Более тысячи монахов из расположенных по соседству монастырей Сурманг, Сершул, Секар и других присоединились к спасательным работам в уезде Юйшу, перенося тела погибших в монастыри. Центральное телевидение Китая CCTV также подтвердило, что на помощь спасателям поспешили прибывшие из-за пределов уезда тибетские монахи.
Настоятель монастыря Сершул Тензин Юндун (Tenzin Yundun)
сообщил Guardian, что привел в Цзегу несколько сот монахов, и в течение первых 24 часов они извлекли из-под развалин 60 выживших.
Монахи и монахини оказывают помощь в поиске выживших и погибших, но главная их задача заключается в проведении погребальных ритуалов над сотнями тел, ведь тибетцы составляют свыше 90% от 80-тысячного населения Юйшу. В главном зале монастыря Цзегу читаются молитвы над более чем тысячью доставленных сюда тел. По
данным RFA, в самом монастыре, который тибетцы называют Гьегу (Gyegu), погибли 6 монахов. Сколько погибших монахов в монастыре Трангу (Thrangu), сосчитать еще не успели, но в расположенной рядом с монастырем Трангу деревне из 100 жителей остались в живых лишь 20.
По данным на 17 часов 16 апреля, землетрясение унесло 1144 жизни, хотя в полдень сообщалось о 719 погибших. Пропавшими без вести значатся еще 417. Среди спасенных 11744 раненых, 1192 пострадали серьезно. Столь резкий рост власти провинции Цинхай соотносят с тем, что в данные включены приезжие - ранее учитывались только погибшие с постоянной пропиской в Юйшу, а также с ускорением раскопок после появления тяжелой техники. Но теперь, поскольку критические для спасения людей 72 часа уже прошли, чиновникам следует отвлечься от статистики и экономического ущерба, и продемонстрировать уважение к тибетской культуре и традициям.
Материковые чиновники обычно стремятся затушевать резкие различия национальных культур, усиленно пропагандируя сплоченность народов вокруг однопартийного режима. Именно идеологическое давление, связанное с внедрением системы утверждения чиновниками реинкарнаций тибетских лам, стало причиной массовых тибетских волнений, вспыхнувших в Лхасе в марте 2008 года и распространившихся на все регионы исторического Тибета.
Понимая, насколько чувствительным для тибетцев является соблюдение посмертных ритуалов, власти провинции Цинхай поспешили 15 апреля выпустить директиву по обращению с телами жертв землетрясения. Этот документ призывает оказывать уважение погребальным традициям различных этнических меньшинств, но требует также, чтобы отделы гражданской администрации и государственные похоронные агентства отслеживали, куда отправляются тела погибших. Директива также наделяет органы милиции и здравоохранения полномочиями по своевременной кремации неопознанных и невостребованных трупов после оформления соответствующих бумаг.
О том, насколько уникальными и сложными являются традиционные тибетские похороны, власти постарались не упоминать. Как
рассказал в интервью гонконгской South China Morning Post заместитель директора института тибетских исследований Сычуаньского университета Ши Шо (Shi Shuo), в тибетских общинах материкового Китая практикуются по меньшей мере пять похоронных ритуалов, включая небесные погребения, кремацию, погребение в воде и похороны в земле. В отличие от ханьцев, тибетцы не уделяют большого внимания состоянию тел умерших, считая более существенным, чтобы похороны сопровождались всеми необходимыми молебнами и ритуалами.
Поскольку после землетрясения необходимо провести обряды над телами погибших, которых насчитывается так много, отмечает Ши, представителям власти "следует с должным уважением относиться к пожеланиям родственников, тибетских лам и монахов, постоянно советуясь с ними". "По-моему, лучше будет оставить тела на попечение родственников, или, если таковых нет, лам и монахов", - подчеркивает он.
По его данным, среди тибетцев Юйшу практикуются главным образом небесные погребения, хотя иногда проводятся и похороны в воде - для умерших в юном возрасте, тогда как в случае инфекционных заболеваний, или когда смерть не была вызвана естественными причинами, осуществляются похороны в земле. Тела старших монахов и почтенных лиц подвергаются кремации.
В этих ритуалах многое зависит от той трактовки, которую тибетские ламы и монахи дадут в том или ином случае кончины в результате землетрясения. Властям следует считаться со значением процесса похорон, "поскольку это окажет существенное влияние на состояние тех, кто пережил землетрясение". Чтобы содействовать проведению похоронных ритуалов, чиновники могли бы озаботиться доставкой уважаемых лам и старших монахов из соседних монастырей, отмечает Ши.
Тибетцы в уезде Юйшу придерживаются традиций кхампа (kangbar), в соответствии с которыми предпочитают небесные погребения, подчеркивает живущая в Пекине известная тибетская поэтесса Осер (Tsering Woeser). Однако, полагает она, в данном случае едва ли будет возможно осуществить именно эти ритуалы из-за недостатка места для похорон столь большого числа жертв; к тому же расположенный неподалеку от главной площадки небесного погребения аэропорт Юйшу распугал грифов. Оставшиеся грифы все равно не смогут расклевать все трупы, так что "наиболее вероятный вариант - кремация", считает Осер.
Монах у сложенных в монастыре тел погибших в результате землетрясения в тибетском регионе Юйшу (Кьегудо)
Пекин отказался от помощи Тайваня по спасению жертв землетрясения в тибетском регионе Пропагандистские боссы в Пекине обеспокоены утечкой информации из тибетского округа Юйшу Далай-лама и кашаг выразили соболезнования жертвам землетрясения в тибетском округе провинции Цинхай