не менее ста явных участников собрались на митинг возле кинотеатра “Мир”, где вместе с агентами в штатском насчитывалось 400 человек. Корреспондент Stern стал очевидцем задержания одного из них милицией.

По меньшей мере 15 иностранных журналистов, в том числе корреспонденты из Испании, Франции и Германии, а также нанятый японской телекомпанией местный ассистент были задержаны милицией и иммиграционными чиновниками в ходе "проверки виз" внутри и вокруг торгового центра “Raffles City” в центре города. Как сообщает репортер South China Morning Post, чиновник службы иммиграции заявил ему, что можно "пойти по магазинам, попить чаю или кофе", нельзя только брать интервью. Но через 25 минут, уже внутри “Raffles City”, подошли два милиционера и потребовали предъявить паспорт и пресс-карту.

Затем репортера South China Morning Post доставили в неприметное одноэтажное здание с традиционной китайской крышей, откуда вскоре перевели в подземный бункер. Оттуда он вышел только через три часа после краткого допроса относительно мотивов, приведших его в торговый центр, и того "совпадения", что в это же время там появилось так много иностранных журналистов.

В Шэньчжэне напротив двух ресторанов “McDonald's” в многолюдном торговом районе Huaqiangbei дежурили несколько тысяч милиционеров, агентов в штатском и охранников, а на близлежащих улицах стояли автобусы и машины, в которых ожидали сигнала сотни солдат вооруженной милиции в специальном снаряжении. В Гуанчжоу присутствие милиции перед Народным парком и стадионом “Tianhe” было не так заметно, как в предшествующие жасминовые воскресенья. Зато гораздо большее напряжение ощущалось перед кофейней “Starbucks” на станции метро “Gongyuanqian” у Народного парка, где милиционеры в форме снимали едва ли не всех прохожих.

Дополнительным отражением нервной реакции властей стали также комментарии в партийных органах - Beijing Daily в столице, Jiefang Daily и ее приложении Shanghai Morning Post в Шанхае. "Горстка людей внутри и вне страны с неясными мотивами творит заговор против подъема Китая и пытается нанести ущерб развитию страны, раздувая беспорядки", говорится в комментарии Beijing Daily, второй день подряд убеждавшей население почитать 'руководящую и направляющую роль' компартии.




Объявление о "противопожарных учениях" в зоне шопинга Xidan. Пекин, 6 марта 2011

17 иностранных журналистов были задержаны милицией в Шанхае в "жасминовое" воскресенье

Шанхай, Шэньчжэнь, Пекин, реформа, Китай

Previous post Next post
Up