Незрячий активист Чэнь Гуанчэн (陈光诚), помещенный местными чиновниками под произвольный домашний арест после освобождения из тюрьмы пять месяцев тому назад, сделал видеозапись, в которой обратился к миру с разоблачением "хулиганских методов", используемых против его семьи. Он говорит, что власти не заставят его замолчать. 39-летний Чэнь и его жена со времени его освобождения 9 сентября содержатся без связи с внешним миром в их доме в деревне Дуншигу (Dongshigu) в уезде Линьи провинции Шаньдун. Только его 76-летняя мать может выходить из дома, чтобы купить еды.
Часовая видеозапись была размещена 10 февраля на сайте американской христианской организации
China Aid. Президент организации Боб Фу сообщил, что запись сделана в январе и "предоставлена заслуживающим доверия источником из правительства, с сочувствием относящимся к положению Чэнь Гуанчэна". По его словам, публикация видеозаписи необходимо, чтобы показать репрессивные меры, которым Чэнь подвергается по приказу властей. "Чэнь живет в ужасных условиях, отрезан от всех внешних контактов и незаконно удерживается в своем доме, - говорит Боб Фу. - Мы не можем верить в серьезность заявлений Китая о верховенстве закона, когда Чэнь Гуанчэн и другие защитники гражданских прав подвергаются заключению, бесследным исчезновениям и издевательствам".
На записи Чэнь Гуанчэн говорит, что вышел "из малой тюрьмы в большую". Это первые его слова, услышанные за пределами Китая с 2006 года. Он рассказывает, что в день выхода из тюрьмы 9 сентября его сопровождали до дома три машины милиции: "С тех пор они ведут за мной круглосуточную слежку. Охранники разделены на три группы, по 22 человека в каждой, в том числе милиционеры из уездного управления безопасности". По его словам, местыне чиновники даже установили на соседних домах устройства, блокирующие мобильную связь. На записи сразу появляется "дружинник" в штатском, который всматривается внутрь дома через сухие кукурузные стебли, которые Чэнь Гуанчэн навалил у окна, чтобы создать им хоть какие-то препятствия.
Его жена Юань Вэйцзин (袁伟静) говорит о своих опасениях за судьбу детей, сидя в полутьме под книжной полкой. "Я не осмеливаюсь говорить громко", - жалуется она, всхлипывая. Видно, как двое детей лепят во дворе пирожки из грязи и водят отца по дому.
Агенты безопасности неоднократно провоцировали его, говорит он: мол, в любой момент, как только захотят, могут снова посадить. "Чэнь Гуанчэн освобожден, это верно, но он может в любой момент отправиться обратно [в тюрьму]. Это правило партии, и очень простое - если мы сказали, ты виновен, значит, виновен," - цитирует он их слова.
Они также не позволяют соседям помогать семье, говоря, что он "предатель" и "контрреволюционер". "Консервативные силы коммунистических властей нагло поставили себя выше конституции и закона, нападая на крестьян и защитников гражданских прав - и это достигло наихудшего уровня", - говорит он. “Они используют хулиганские методы, чтобы провоцировать и создавать трудности - они говорят, что мы будем вас бить и бить, и никакие судебные органы [вам] не помогут”.
Гражданский активист заявляет, что не сдастся под нажимом властей. клянется, что не отступит. "Мы должны противостоять страху, - говорит он. - Мы не должны уступать неразумным требованиям [властей] и должны настойчиво разоблачать их. Нас не заставят замолчать". "Я мысленно готов к тому, что они могут сделать со мной то же, что сделали с Гао Чжишэном, но я не боюсь", - продолжает Чэнь. Адвокат и правозащитник Гао бесследно исчез - никто не может вступить с ним в контакт.
Чэнь Гуанчэн отбыл в тюрьме Линьи срок в 4 года и 3 месяца, к которому был приговорен по обвинению в “умышленном повреждении общественного имущества и организации сборища, вызвавшего нарушение движения транспорта”. На самом деле он был заключен в тюрьму после того, как обвинил власти провинции Шаньдун в принуждении 7 тысяч женщин к абортам и стерилизации.
Начиная с 2005 года, Чэнь Гуанчэн и Юань Вэйцзин начали изучать рассказы крестьян о том, что власти города Линьи применяют крайнее насилие при проведении мер ограничения рождаемости, а затем совместно подготовили изложения этих эпизодов для подачи исковых заявлений против местных чиновников. Эта их работа по документации нарушений и предоставлению правовой помощи крестьянам представляет первый известный в материковом Китае случай координации усилий для оспаривания государственного насилия, связанного с политикой “одна семья - один ребенок”.
За подготовку исков Чэнь и Юань были 12 августа 2005 года помещены под домашний арест. 11 марта 2006-го Чэнь был взят под стражу, а 24 августа 2006-го его приговорили к тюремному заключению. По сведениям CHRD, после этого местные чиновники неоднократно натравливали своих “хулиганов” на сочувствующих его семье людей. 8 марта 2009 года подверглись словесным и физическим угрозам приехавшие к Юань влиятельный журналист Ван Кэцинь (王克勤) и его друзья. В апреле 2010 года репортер и активист из провинции Хэбэй Сюй Ишунь (徐义顺), попытавшийся навестить ее, был отправлен в лагерь трудового перевоспитания на 18 месяцев. В сентябре репортерам
Associated Press пришлось развернуться, поскольку им перекрыли проезд мужчины с палками, угрожавшие разбить машину, если они не уедут.
В январе госсекретарь США Хиллари Клинтон накануне визита председателя КНР Ху Цзиньтао упомянула о положении Чэнь Гуанчэна, призвав к его освобождению наряду с лауреатом Нобелевской премии мира Лю Сяобо и Гао Чжишэном.
Правозащитная организация China Human Rights Defenders (CHRD) сообщает, ссылаясь на "источник внутри" материкового Китая, что в наказание за видеозапись Чэнь Гуанчэн и его жена Юань Вэйцзин 10 февраля были избиты до потери сознания. "Они не могут встать с постели и им не позволяют отправиться в больницу", говорится в заявлении CHRD. На звонки по номеру его жены звучит автоматический ответ, что этот номер более не используется.
По сведениям
Radio Free Asia, после публикации видеозаписи местные милиционеры забрали из дома его брата Чэнь Гуанфу (Chen Guangfu). "Они сказали, что хотят что-то с ним обсудить, и увели, - сообщила его жена 10 февраля. - После этого я не могу с ним связаться".
Этот случай стал отчетливым подтверждением царящего в материковом Китае произвола местных чиновников, которые распоряжаются местной милицией по своему усмотрению и нанимают “хулиганов”, чтобы запугивать тех, кто пытается “качать права”.
"Хотя это выглядит как действия местных чиновников, центральное правительство пришло с местными к негласному соглашению, что пока поддерживается стабильность, никто в правительстве может не волноваться по поводу международной критики", - пояснил в интервью
Australian пекинский адвокат Тан Цзитянь (Tang Jitan).
Состояние заключенного в тюрьму провинции Шаньдун незрячего адвоката резко ухудшилось В столице провинции Сычуань подвергся избиению адвокат заключенного в тюрьму приверженца ‘Фалуньгун’ Семья заключенного в тюрьму незрячего активиста лишена связи с внешним миром О нарушениях в связи с политикой планирования рождаемости Human Rights Watch: за 11 месяцев до старта Олимпиады Китай усилил атаки на журналистов