В китайском интернете (в частности,
здесь) циркулирует открытое письмо, выражающее обеспокоенность по поводу “криминализации высказываний”, отразившейся в деле уйгурского журналиста Хаилаите Ниязи (в другой транскрипции Гейрет Нияз),
приговоренного 23 июля за “подрыв государственной безопасности” к 15 годам тюрьмы. Под письмом, перевод которого опубликован базирующейся в Гонконге правозащитной организацией Chinese Human Rights Defenders (
CHRD), стоят 23 подписи видных правозащитников, среди которых Тэн Бяо (滕彪), Фань Яфэн (范亞峰) и другие ханьские активисты из Пекина, Гуанчжоу, Чэнду и Нанкина, а также уйгурский ученый Илихаму (Yilihamu) из Пекина и тибетская поэтесса Осер (ее местонахождение скрывается).
Авторы письма напоминают, что Хаилаитe Ниязи, родившийся в Тачэн (Qoqek) в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), получил степень в университете ‘Minzu’ в Пекине и занимал посты главного редактора Xinjiang Legal Daily и заместителя директора журнального издательства «Перспективы верховенства закона» (Fazhi Zongheng). Будучи редактором и директором сайта Uighurbiz.net, а также администратором дискуссионного форума этого сайта, Ниязи писал эссе на китайском, постепенно набрав внутри Китая значительную аудиторию.
Он сочетал свой личный опыт столкновения с проблемами уйгурского сообщества с систематическим исследованием, продолжают авторы письма. Как отмечалось в статье Asia Weekly, Ниязи внимательно следил за реакцией уйгурских пользователей на инцидент в городе Шаогуань провинции Гуандун, где 25 июня 2009 года
произошла межэтническая стычка между ханьцами и уйгурами, придя к заключению, что 5 июля в Урумчи возможен более значительный инцидент. Примерно в 8 вечера 4 июля Ниязи вступил в контакт с правительственными чиновниками, предупредив их о результатах своих исследований, а на следующее утро, в 10 утра, в ходе личной встречи с высшим руководством СУАР выступил с тремя собственными рекомендациями. “Однако чиновники не предприняли по ним никаких действий”, подчеркивается в открытом письме.
Ниязи был уверен, что причины июльского инцидента в Урумчи проистекают из неудовлетворительного состояния двуязычного образования в СУАР и инициатив правительства по отправке уйгуров в другие провинции в качестве промышленных рабочих. Эту позицию Ниязи выразил в своих интервью прессе, а затем опубликовал статью, касающуюся инцидента 3 сентября, когда ханьские демонстранты в Урумчи потребовали, чтобы партийный босс СУАР Ван Лэцюань за неверные действия властей в связи со вспышкой насилия 5 июля был снят со своего поста.
В своих статьях он также указывал на то, что уйгуры, хотя и живут в богатом ресурсами регионе, не получают значимых экономических выгод и постепенно оттесняются на обочину бедности. Более того, расширяя в течение последних 20 лет использование антитеррористической политики и идеологической кампании против раскола, расставив по всей территории СУАР блокпосты, власти подвергли уйгуров во многих местах унижающим человеческое достоинство обыскам и проверкам, которые повысили градус повседневного раздражения в уйгурском сообществе и привели к разжиганию конфликтов на межэтнической почве.
Как один из уйгурских интеллектуалов, сохранивших независимое мышление, говорится далее на
сайте CHRD, Ниязи давно носил в себе глубокую обеспокоенность по поводу судьбы Китая и его этнических меньшинств, а также проблем, затрагивающих гражданские права и благополучие граждан. Он продвигал идеи взаимопонимания между уйгурами и ханьцами, выражая настолько умеренные и разумные взгляды на политику и культуру, что некоторые считали его сторонником режима. “Мыслители такого типа чрезвычайно важны для развития коммуникации и доверия между этническими группами. И выдвинутые против Ниязи безосновательные обвинения, и вынесенный ему суровый приговор граничат с разжиганием экстремистских настроений и действий, углублением напряженности между этническими группами”, подчеркивают авторы открытого письма, добавляя, что 15-летний приговор вызвал негативную реакцию со стороны представителей всех народов Китая, включая ханьцев и уйгуров.
Подписанты письма выражают также серьезную обеспокоенность с новыми арестами и приговорами, нацеленными против администраторов уйгурских сайтов и журналистов, отмечая, что связанные с “криминализацией высказываний” обвинения в адрес Ниязи и других лиц являются нарушением конституционных обещаний “уважения и защиты прав человека со стороны государства”.
По
сведениям New York Times, 21 июля судом средней ступени Урумчи был приговорен к 5 годам тюрьмы администратор и владелец сайта “Diyarim” Дильшат Фархат (Dilshat Perhat); администратор сайта “Salkin” Нурели (Nureli) осужден на 3 года; администратор сайта “Shabnam” Ниджат Азат (Nijat Azat) получил 10 лет заключения. Эти приговоры, вынесенные по туманно сформулированному обвинению в “создании угрозы государственной безопасности” на закрытых процессах в течение одного дня, стали показательным отражением того, насколько Пекин заинтересован в запрете любой дискуссии по поводу событий 5 июля 2009 года.
Живущий в Великобритании брат Дильшата Фархата Дильмурат (Dilmurat Perhat) ранее, опасаясь за судьбу брата, вынужден был подчиняться требованиям властей СУАР и не обсуждать его дело в прессе. “Но сегодня мне нечего опасаться, поскольку мой брат осужден”, - отметил он, сообщив об этих приговорах правозащитной организации Amnesty International. “Власти выдвинули против моего брата и других уйгурских сайтов обвинения в создании угрозы государственной безопасности, но они ничего такого не совершали, - подчеркнул Дильмурат Фархат, вместе с братом занимавшийся сайтом “Diyarim”. - Мой брат всегда поддерживал китайское правительство. Мы вели этот сайт с 2002 по 2009 годы - в течение семи лет, не имея никаких проблем с китайскими властями”.
Начиная с 3 июля 2009 года, Дильшат Фархат пять или шесть раз обращался к отвечающим за безопасность китайским чиновникам, уведомляя их о том, что на сайте “Diyarim” появились анонимные публикации с призывами к мирной манифестации протеста, которые он удалил. Еще одно объявление о демонстрации появилось на сайтах “Diyarim”, “Salkin” и “Shabnam” в воскресенье, 5 июля, в 3.30 утра, так что администраторы попросту не успели удалить его до начала дня. После беспорядков эти сайты были официально закрыты цензурными органами СУАР. У властей, подчеркивает Дильмурат Фархат, “не было никаких доказательств обвинения”, а единственным поводом для подозрений в ‘создании угрозы безопасности государства’ явились, как нетрудно догадаться, именно упомянутые выше анонимные объявления.
В апреле к пожизненному заключению в тюрьме по обвинению “раскольническую деятельности, утечку государственных тайн и организацию незаконной демонстрации” была приговорена уйгурская писательница Гульмира Имин (Gulmira Imin), публиковавшаяся на сайте “Salkin”. По данным Amnesty International, в ходе судебного процесса она заявляла о пытках и скверном обращении в период после задержания.
Amnesty International,
опубликовавшая доклад о применении излишней силы китайскими властями в период уйгурских волнений 2009 года, 30 июля
обратилась к Пекину с призывом освободить руководителей сайтов на уйгурском языке, а также выпустить других уйгуров, задержанных по произволу чиновников однопартийного режима. “Попытки китайских властей взять под контроль всю сетевую активность в Синьцязне не в силах заглушить подлинные претензии, - заявил директор Азиатско-Тихоокеанского центра Amnesty International Сэм Зарифи. - Эти три уйгурских сетевых администратора должны выйти на свободу”.
Спикер Всемирного уйгурского конгресса в Швеции Дильшат Рашит (Dilxat Raxit) заявил, что его организации известно о по меньшей мере 76 лицах, оказавшихся за решеткой именно за свою работу в интернете. Почти все они содержались incommunicado (без связи с внешним миром), добавил он. Развернутая однопартийным режимом Пекина кампания против свободы выражений в интернете,
сказал он в интервью New York Times, имеет двоякую цель: пресечь утечку новостей негативного характера во внешний мир и заставить уйгуров отказаться от распространения таких новостей или критики в адрес чиновников в частном обмене. Доступ в интернет за пределами региона, без всяких законных оснований отключенный после беспорядков 5 июля, был восстановлен лишь через 10 месяцев, в мае этого года. “Люди стали опасаться бродить по сети, - отметил он. - Они боятся, что попадут на неправильную страницу или напишут что-то не то, и их заберут”.
Живущий в Пекине видный уйгурский экономист Ильхам Тохти, сайт которого был заблокирован более чем на год, указывает, что эти аресты заморозили коммуникации и дискуссии между уйгурами в материковом Китае, если учесть, что далеко не все из них в достаточной степени владеют письменными навыками на китайском. “У нас не слишком много выходов на традиционные медиа, - подчеркивает он. - Для уйгуров выразить себя можно именно так, [в уйгурском интернете], но в данный момент нас заставляют молчать”.
Дильшат Фархат, владелец сайта на уйгурском языке, приговорен 21 июля к 5 годам тюрьмы
В Урумчи с вертолетов разбрасывают листовки с пропагандой против Ребии Кадир Один из бывших рабочих фабрики игрушек в Шаогуань задержан милицией за распространение слухов